Интегрированный урок (технология + ОБЖ) по теме "Культура питания. Гигиена питания"

Разделы: ОБЖ, Технология


ПЛАН УРОКА

Класс: 5-й класс.

Тема раздела: Культура питания.

Тема урока: “Рациональное питание. Гигиена питания”

Цели урока: формирование у обучающихся основ культуры питания, как одной из составляющих здорового образа жизни.

Задачи урока:

Образовательная – расширить знания обучающихся о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья; обучить правилам здорового питания.

Воспитательная – пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем;

Развивающая – развивать сознательное отношение к своему здоровью с помощью рационального питания – как норме поведения.

Время урока: 45 мин.

Тип урока: урок формирования новых знаний, форма – учебная конференция.

Методы ведения урока: словесный, наглядно-демонстрационный, практический.

Виды контроля: устные вопросы.

Межпредметные связи: ОБЖ.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, карточки с тестами, презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационная часть (1 мин.)

– приветствие;
– проверка явки учащихся.

2. Вводная часть (4 мин.)

– сообщение темы урока, целей и задач урока.

3. Изучение новой темы урока (30 мин)

а) теоретические сведения:

  • Введение в понятие “Культура питания”. Зачем мы едим?
  • Подростковый возраст и потребность в питании.
  • Питание и история.
  • Где содержаться белки?
  • Из истории хлеба
  • Витамины. В каких продуктах содержаться.
  • Гигиена питания

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2 мин).

5. Практическое задание (учащиеся делятся на группы, 5 мин)

Найти соответствие.

6. Заключительная часть урока (2 мин)

7. Убрать рабочие места (1 мин)

Сценарий урока

(Урок проводится в кабинете технологии с использованием компьютера и проектора. Обучающиеся делятся на команды, каждому из участников выдаётся бейджик .Размещение участников конференции по местам производится согласно приложения 2)

ХОД УРОКА

1. Организационная часть

Организаторы (учитель технологии):

Здравствуйте ребята! Мы начинаем урок – конференцию. Все на этом уроке у нас будет необыкновенным: два учителя – учитель ОБЖ и я– учитель технологии, большой экран вместо доски, и вы – участники нашей конференции.

2. Вводная часть

Организаторы (учитель ОБЖ): Здравствуйте ребята!

Мы говорим “здравствуйте”, когда желаем здоровья. Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется, что ты здоров, и всегда будешь таким. А ведь здоровье для человека – одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. Как ни странно, но правильное питание – одна из составляющих здоровья человека, условие для нормального роста и развития ребенка.

Слайд 1

Организаторы (учитель технологии): Мы рады вас приветствовать на нашей конференции посвящённой теме: “Культура питания. Гигиена питания”.

Слайд 2

Организаторы (учитель технологии) Для обсуждения этой темы сегодня на нашей конференции собрались медики, историки ,знатоки и просто слушатели, которые смогут задать свои вопросы нашим специалистам.

(Рефлексия) Начинаем мы нашу встречу традиционно с знакомства (обучающиеся по кругу называют имя и озвучивают своё любимое блюдо)

3. Изучение новой темы урока. Актуализация знаний.

Организаторы (учитель технологии): А теперь настала пора перейти к обсуждению нашей темы.

Слайд 3

Культура питания – важнейшая часть общей культуры здорового образа жизни любого человека. Казалось бы ,странный вопрос :Какая может быть культура у еды? Но это только для тех, кто никогда не задумывался над вопросом, для чего и почему мы едим? Каждый должен знать – мы едим для того, чтобы поддерживать свое существование. Мы едим потому, что мы голодны! [4] Но, на практике к сожаленью бывает, что мы едим просто за компанию или потому, что вкусно.

Поэтому предлагаю девизом нашей конференции взять слова:

“Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть”.

(В центре стола выкладывается эмблема с девизом. Приложение 3)

Как себя приучить к культуре питания? Как правильно питаться? Ни для кого не секрет, что особое значение правильное питание приобретает в школьном возрасте, когда организм активно растет и развивается.

Слайд 4

Медики №1 (с заранее подготовленным материалом): Действительно, подростковый возраст (10-14 лет) связан с резкими качественными изменениями, происходящими в организме. В этом возрасте, в силу бурно протекающих перестроек, увеличиваются потребности организма в энергии, поэтому калорийность рациона должна быть увеличена. [2]

Слайд 5

Медики №2 (с заранее подготовленным материалом): Физические и физиологические изменения, происходящие в подростковом возрасте, должны учитываться при организации рациона питания. Так, особое значение приобретает достаточное поступление белков. Это основной строительный материал всех клеток. Для нормального роста и развития костной ткани требуется присутствие в рационе питания продуктов -источников кальция. Его недостаток приводит к заболеваниям опорно-двигательного аппарата: сколиозу и нарушению осанки. В рационе подростка должны присутствовать и жиры. В подростковом возрасте также увеличивается потребность организма в железе (из-за увеличения объема крови и мышечной массы). [2]

Организаторы (учитель технологии): Чтобы доказать, что питание должно быть сбалансированным, давайте обратимся к истории.

Историк 2 (с заранее подготовленным материалом): В древние времена в Китае имела место быть одна изощрённая, мучительная пытка, которая в итоге заканчивалась смертью жертвы. А заключалась она в том, что провинившегося кормили только пресным варёным мясом. Через месяц жертва в страшных мучениях уходила в мир иной, так как постепенно прекращали работать все системы организма.

Слушатели (задают вопрос знатокам): В чём содержаться все необходимые нашему организму белки?

Слайд 6

Знатоки 1 (с заранее подготовленным материалом):

В зависимости от происхождения белки подразделяются на растительные и животные. Человеческому организму необходимы и те, и другие. Источником необходимого человеку белка животного происхождения является нежирное мясо – молодая баранина, белое куриное мясо, телятина, индейка. Чем жирнее мясо, тем меньше в нем ценного белка.

Слайд 7

Наиболее предпочтительные продукты питания – свежая рыба, морепродукты, икра благородных рыб, обезжиренные молочные продукты, сметана, творог. Причем наиболее ценным и чистым является яичный белок. Яйца – идеальный продукт, снабжающий организм человека чистым белком без жира. Значительно менее полезным является белок, поступающий в организм с красным переработанным мясом – колбасными изделиями, ветчиной, салями, беконом и прочими деликатесами. [5]

Знаток 2 (с заранее подготовленным материалом) Белок растительного происхождения, в большом количестве содержится в гречке, а также в рисе и овсяных хлопьях; им чрезвычайно богаты бобы и соевые продукты. В свой рацион следует включить ржаной хлеб. [5]

Слушатели (задают вопрос историкам): А как давно наши предки ввели в свой рацион хлеб?

Слайд 8

Историк 1 (с заранее подготовленным материалом): впервые человек попробовал хлеба более 15 тысяч лет назад.

Слайд 9

Тогда, правда, это было просто растертое между камнями зерно, разведенное в воде. Позже, когда у людей появился огонь, они начали запекать такое тесто, получая твердые и пресные, но сытные лепешки. Первый хлеб, привычный нам, получили египтяне. Они обнаружили, что при использовании дрожжей или кислого молока, хлеб получается более вкусным, пышным и питательным. Рецепт приготовления такого хлеба у египтян позаимствовали греки, далее он попал к римлянам, а к началу нашей эры римляне уже распространили собственную технологию приготовления хлеба по всем завоеванным территориям. Греки считали, что, если человек поедает свою пищу без хлеба, он совершает большой грех и будет непременно наказан богами. Хлеб в Греции считался главным блюдом на столе (потому, что его было мало), всё остальное было только добавкой к дефицитному хлебу.[6]

Организаторы (учитель технологии): Всем известно, что с питанием наш организм обогащается и витаминами, которые способствуют поддержанию защитных сил организма, сохранению зрения.

Слушатели 2 (задают вопросы знатокам): А какие продукты богаты витаминами?

Слайд 10

Знаток 3 (с заранее подготовленным материалом): Витамин А – содержится в печени трески, болгарском перце, печени, сливочном масле, молочных продуктах, рыбе, рыбьем жире. Он Обеспечивает нормальную работу сетчатки глаза.

Слайд 11

Витамины группы В – содержится в нежирной свинине, печени, почках, картофеле, крупе (пшенная, овсяная, гречневая), хлебе (ржаной и цельнозерновой), бобовых, зеленом горошке. почках, твороге, сыре, шиповнике, цельном молоке, бобовых, зеленом горошке, мясе, крупе (гречневая, овсяная), хлебе из муки грубого помола, шпинате.

Слайд 12

Витамин С – содержится в шиповнике, сладком перце, черной смородине, облепихе, землянике, цитрусовых, киви, капусте, зеленом горошке, зеленом луке, картофеле, хвое, люцерне. Является сильным антиоксидантом.

Слайд 13

Витамин Е – содержится в орехах и растительных маслах. Он влияет на функции половых и эндокринных желез, замедляет старение.

Слайд 14

Витамин D – содержится в печени трески, рыбе, печени, яйцах, сливочном масле. Поддерживает необходимый уровень кальция в крови, что важно для нормальной работы нервной системы, роста костей и поддержания плотности костной ткани.

Слайд 15

Организаторы (учитель ОБЖ): Всегда необходимо знать и соблюдать три правила гигиены питания: умеренность, разнообразие, режим приема пищи.

Медики №1: Умеренность в питании необходима для соблюдения баланса между поступающей пищей и расходуемой в процессе жизнедеятельности энергии.

Медики №2: Разнообразие – в пище должен присутствовать большой набор биологически активных веществ, так как каждый продукт содержит определенную часть веществ, которые не встречаются в других продуктах.

Слайд 16

Слушатели (задают вопрос знатокам):Какая суточная потребность человека в питательных веществах?

Знаток 2: Пищевой рацион должен содержать 80-90 г белков, 100-150 г жиров, 360-400 г углеводов, энергетическая ценность его должна составлять 2750-2800 ккал.

Медики №1: Режим питания человека обычно регулируется аппетитом. Каждому знакомо чувство голода, которое сигнализирует о том, что организму человека для правильной жизнедеятельности важно получить новую порцию пищи, несущую истраченные в процессе обмена веществ энергию, пластические вещества, витамины и минеральные вещества. Из этого следует, что (памятка раздаётся каждому обучающемуся)

Принимать пищу 4 раза в сутки:

Первый завтрак – дома в 7.45 – 8.00;

Второй, тоже горячий завтрак – в школе, во время большой перемены;

Обед – в 13.00 – 14.00, по возвращению из школы;

Полдник – в 16.30 – 17.00, в перерыве между приготовлением домашних заданий;

Перед едой мыть руки с мылом!

14. Во время еды: Не читать; Не разговаривать; Не смотреть телевизор.

15. После еды нужно сполоснуть рот

Организаторы (учитель технологии): Мне кажется ,что каждый из вас получил необходимый запас знаний о правильном питании. На этом мы немного прервёмся и проведём физкультминутку (обучающимся необходимо передать из рук в руки мяч называя при этом любимый фрукт или овощ)

4. Физкультминутка

Слайд 17

5. Практическое задание

(Обучающиеся работают с карточками. Приложение 4)

6. Заключительная часть урока

Организаторы (учитель технологии): Вот и подошла наша конференция к концу.

Ребята! Позвольте поблагодарить вас за труд, который вы проделали, за компетенцию проявленную вами в подготовке материала к уроку. Мне хотелось бы услышать ваше мнение об уроке. Продолжите пожалуйста фразы представленные на слайде.(обучающиеся по очереди продолжают предложения)

Слайд 18

Библиографический список

  1. http://soshinenie.ru/mezhvozrastnoj-integrirovannyj-urok-po-teme-racionalnoe-pitanie-8-11-klassy/
  2. http://myschool7.ucoz.ru/index/vospitanie_kultury_pitanija/0-209
  3. http://neuch.org/thought/refleksiya-na-uroke (релексия)
  4. http://www.myshared.ru/slide/50026/
  5. http://www.ja-zdorov.ru/blog/v-kakix-produktax-soderzhitsya-belok/
  6. https://urok.1sept.ru/articles/612878/
  7. http://xreferat.ru/8/110-1-gigiena-pitaniya-shkol-nikov.html

Приложения

Презентация