Занятие "Осень, осень золотая…"

Разделы: Внеклассная работа


Цели занятия:

  1. Формировать представление об окружающем мире; умение создавать в рисунке определенную композиционную форму.
  2. Воспитывать стремление самостоятельно создавать образы.
  3. Развивать творческую активность, эстетическое восприятие окружающего.

Материалы к занятию: альбомы, простые и цветные карандаши, краски, репродукция картины Левитана “Золотая осень”, фонограмма романса “Отговорила роща золотая”, “Времена года” Чайковского П.И., осенние пейзажи (презентация).

Ход занятия

Организационный момент. Вступительная беседа.

Вопросы к детям.

Каждый день, начиная с конца августа, начала сентября мы с вами наблюдаем картины осени, особенно когда выходим на экскурсию в лесополосу.

Вспомните краски осени. Какие они? А как красоту осени можно сохранить и любоваться ею зимой?

Правильно! Собрать гербарий, сфотографировать, нарисовать.Вспомните, как называется картина с изображением природы? (Пейзаж.)

Многие поэты, художники с огромной любовью и теплотой воспевали исполненную тихой прелести русскую природу. Послушайте, что писал об осени Ф.Тютчев.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос.
Теперь уж пусто все, простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.

А вот как описывает осенний лес поэт Иван Бунин.

ЛИСТОПАД

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

Художник Исаак Ильич Левитан…

Он рано остался сиротой, его детство было безрадостным, а когда он учился в училище живописи, ему часто приходилось голодать. Он написал очень много картин, эскизов, рисунков. Его палитра дарит нам все разноцветье родной природы.

Рассматривание репродукции картины И.И. Левитана “Золотая осень”.

Вопросы к детям:

– Какое общее впечатление от пейзажа?

– Приходилось ли вам наблюдать нечто подобное?

– Если да, приведите примеры.

– Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?

(Дети учатся выражать свои чувства, мысли вслух, дают собственную оценку увиденному)

Сейчас, послушайте несколько стихотворений и скажите, какое из стихотворений можно отнести к данному пейзажу.

Ходит осень по дорожке
Промочила в лужах ножки;
Льют дожди, и нет просвета,
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый, кленовый.

(В. Авдиенко)

Скучная картина, тучи без конца
Дождик так и льется, лужи у крыльца
Чахлая рябина мокнет под окном,
Смотрит деревушка сереньким пятном.

(А.Плещеев)

Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса
В их сенях ветра шум и свежее дыханье…

(А.Пушкин)

Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы светлою резьбой
Блестит в лазури голубой
Как вышки, елочки темнеют
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца,
Лес пахнет дубом и сосной.

(И.Бунин)

(Дети отвечают, обосновывая свой выбор).

Далее идет показ презентации “Осенние пейзажи”

Ученик:

Осень, осень – златовласка,
Ты приходишь к нам из сказки.
Как прекрасен твой убор
Янтарем горит узор!
Тихо бродишь на приволье
По лесам и по долинам.
Тебя встретим хлебом-солью,
Гроздью алою рябины.

Красоту осени воспевает и поэт С.А. Есенин.

В одной из телепередач, посвященных поэту, его сестра Александра рассказывала: Однажды вечером они сидели за столом у раскрытого окна. Была осень. В саду под окном росла рябина, на закате её гроздья ярко горели. Сергей, заметив, рябину, сказал грустным голосом: “в саду горит костер рябины красной, но никого не греет он”. Вскоре после этого Есенин написал стихотворение “Отговорила роща золотая”. А позднее композитор Г. Пономаренко сочинил к стихам музыку. Так появился романс “Отговорила роща золотая”, который мы сейчас послушаем.

(Звучит фонограмма)

Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание поэтов и композиторов. Великий русский композитор П.И.Чайковский написал музыкальный альбом “Времена года” Послушайте одну из его пьес “Сентябрь. Осень”, и под эту музыку я предлагаю вам нарисовать красоту осенней природы. Перед вами краски, бумага. Попробуйте изобразить осень, такой, какой вы её видите, чувствуете.

(Под тихую, спокойную мелодию дети рисуют).

В конце занятия можно устроить выставку из рисунков детей, поговорить о рисунках, о чувствах детей.

Рефлексия:

– Что вы ощущали, слушая музыку, что представляли?

– Расскажите о своих чувствах, которые испытали, слушая стихи, романсы об осени, рассматривая картины?

Используемые материалы:

  1. Фонограмма романса “Отговорила осень золотая” (Depositfiles.com).
  2. Подборка стихов об осени (http://www.stihi-rus.ru/deti/osen.htm).
  3. Репродукция картины И.И. Левитана “Золотая осень”.
  4. Аудиозапись пьесы П. И. Чайковского “Сентябрь. Осень”.