Художественно-педагогическое творчество учителя изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗО


В современных условиях модернизации российского образования одной из актуальных является проблема учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей с целью воспитания и развития гармоничной, эстетически развитой личности.

Решение данной проблемы в Республике Адыгея, имеющей богатые традиции этнохудожественной культуры, определяется рядом конкретных задач:

  1. Формирование у учащихся эстетического отношения к ценностям адыгской художественной культуры (прикладному, изобразительному искусству, фольклору, музыке, танцам), а также – художественным ценностям других народов Адыгеи и Кубани;
  2. Изучение традиционного искусства народов Адыгеи и обучение учащихся практическому овладению способами изображения орнамента адыгов, греков, татар, плетения ручной тесьмы, изготовления украшений в технике аппликации с использованием в работах доступных возрасту средств художественной выразительности;
  3. Активное применение в приобщении учащихся к ценностям художественной культуры народов Адыгеи и Кубани разнообразных методов и форм работы, включающих интерактивные подходы, методы проектного обучения, а также – уроки ИЗО и специально организованные внеклассные (внешкольные) мероприятия, в том числе – посещение музеев и художественных выставок.

Большое внимание решению подобных задач уделяет на протяжении многих лет Хамед Ахмедович Хасанов, учитель изобразительного искусства и художественного труда средней школы №6 аула Хатажукай Шовгеновского района. Его профессиональное становление как учителя ИЗО относится к началу 90-х годов прошлого века. Вначале он руководил кружком декоративно-прикладного искусства, а с 1992 г. назначен учителем изобразительного искусства и художественного труда в начальных классах.

Хамед не имеет специального художественного образования. Окончив национальный факультет АГУ по специальности адыгейский язык и литература, он, благодаря своему художественному дарованию, посвятил себя приобщению детей к миру прекрасного в области изобразительных искусств.

Новизна и актуальность его педагогического опыта обусловлена разносторонними интересами в разных областях творческой деятельности: в истории, краеведении, этнографии, археологии, топонимике, художественных ремеслах, педагогике искусства. Но главное направление в своей педагогической деятельности он видит в изучении и практическом освоении традиционного прикладного искусства адыгов, приобщение к его ценностям учащихся начальной школы.

Существенную научно-методическую помощь в решении этого направления учитель получает, систематически посещая с начала 90-х годов специальные, проблемные курсы переподготовки и повышения квалификации, организуемые кабинетом изобразительного искусства Адыгейского республиканского института повышения квалификации. Для проведения лекционных занятий и мастер-классов на курсы приглашаются опытные, квалифицированные преподаватели и мастера различных художественных ремесел.

Одним из ученых, раскрывшим слушателям научные, исторические основы прикладного искусства адыгов следует назвать искусствоведа Аслана Кушу, который прочитал цикл интересных лекций об искусстве адыгов, в том числе о художественных достоинствах адыгской циновки как эстетической ценности национальной культуры, возрождение которой осуществил замечательный народный мастер Замудин Гучев.

Другой известный ученый археолог и искусствовед Нурбий Ловпаче обратил внимание педагогов искусства на художественные особенности адыгской, сероглиняной керамики, красота и привлекательность которой складывалась как из разнообразной формы изделий, так и мастерского украшения их несложным, но выразительным орнаментом.

Мастера прикладного искусства практически показывали слушателям способы изготовления изделия, например, создание ювелирного украшения (Ася Евтых), плетение циновки (Замудин Гучев), техника золотого шитья и аппликации (Юрий Сташ). Их увлеченность и мастерство покоряли слушателей и они старались освоить азы ремесла. Хамед Хасанов стал одним из наиболее любознательных слушателей и учеников, который внимательно слушал, запоминал сказанное и всегда задает вопросы преподавателям или общается с ними дополнительно после окончания занятий.

Особое впечатление на него произвел своим виртуозным мастерством плетения тесьмы и басонных изделий известный ученый и мастер Кабардино-Балкарии, профессор А.С. Кишев, который был приглашен в Майкоп для проведения лекций и мастер-класса. Многому научился у него тогда и Хамед Хасанов, например, плетению разных видов ручной тесьмы (круглой, плоской, раздвоенной), а также – различных декоративных элементов для украшения одежды и предметов быта.

Учителя ИЗО с особой легкостью осваивали технологию плетению тесьмы, потому что занятия проводил опытный специалист. Его объяснения были неторопливы, четки и последовательны. В замедленном темпе, очень наглядно, он показывал все этапы плетения тесьмы, повторяя отдельные действия, что позволяло обучаемым следовать за ним и в точности воспроизводить демонстрируемые им движения пальцев. Отдельные, трудные для усвоения моменты он иллюстрировал рисунками на классной доске.

Умелое применение репродуктивного метода обучения основам художественного ремесла по плетению пальцевой тесьмы стало для слушателей и для Хамеда Хасанова настоящей школой методического мастерства.

Почти с самого начала своей педагогической деятельности Хамед Ахмедович Хасанов увлеченно занимается краеведением, этнографией, археологией. В определенной мере этому способствовали и методические рекомендации кабине ИЗО АРИПК по изучению, возрождению и пропаганде традиций адыгейского национального прикладного искусства через школьное художественное краеведение (1989 г.).

Известно, что в Адыгее издавна сложились своеобразные традиции народного декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел, которые находили воплощение в богатой орнаментальной культуре, золотошвейных изделиях, циновках, ювелирном и оружейном искусстве, аппликациях, войлочном ковроделии, чеканке, керамике.

Однако с течением времени по ряду причин эти традиции стали угасать, все меньше становилось мастеров народных ремесел, редкостными стали и произведения рукотворного прикладного искусства адыгов.

Уже тогда молодой, начинающий учитель стал осознавать, что встала весьма острая проблема возрождения традиций национального прикладного искусства, чтобы пока еще не поздно вернуть потомкам творения народных мастеров в их былом блеске и красоте, продолжить традиции самобытного народного творчества. Он хорошо понимал, что школьное художественное краеведение может стать не только одним из направлений по изучению национального искусства адыгов, но и создать прекрасную научно-методическую, материально-техническую основу для преподавания изобразительного искусства на конкретном местном материале этнохудожественной культуры.

Своими гипнотизирующими беседами Хамед Ахмедович заинтересовал, увлек учащихся школы художественно-краеведческой работой, и начались активные поиски у местных жителей старинных вещей, предметов быта, орудий труда и произведений художественных ремесел.

Так постепенно школьный краеведческий уголок, как будущий музей, стал пополняться золотошвейными изделиями, футлярчиками, сумочками, сосудами из керамики, кумганами, ковриками, циновками, вешалками для полотенец, посудой, вырезанной из дерева, изделиями кузнечного ремесла.

Уникальная коллекция предметов этнографии и художественной культуры адыгов помогла учителю в экспериментальной апробации первой в Адыгее учебной программы для начальной школы “Изобразительное искусство и художественные ремесла”, разработанной кабинетом ИЗО с учетом региональных, национальных особенностей прикладного и изобразительного искусства Республики Адыгея (1993 г.).

В соответствии с концепцией программы основой формирования эстетической, духовной культуры учащихся должно стать на первом этапе художественного освоения действительности адыгейское народное прикладное искусство в сочетании с другими видами художественного творчества. Учебно-практическая деятельность учащихся была нацелена на изучение и возрождение традиций адыгейского прикладного искусства и других народов Адыгеи на научной основе художественного краеведения, что позволяло им глубже познавать тонкости рукотворного народного ремесла, собирать и сохранять редкостные экземпляры оригинального творчества своих талантливых предков.

Хамед Ахмедович мог теперь использовать собранные экспонаты как весьма интересные и незаменимые наглядные пособия в изобразительной и творческой работе учащихся. Они с большим воодушевлением рисовали с натуры старинные бытовые предметы адыгов, глиняные кувшины, деревянные чаши, делали зарисовки холодного оружия, одежды, войлочных ковриков, необходимых в процессе иллюстрирования народных сказок и сказаний национального эпоса “Нарты”.

Как талантливый педагог Х.А. Хасанов отличается разносторонней педагогической культурой, высокоразвитыми изобразительными способностями, умением выстраивать взаимоотношения с учащимися на идеях педагогики сотрудничества, гуманно-личностного подхода, поддержки личности ребенка.

Своей творческой увлеченностью в разных видах адыгского прикладного искусства (плетение циновки, тесьмы, ювелирного ремесла) Хамед Ахмедович увлекает и учащихся, мотивируя их на занятия рисованием и разными видами ремесла. Например, учитель стал победителем в конкурсе на лучший образец герба Шовгеновского района Республики Адыгея. Подражая учителю, дети стараются выполнять учебные задания красиво, выразительно. Учащиеся, как и их учитель, принимают активное участие в разных выставках и конкурсах, становясь призерами и дипломантами. Брантов Амир награжден “Почетной грамотой” за участие в республиканском конкурсе “Дети и дорога”, Кубашичев Анзор получил Грамоту как участник и победитель краеведческой олимпиады.

Хамед Ахмедович Хасанов хорошо владеет профессиональной компетенцией применения на уроках ИЗО и художественного труда информационно-коммуникационных технологий. Работа с компьютером позволяет учителю экономить время на подготовку к уроку, дает возможность быстро приготовить материал, оперативно составить тестовые здания по ИЗО, подобрать дифференцированные задания для индивидуальной работы с обучающимися.

Мультимедийные презентации, картины, фотографии, рисунки, используемые на его уроках, дают хороший результат. Презентации облегчают учащимся процесс запоминания изучаемого материала по разным видам искусства, дают возможность сделать урок ИЗО более интересным и динамичным.

Хамед Ахмедович, например, интересно, увлекательно провел урок в 4-м классе с применением мультимедийной технологии и метода проектов на тему “Герб моей семьи”. На экране интерактивной доски учащиеся рассматривали и анализировали гербы всех муниципальных образований Адыгеи. В свободном, интерактивном диалоге учитель раскрыл учащимся понятие геральдики, секреты составления композиции герба и воодушевил их на продуктивную творческую работу.

Результатом этого занятия стали весьма своеобразные, интересные в композиционном решении семейные гербы, в которых учащиеся оригинально использовали семейную символику, связанную с профессиональной деятельностью родителей.

А на уроке ИЗО во 2-м классе по теме “Школа народного искусства” учитель показал мастерское владение компетенцией в постановке и реализации цели и задач обучения, развития и воспитания учащихся на традициях художественных промыслов России. Результатом этого урока явились выразительные, красочные узоры хохломы, гжели, уверенно нарисованные учащимися.

В процессе реализации содержания рабочей программы по изобразительному искусству и художественному труду учитель большое внимание уделяет развитию творческих, изобразительных способностей детей, формированию универсальных учебных действий, поощряет самостоятельность и фантазирование в разработке декоративных композиций учащихся.

Много времени Хамед Ахмедович отдает изготовлению, накоплению и обновлению учебно-наглядных пособий по ИЗО и технологии, без которых невозможно достижение планируемых результатов обучения.

Хамед Ахмедович отмечен многочисленными Грамотами за активное участие в районной выставке “Адыгская утварь”, за большую работу по сохранению национальной культуры и истории адыгов, за участие в организации и проведении на высоком уровне серии выставок народных художественных ремесел, за умелое руководство созданного им народного музея этнографии и прикладного искусства в ауле Кабехабль.

Он также активный участник научно-практических конференций и конкурсов. Например, на республиканской научно-практической конференции в 2011 году он выступил с докладом “Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на уроках изобразительного искусства и технологии на ступени начального общего образования”, в котором отметил, что результатом работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся должен быть:
– человек, в деятельности которого преобладают мотивы самосовершенствования;
– человек, знающий свою родословную, малую и большую Родину, уважающий и чтящий обычаи и традиции предков.;
– человек, живущий интересами планеты, участвующий в межнациональном общении;
– человек, в поступках которого превалируют гуманистические идеи и поступки.

В контексте отмеченных положений он и старается воспитывать учащихся 1–4 классов своей школы. А это соответствует идеям парадигмы современного общего образования.

Как творчески целеустремленный специалист Хамед Ахмедович Хасанов планирует в перспективе сосредоточить свою деятельность на дальнейшее развитие музея этнографии, пополнении его новыми экспонатами, а также – совершенствовании своей системы эстетического воспитания учащихся на основе поликультурного подхода в изучении и возрождении традиций этнохудожественной культуры адыгов и других народов и диаспор Республики Адыгея.