Программа цикла семинаров "Новая роль коррекционного образовательного учреждения"

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Актуальность проекта

Коррекционные образовательные учреждения – это образовательные учреждения, созданные специально для детей с учётом всех особых образовательных потребностей, обеспечивающие обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья обучение, воспитание, содержание, способствующие их социальной адаптации и интеграции в общество.

Впервые специально обучать особых детей начали в Испании в 1578 году, в Англии – в 1648 году, во Франции – в 1670 году. Попытки специального обучения детей с нарушениями интеллекта начались в XIX веке, сочетаясь с исследованиями самого явления олигофрении. В Российской Империи система специального образования детей появилась в 1797 году с учреждением ведомства императрицы Марии Федоровны, уделявшего особое внимание детским приютам [2].

В начале XX века в Российской Империи действовало около 4,5 тысяч благотворительных организаций и 6,5 тыс. учреждений для социальной поддержки детей, в том числе с отклонениями в развитии. В дореволюционной России была создана сеть специальных образовательных учреждений, а к началу 20 века, когда опыт обучения и воспитания особых детей был перенят повсеместно, знания систематизировались – коррекционная педагогика оформилась как единая система коррекционного образования [2].

Сейчас более 10000 из 740 000 детей, проживающих в Ростовской области, обучаются по программам специального (коррекционного) образования. Для обучения детей с ОВЗ в области существует система специального (коррекционного) образования, с различными формами организации помощи. Данная система в Ростовской области развивается в двух направлениях: дифференциация и интеграция [4].

В Ростовской области дифференцированная модель представлена 30 специальными (коррекционными) образовательными учреждениями 8 видов, здесь функционируют учреждения всех восьми основных видов (I-VIII вида) для детей с различными нарушениями развития (для глухих детей, для слабослышащих и позднооглохших детей, для незрячих детей, для слабовидящих детей, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с трудностями в обучении – задержкой психического развития, с умственной отсталостью). Чтобы исключить вынесение диагнозных характеристик в реквизиты этих школ, в нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру. Все учреждения специального образования находятся в областной собственности и финансируются из областного бюджета [4].

Сегодня в основных федеральных документах об образовании ставится одна из приоритетных задач – создание благоприятной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию. Эти дети должны быть обеспечены психолого-медико-педагогическим сопровождением и специальными условиями для обучения как в специальных учреждениях, так и в общеобразовательных школах по месту жительства посредством развития инклюзивных форм обучения детей.

В этой связи активно развивается процесс интеграции. Для сопровождения процесса интеграции в области работает служба практической психологии, представленная ППМС-центрами и ПМПК.

Значительная роль в качественном развитии интегрированного образования принадлежит специальным (коррекционным) учреждениям. Актуальность настоящего проекта состоит в том, что отсутствие в общеобразовательной школе программно-методического и кадрового обеспечения процесса приводит специальные (коррекционные) учреждения к необходимости выступить в качестве ресурсного центра организационно-методического сопровождения коррекционно-образовательного процесса, оказывая специализированную помощь общеобразовательной школе в обучении детей с особыми образовательными потребностями, самим детям и их родителям.

С целью оптимизации взаимодействия структур специального и массового образования между органами управления образованием и специальными (коррекционными) учреждениями могут быть заключены договора сотрудничества, предусматривающие оказание методической и практической помощи педагогам, работающим в системе интегрированного обучения, организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в массовой школе.

Система взаимодействия специальных и общеобразовательных учреждений дает положительный эффект и кардинально меняет взгляд на работу специальных учреждений. В связи с этим с целью повышения информированности педагогов общеобразовательных школ о работе специального (коррекционного) учреждения VII вида и возникла необходимость создания данного проекта.

Однако, не смотря на определенные достижения в области образования детей с ОВЗ, остается ряд задач, требующих решения.

Интегрированное обучение может быть не всегда эффективным для части детей. Об этом свидетельствует статистика и опыт. Отсюда возникает вопрос отбора детей для интегрированного обучения. Интеграция не может быть всеобъемлющей прежде всего потому, что мы работаем с детьми с особыми образовательными потребностями. Не все специальные образовательные потребности может удовлетворить массовая школа. Необходимо учитывать дифференцированные показания к интегрированному обучению. В рамках интеграции происходит взаимопроникновение общей и специальной образовательных систем, что способствует социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, а нормально развивающиеся сверстники, попадая в полиморфную среду, воспринимают окружающий социальный мир в его многообразии, как единое сообщество, включающее и людей с проблемами.

Одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста является задержка психического развития. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в возрасте 7-10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности. В медицине ЗПР относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности, которые характеризуются замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. В большинстве случаев задержка психического развития отличается стойкой, хотя и слабо выраженной тенденцией к компенсации и обратимому развитию, возможными только в условиях специального обучения и воспитания.

Термин “задержка психического развития” предложен Г.Е. Сухаревой [10]. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.

В последние годы количество детей с задержкой психического развития не только не уменьшается, оно неуклонно растет. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2 – 2,5 раза.

Встает вопрос – где лучше обучать детей с ЗПР?

Дети и подростки с ЗПР требуют особого подхода к ним, многие из них нуждаются в коррекционном обучении в специальных школах, где с ними проводится большая коррекционная работа, задача которой – обогащать этих детей разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обобщения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.

К таким детям нужен особый подход, но абсолютно такое же отношение, как к детям с нормальным развитием.

Практическая значимость результатов реализации проекта заключается в обобщении опыта работы с детьми с задержкой психического развития, формировании единого коррекционного пространства на основе сетевого взаимодействия образовательных учреждений на территории муниципальных образований с ГКОУ РО Казанской школой-интернатом VII вида как ресурсным центром.

Задачи учреждения как ресурсного центра могут быть следующими:

  • обеспечить сопровождение детей с ОВЗ по профилю школы-интерната (ЗПР), обучающихся, воспитывающихся в массовых образовательных и общеобразовательных учреждениях;
  • оказывать научно-методическую и консультационную поддержку общеобразовательным школ и образовательным учреждениям, реализующих интегрированное обучение детей с ЗПР;
  • осуществлять консультирование родителей, педагогов, специалистов общеобразовательных учреждений по вопросам обучения, воспитания и психолого-педагогической коррекции детей с ЗПР;
  • организовать проведение обучающих семинаров;
  • обеспечить разработку, апробацию и распространение программ, методик, технологий работы с детьми с ЗПР;
  • организовывать обучение, воспитание, оказание коррекционно-педагогической помощи детям с ЗПР с дальнейшей их интеграцией в массовые образовательные учреждения;
  • организовать и методически обеспечить новые методы обучения детей с ЗПР с использованием современных информационных средств, аппаратно-программных комплексов.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: Создание программы цикла семинаров, которая позволит повысить уровень информированности педагогов муниципальных образовательных учреждений о специфике работы специального (коррекционного) учреждения VII вида.

Задачи проекта

  • Создать активную инициативную рабочую группу для реализации проекта.
  • Наладить социальные связи с органами управления образованием муниципальных районов северной зоны Ростовской области путем заключения договоров сотрудничества.
  • Составить план реализации проекта (приложение 2) и программу цикла семинаров (приложение 3).
  • Подготовить сборник материалов по тематике проекта для презентации информации на семинарах.
  • Провести практические семинары в рамках тематики семинаров.
  • Провести День открытых дверей ГКОУ РО Казанской школы-интерната VII вида как заключительное мероприятие цикла семинаров с приглашением участников программы в учреждение (визитная карточка учреждения – презентация).
  • Создать условия для формирования потребности в работе учреждения.
  • Провести анализ реализации проекта и оценить возможность дальнейшего продолжения проекта, расширение территории, контингента участников, возможность развития содержания.

Паспорт проекта (приложение 1)

Ресурсы

Для реализации данного проекта в учреждении имеются следующие ресурсы:

  • Временные: проведение семинаров планируется во время школьных каникул (план проведения семинаров согласовывается сторонами заранее).
  • Информационные: персональные методические разработки педагогов, информация из сети Интернет, специальная литература.
  • Кадровые: администрация учреждения (директор, заместитель директора по УВР), педагоги учреждения (учителя, воспитатели, специалисты службы сопровождения, медицинские работники), водитель автомобиля, МОП учреждения.
  • Материально-технические: автобус, раздаточный материал, помещения с необходимым набором мебели, оргтехника, компьютеры с необходимым лицензионным программным обеспечением, проектор, экран.
  • Финансовые: бюджетные средства (приобретение канцтоваров, приобретение бензина).

Целевая аудитория

Целевая группа, на которую рассчитан проект: директора школ, заместители директоров по УВР, учителя начальных классов, педагоги-психологи, социальные педагоги муниципальных образовательных учреждений.

Предполагаемое количество участников проекта:

  • Каждый семинар охватывает аудиторию до 30-35 человек.
  • Общее количество участников программы до 200 человек.

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Результаты-продукты

  1. Программа цикла семинаров (приложение 3).
  2. Сборник материалов цикла семинаров.
  3. Методические разработки педагогов в рамках проекта.
  4. Фильм-визитка учреждения.
  5. Информация на сайте учреждения и на сайте минобразования Ростовской области.
  6. Проведение Дня открытых дверей в учреждении.

Результаты-эффекты

  1. Расширение географии сотрудничества учреждения.
  2. Обобщение опыта работы учреждения по работе с детьми с ЗПР.
  3. Рост профессионализма педагогов учреждения.
  4. Повышение уровня информированности педагогов массовых школ о специфике работы коррекционного учреждения VII вида.
  5. Положительная оценка педагогами массовых школ опыта работы учреждения.
  6. Повышение уровня востребованности опыта педагогов учреждения и работы учреждения в целом.
  7. Увеличение числа обращений педагогов и родителей за тематическими консультациями к сотрудникам учреждения.
  8. Увеличение числа принятых на обучение в учреждение детей из охваченных семинарами районов.

Перспективы дальнейшего развития проекта

По окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, поэтому механизм продвижения результатов проекта может быть следующим:

  1. Расширение территории (заключение договоров сотрудничества с другими близлежащими муниципалитетами, вплоть до выхода за пределы Ростовской области).
  2. Расширение контингента участников (включение в целевую аудиторию педагогов ДОУ и родителей, специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, из СРЦ муниципальных районов, с которыми заключены договора).
  3. Развитие содержания проекта (актуализация проблем в обучении детей с ОВЗ в рамках массовой школы и создание тематической программы по конкретным заявкам педагогов массовой школы).

Результаты проекта могут быть использованы в дальнейшем в учреждении:

  1. Путем издания сборника материалов программы.
  2. Через обобщение опыта работы отдельных педагогов и учреждения в целом на различных уровнях путем публикации методических разработок занятий и докладов.
  3. Для аттестации педагогических кадров, принимавших участие в реализации проекта.
  4. Для повышения квалификации педагогических кадров учреждения.

Информировать педагогическое сообщество о результатах деятельности по проекту планируется через новостную ленту официального сайта учреждения http://ski-kazanskaya.ucoz.com/, посредством почтовой рассылки, через консультативные встречи со специалистами учреждения.

Презентация

Источники

  1. Балина Л.В., министр общего и профессионального образования Ростовской области. “Об обеспечении прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ростовской области”, доклад на заседании Правительства Ростовской области 17 июля 2013 года, http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=121064
  2. Коррекционное образование: за и против, http://www.dislife.ru/flow/theme/14068/
  3. Методические рекомендации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе, http://opmpk.68edu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=
    66:2010-10-28-15-33-47&catid=28:2010-08-23-18-49-12&Itemid=47
  4. Серов П.Н. Образование и психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья / /Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство: тезисы к научно-пракутической конференции “Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья”, 2008. – С.5-10
  5. Чушева Л.Н. Новая роль специального (коррекционного) образовательного учреждения // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. – C. 174-175, http://psyjournals.ru/files/44168/Inclusive_edu_Chusheva.pdf
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%
    D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_(%D0%BA%D
    0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE
    %D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5)_%D0%BE%D0%B1%D1%80%
    D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D
    0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%83%D1%87%
    D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
  7. http://bestreferat.ru/referat-137600.html
  8. http://edu-lider.ru/kak-razrabotat-pedagogicheskij-proekt/
  9. http://www.interfax-russia.ru/South/exclusives.asp?id=277588
  10. http://www.lvrach.ru/2011/05/15435193/
  11. http://101god.ru/zabolevaniya-i-bolezni/psihicheskie-rasstroistva/2214-zaderjka-psihicheskogo-razvitiya-zpr.html