Урок развития речи по теме "Словарное слово «беседовать»"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1. Организовать учебно-поисковую деятельность учащихся на уроке с целью:

  • развития системного мышления;
  • развития творческого мышления;
  • поиска смысла через решение контекстной задачи.

2. Создать условия для формирования личностных качеств:

  • ответственность;
  • выбор ответа, способа действия, смысла, способа поведения, задания;
  • коммуникативность.

Для достижения выше поставленных целей необходимо:

  • закрепить знания учащихся по теме “Глагол”;
  • закрепить умения производить известные виды грамматического анализа;
  • закрепить навыки самостоятельного использования дополнительной литературы и словарей русского языка.

Тип урока: урок-исследование.

Этапы

Содержание

1. Орг. Момент Здравствуйте, ребята. Проверьте вашу готовность к уроку.
2. Вводно-мотивационный – Мы закончили изучение темы “Глагол”. Сегодня урок обобщения знаний о глаголе. Урок у нас необычный, урок — исследование. А вы будете исследователями. Предмет нашего исследования — слово. И сегодня мы с вами будем исследовать слово “беседовать”.
3. Познавательный – Посмотрим на это слово с разных сторон науки о русском языке

1. Что изучает фонетика? (Наука о звуках, а звук — это то, что мы слышим и произносим.)
– Рассмотрим, из каких звуков состоит слово. Для этого произведем фонетический анализ слова.
Беседовать — 4 слога, бе-се-до-вать
б [ б'] – согл., звон., парн., мягк.
Е [ и] – гласн., безударн.
С [с' ] – согл., глух., парн.,мягк.
Е [ э ] – гласн., ударн.
Д [ д] – согл., звон., парн.,твёрд.
О [а ] – гласн.,безударн.
В [ в] – согл.,звон., парн.,твёрд.
А [ а ] – гласн., безуд.
Т [ т' ] – согл., глух., парн.,мягк.
Ь [ ]
10 б., 9 зв.
– Подведём итог, что можно сказать о количестве букв и звуков? (оно не одинаково)
Сколько гласных? (4)
Сколько согласных? (5)
– Какие звуки в слове не соответствуют написанию? (и,э,а\)
– Почему? (“е” в безударном положении произносится как “и”, “е” – под ударением обозначает звук “э”, “о” – в безударном положении произносится как “а”)
– Какие трудности в связи с этим появляются? (как правильно написать слово)
Поможет нам здесь следующий раздел.

2. Что изучает раздел орфография? (правописание)
а) Какие орфограммы есть в слове беседовать? (не проверяемая безударная гласная “е”, “о” – суффикс -ова-)
б) Перед вами предложение с пропущенными орфограммами. Какое задание вы бы задали себе? (списать, вставить пропущенные буквы, доказать написанное.)
Я со св...им т...варищем част... б...седую во дв...ре на интер...сующие нас темы.
Проверка написанного. Дети читают слова, доказывают ответ.
Вот мы и наши тесную связь между двумя разделами науки о языке.

3. Что изучает лексика? Лексика изучает значение слова, антонимы, синонимы, многозначность).
– Как известно, маленькие дети задают много вопросов: Почему? Как ? Что? Зачем?
– Как вы бы объяснили значение слова “беседовать” младшему братику или сестре?
– Посмотрим, как объясняет это слово С.И.Ожегов
Беседовать — вести беседу.
– Как вы думаете, есть ли слову беседовать синоним?
– Уточним в словаре синонимов (беседовать — разговаривать, беседовать, объясняться, рассуждать, толковать.)
– Есть ли у этого слова антонимы? Уточним в словаре антонимов (беседовать — молчать)

4. Какие части слова участвуют в образовании новых слов? (приставки и суффиксы)
– Какой раздел русского языка будет рассматривать это явление? (СЛОВООБРАЗОВАНИЕ)
– Образуйте новые слова от слова беседовать. Посмотрим в словообразовательный словарь. Какие ещё слова могут быть образованы? (собеседник, собеседница, собеседование)

5. Что исследует морфология? (Части речи)
– Какой частью речи является слово “беседовать”? (глагол)
– Докажите, что это глагол. (Отвечает на вопрос что делать? Обозначает действие предмета)
– Что мы знаем о глаголе? (Обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать? Что сделать?)
– Произведите морфологический разбор-исследование.
Беседовать — (что делать?) – нач.ф. Беседовать, глагол, 1 спр.

6. Какой раздел науки о русском языке изучает словосочетание и предложение? (Синтаксис)
а) Придумайте словосочетание со словом “беседовать” по схеме:

х

Глагол Имя существительное

Б) Работа по группам
Выберите самое красивое, самое удачное словосочетание.
Проверка
В) Придумайте предложение со своим словосочетанием.
Г) Ребята, я тоже придумала предложение, но вот задача: все слова рассыпались. Помогите составить предложение.
Во, беседовали, о, две, внуках, женщины, дворе, своих.
(Во дворе две женщины беседовали о своих внуках.)
Запись, разбор предложения по членам предложения и частям речи.

– Назовите словосочетания (во дворе беседовали, беседовали о внуках, о своих внуках.)

4. Итог – Сегодня мы исследовали слово “беседовать”, изучили это слово с разных точек зрения. Каких? (Фонетика, орфография, синтаксис, словообразование, морфология).
5. Д/з – Что было особенно интересным?
– Дома посмотрите ещё раз это слово, запомните, как оно пишется. Составьте мини -сочинение со словом “беседовать”.