Элективный курс "Решение задач повышенной сложности"

Разделы: Химия


Объяснительная записка.

Основная цель школьного обучения – развитие творческого мышления учащихся, их умственных способностей, умений сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки, проводить аналогию, классифицировать. Главенствующее положение при изучении химии пока занимает описательная часть курса, количественные же закономерности рассматриваются нерегулярно, не составляя единства со всем программным материалом. В то же время попытки изучить химические явления, законы и теории без учета количественной стороны явлений приводят к ошибочным представлениям

Решение расчетных задач – важная составляющая процесса обучения химии, призванная обеспечить достижение указанных целей. Задача является обязательным элементом любого экзамена. При обучении химии решению задач должно уделяться особое внимание, т.к. их решение способствует неформальному усвоению теоретического курса. Умение решать задачи дает возможность учащимся глубже изучить и понять многие химические процессы и закономерности. К сожалению, в школьном курсе химии на решение задач отведено достаточно мало времени и данный курс компенсирует этот недостаток.

Включение задач в учебный процесс позволяет реализовать следующие дидактические принципы обучения:

1) обеспечение самостоятельности и активности учащихся;
2) достижение прочности знаний и умений;
3) осуществление связи обучения с жизнью;
4) реализация политехнического обучения химии, профессиональной ориентации.

Задачи повышенной сложности включают различные сочетания теоретического материала, являющегося основой различных видов задач, предусмотренных программой; требуют умения логически связывать воедино отдельные химические явления и факты предусматривают знания не только химических, но и физических свойств веществ, вызывают необходимость использовать знания как нескольких разделов химии, так и общих положений физики и математики; стимулируют более углубленное изучение теоретических вопросов и практических знаний химии.

Программа предназначена для детей, проявляющих повышенный интерес к изучению химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественно – научного профиля (химико-технологические, медицинские, с/хозяйственные вузы).

В программе курса сделана попытка к решению следующих вопросов:
– выработке у учащихся правильных навыков оформления решения задач;
– подготовке школьников к умелому применению обозначений физических величин, единиц СИ и справочной информации;
– показу логической последовательности, используемой в ходе решения задачи, выработке навыков ее применения;
– развитию умения грамотного использования различных способов рассуждения при решении.

Цель курса: создать условия для расширения и углубления знаний по курсу химии 11 класса, научить решать разнообразные задачи повышенного уровня сложности, соответствующие требованиям вузов естественно-научного профиля, содействовать развитию общих приемов интеллектуальной и практической деятельности, способствовать развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Основные задачи:

– повысить теоретический уровень знаний учащихся по химии, обеспечить учащихся необходимой информацией;
– формировать систему взаимосвязи теоретических и практических знаний в химии;
– использовать способы и методы, позволяющие научить рационально мыслить, самостоятельно принимать решения, доказывать свою точку зрения при решении необычных вопросов и задач;
– интегрировать знания учащихся, полученные при изучении предметов естественно – научного профиля при решении расчетных задач по химии.

Каждый раздел включает краткий теоретический материал и систему заданий, способствующих формированию и развитию таких умений и навыков как: работа с учебником и дополнительной литературой, умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать, обобщать, делать выводы, осуществлять самоконтроль и самооценку. Система заданий разнообразна по форме, содержанию и степени сложности и требует от учащихся активной познавательной деятельности. Предлагаемые задачи и задания выполняются в условиях сотрудничества, которое представляется более мощным орудием поиска оригинального решения, чем в одиночку.

Продолжительность курса: 34 часа.

Ожидаемый результат:

  • успешная сдача экзамена по химии за курс средней школы;
  • знание основных понятий и законов химии (систематизация);
  • умение решать задачи и выполнять тестовые задания повышенного уровня сложности;
  • успешная самореализация школьников в учебной деятельности.

Учебный план.

Разделы Всего часов Теоретические занятия (лекции) Практические занятия Контроль
1. Основные понятия и законы химии. 2 1 1
2. Теоретические основы решения расчетных задач. 6 2 4
3. Физико-химические закономерности протекания химических реакций. 3 1 2
4. Физико-химическая теория растворов электролитов и неэлектролитов. 3 1 3
5. Теория окислительно-восстановительных реакций. 3 2 1
6. Неметаллы и их соединения. 5 2 3
7. Металлы и их соединения. 4 2 2
8. Органические вещества. 6 2 4
Итоговая проверка знаний. 2 2

Учебно-тематический план.

Разделы Темы Основные умения
1. Основные понятия и законы химии. – Атомно-молекулярная теория.
– Закон сохранения массы и энергии.
– Газовые законы.
– Объяснение основных законов химии,
– применение закона Бойля-Мариотта, уравнения Клайперона-Менделеева при решении задач.
2. Теоретические основы решения расчетных задач. – Классификация задач. Понятие о двух сторонах химической задачи.
– Анализ химической задачи.
– Использование знаний физики и математики при решении задач по химии.
– Способы решения химических задач. Основные способы решения задач. Дополнительные способы.
– Графический метод решения химических задач.
– Эквивалент.
– Анализ задач;
– применение рациональных способов решения;
– применение различных способов решения задачи;
– использование графических, алгебгаических
способов решения;
– использование понятия эквивалент.
4. Физико-химические закономерности протекания химических реакций. – Энергетика химических реакций, энтальпия, энергия Гиббса.
– Химическая кинетика и катализ.
– Химическое равновесие
– Расчет теплового эффекта реакций по теплотам образования веществ;
– расчет равновесных и исходных концентраций, константы равновесия;
– прогнозирование возможности протекания реакций.
5. Физико-химическая теория растворов электролитов и неэлектролитов. – Идеальные и реальные растворы.
– Способы выражения концентрации.
– Гидролиз.
– Расчет концентраций веществ в растворах;
– нахождение массы продуктов реакций при неполных данных.
6. Теория окислительно-восстановительных реакций. – Окислители и восстановители.
– Ионно-электронный баланс.
– Электролиз.
– Применение ионно-электронного баланса при расстановке коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях;
– расчет по уравнениям электролиза.
7. Неметаллы и их соединения. – Галогены.
– Подгруппа кислорода.
– Подгруппа азота.
– Подгруппа углерода.
– Соединения неметаллов.
– Химический анализ: качественный и количественный.
– Расчет задач на смеси;
– решение качественных задач;
– решение задач на определение неизвестного вещества по химическим свойствам.
8. Металлы и их соединения. – Металлы главных подгрупп.
– Металлы d-подгрупп.
– Соединения металлов.
– Олимпиадные задачи.
– Расчет задач по уравнениям электролиза.
9. Органические вещества. – Углеводороды.
– Гидроксильные и карбонильные соединения.
– Карбоновые кислоты и их производные.
– Углеводы и биологические полимеры.
– Генетическая связь между классами органических соединений.
– Варианты вступительных экзаменов в вузы.
– Вывод МФ веществ по массовым долям, продуктам сгорания, по химическим свойствам и определение их строения.
– Взаимосвясь классов органических веществ
Итоговая проверка знаний. -Спецификация материалов ЕГЭ. Решение тестов ЕГЭ.

Литература для учителя:

  1. Будруджак П. Задачи по химии. М., Мир, 1989 г.
  2. Задачи Всероссийских олимпиад по химии. Под ред. Лунина В. В.-М.: Экзамен, 2004.
  3. Кузьменко Н. Е., Еремин В. В., Чуранов С. С. Сборник конкурсных задач по химии. – М.: Экзамен, 2002.
  4. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2500 задач по химии с решениями для поступающих в вузы. – М.: Оникс 21 век, 2002.
  5. Лилле В. П. Химия. Решение задач. – С-П.: Литера,2005.
  6. Маршанова Г.Л. 500 задач по химии. – М.: Дрофа, 2003.
  7. Свитанько И.В. Нестандартные задачи по химии. – М.: Мирос, 1995.
  8. Соросовская олимпиада школьников. – МЦНМО,1997
  9. Сурин Ю. В. Методика проведения проблемных опытов по химии. М.: Школа-Пресс,1998.
  10. Титова И. М. Уроки химии. Система личностного развития учащихся. С-П.: Каро, 2002.

Литература для учащихся:

  1. Кузнецова Н.Е., Левкин А. Н. Задачник по химии.9 класс. – М.: Вентана-Граф, 2007.
  2. Кузнецова Н.Е., Левкин А. Н. Задачник по химии.10 класс. – М.: Вентана-Граф, 2007.
  3. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2500 задач по химии с решениями для поступающих в вузы. – М.: Оникс 21 век, 2002.
  4. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Начала химии.– М.: Оникс 21 век, 2003.
  5. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Общая химия. Пособие для учащихся. – М.: Оникс21 век, 2003.
  6. Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Задачи по химии для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 2005.