Осознание духовно-нравственного смысла музыкального произведения

Разделы: Музыка


Музыка — источник радости мудрых людей, она способна вызвать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи.

(Сунь-цзы)

Музыка – неотъемлемая часть нашей жизни. Как один из видов искусства, она оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека, пробуждая в нас различные чувства и переживания. Одна мелодия вызывает у нас радость, другая - грусть, третья – вызывает желание немедленного активного действия, четвертая – наоборот располагает к медитации и размышлению, пятая – раздражает…

Уже с первого класса мы учим детей размышлять о том, какая музыка по характеру? Что под эту музыку хочется делать? Какую картину рисует нам то или иное музыкальное произведение? Какие краски мы используем в нашем рисунке? и т.д. Мы учим детей понимать язык музыки, анализировать ее выразительные и изобразительные особенности, различать жанровые особенности музыкального произведения.

Но музыка как искусство не только доставляет нам эстетическое удовольствие, скрашивает досуг, иллюстрирует различные стороны повседневной жизни, но и содержит глубокий духовно-нравственный смысл, отражающий многовековой опыт и духовные ценности человечества.

Еще древние китайцы говорили, что музыка способна проникать в сознание народа и легко изменять нравы и обычаи. Р. Роллан писал, что музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его. Аристотель считал, что музыка должна быть включена в число предметов воспитания молодежи, поскольку способна оказывать влияние на этическую сторону души.

На современном этапе, когда общество наиболее заинтересовано в возрождении духовности и нравственности, одной из главных задач учителя музыки становится - не только научить ребенка понимать средства музыкальной выразительности, но и научить видеть и осознавать духовно-нравственный смысл музыкально произведения.

Путь от чисто эстетического восприятия музыки до понимания и глубокого осознания ее духовно-нравственного смысла не прост, и пройти его за один день, неделю, месяц невозможно. Этот путь неразрывно связан с воспитанием души ребенка, с формированием у него посредством музыки духовных качеств и нравственных идеалов. Он начинается с вопроса: “О чем рассказывает эта музыка?” и приводит к вопросам: “О чем эта музыка заставляет задуматься?” “А что бы сделал я на месте героя?” “Как я отношусь к данной ситуации?”.

Чтобы ребенок пришел к самостоятельному осмыслению, он должен пройти в своем развитие определенные этапы:

- осмысление огромного багажа духовно-нравственных ценностей, которые и нашли свое отражение в музыкальных произведениях: высокая гражданская позиция, патриотизм, любовь и уважение к Родине, к ее прошлому и настоящему, осознание семейных ценностей и традиций, любовь и уважение к женщине, матери, толерантное отношение к культуре и традициям других народов;

- понимание неразрывной связи музыки и жизни, умение находить взаимодействия  между жизненными явлениями и их художественным воплощением в музыкальных образах;

- формирование умения сопереживать музыке и другому человеку через музыку, развитие способности переживать чужие радости и горести. Развитие умения понять позицию автора, его мысли, чувства, настроения;

- формирование потребности самоанализа. Важно, чтобы ученик испытывал потребность сравнить свои чувства и переживания с переживаниями, заложенными в произведении, понять, может ли он пережить чужую боль и страдание. Ответить на вопрос: “ А как я поступил бы в подобной ситуации?”.

И, как итог, формирование у детей своего собственного отношения к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

Программа “Музыка” авторов Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной, по которой я работаю, дает возможность охватить все вышеперечисленные этапы. Уже в названиях тем и разделов заложено указание на представленные духовно-нравственные ценности, побуждающие к размышлению, сопереживанию, анализу.

В начальной школе это:

Россия - Родина моя” - любовь и уважение к Родине, гордость за Отечество, патриотизм.

О России петь – что стремиться в храм” - бережное отношение к культуре и традициям своего народа, их сохранение и продолжение.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” - приобщение к народным традициям через знакомство с народным творчеством, любовь и уважение к народной мудрости, к прошлому своей страны.

“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” - формирование личностных качеств: трудолюбия, прилежания, упорства.

В средней школе эти темы еще более углубляются:

Всю жизнь мою несу Родину в душе…” - любовь к Родине и формирование гражданской позиции

“Звать через прошлое к настоящему” - уважение к прошлому и настоящему своего Отечества

“О подвигах, о доблести, о славе…” - тема защиты и защитников Отечества, формирование национального самосознания, осознание принадлежности к своему народу.

Небесное и земное в звуках и красках” - духовные образы в искусстве как олицетворение общечеловеческой, материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества.

Также очень важен в решении поставленной задачи подбор музыкального репертуара, изучаемого на уроках. В программе Сергеевой, Критской, Шмагиной представлены лучшие образцы русской и зарубежной музыки с учетом поставленной задачи.

Огромное место занимают произведения, формирующие чувства любви и уважение к Родине, патриотизма, гордости за Отечество, уважение к ее прошлому и настоящему. Эта тема является сквозной и знакомит детей с образами героев-защитников Отечества, проводя через все эпохи от былинного образа Ильи Муромца до образов героев Великой Отечественной войны.

Особенно выделяются своей эпической многогранностью опера “Иван Сусанин” М. Глинки и кантата “Александр Невский” С. Прокофьева. К этим произведениям программа обращается неоднократно, от класса к классу обращая внимание учеников на все новые и новые грани героических образов. На примере раскрытия образов Ивана Сусанина и Александра Невского дети очень образно и наглядно проходят весь путь осознания духовно - нравственного смысла музыки. Учатся понимать, что музыка служит не только для развлечения и создания настроения, но и заставляет задуматься, поднимает серьезные темы для обсуждения, пробуждает в нас ранее незнакомые чувства и переживания.

При работе с этими образами очень важно обсудить с детьми, что такое гражданская позиция? Как они это понимают? Как они понимают слово патриот? А какое значение придавал этим понятиям Иван Сусанин? Александр Невский? Эти герои из разных эпох, разных сословий, они разного возраста. Но было ли разночтение в их понятии о долге перед Родиной? О любви к Отечеству? Вкладывали они в эти понятия пафос, высокопарность? Или для них это было естественным и единственно возможным отношением к своей земле?

То, что в основе сюжета обоих произведений лежат реальные исторические события облегчает понимание неразрывной связи музыки и жизни, понимание, что истоки музыкального творчества лежат в основах самой жизни. Ария Сусанина “Ты взойдешь, моя заря…” является богатейшим материалом для формирования у детей умения сопереживать чувствам другого человека. Она производит очень сильное эмоциональное впечатление на детей и заставляет прочувствовать боль и страдания героя. С другой стороны, она обязательно заставляет задуматься, каким мужеством должен обладать человек, чтобы расстаться с жизнью ради спасения Отечества. После осознания стоящего перед Сусаниным выбора, вполне логично звучит вопрос: “А как бы я поступил в этой ситуации? Смог ли бы я проявить такое мужество и самоотверженность?” Цель данного самоанализа не столько в озвучивании конкретного ответа, сколько в необходимости “заглянуть” к себе в душу, задуматься, может быть впервые, о том, что раньше никогда не приходило в голову и оценить масштабность героического образа, силу духа и величие русского человека. Подобную же работу можно проделать и с образом Александра Невского, обращая внимание детей, что в неполные 20 лет он уже принял на себя ответственность возглавлять русское войско и одержал блестящие победы над врагами Руси.

Итогом данных обсуждений станет просьба к детям сформулировать свое отношение к данным жизненным ситуациям и внести эти героические образы в “свою копилку” духовно-нравственных ценностей как лучшие примеры величия русского духа.

Также большое внимание на уроках музыки уделяется теме формирования любви и уважения к женщине, Матери. Тема материнства - одна из древнейших тем в мировой культуре. Мать - символ жизни, святости, вечности, тепла и всепобеждающей любви. Культ почитания матери, как главы рода и охранительницы, сохраняется во многих культурах до настоящего времени.

В программе по музыке этот образ бережно раскрывается и постепенно перерастает из личностного образа Мамы в более масштабные образы Богородицы, Матери- Родины. В музыкальном материале эта трансформация прослеживается от “Колыбельных” и произведения “Мама” из “Детского альбома” П.Чайковский до образа Богородицы в произведениях С.Рахманинова, П. Чайковского, И.-С. Баха – Ш. Гуно, Дж. Каччини, Ф. Шуберта.

Слушая произведения, воспевающие Богородицу, дети вновь встречаются с духовно-нравственной темой, очень важной для понимания и обсуждения. Богородица, прежде всего – мать. В   любом из видов искусства образ матери является неизменным символом доброты, любви, счастья, величия. Богородица же - вечный символ страдающей матери, отдающей миру своего сына. Потому и чтят её образ во всех странах. Она – пример жертвенной любви, кротости, смирения, поэтому так светел, глубок, красив ее образ. Потому так трогательно и проникновенно звучит любое произведение, воспевающее ее, вызывая сострадание и участие.

Изучая образ Богородицы, имеет смысл обсудить с детьми, какие чувства может испытывать мать, зная, что скоро расстанется со своим ребенком навсегда? Чувствуя, что ее ребенка ждет тяжелая судьба? Попросить их подумать, могли ли быть схожие ситуации в жизни на протяжении веков? Для более глубокого осознания духовно-нравственного смысла этой темы важно также обсудить с детьми, какие чувства испытывают они к страдающей матери? Понимают ли, что место подвигу бывает не только на поле боя? Попросить задуматься о том, что жизнь иногда ставит человека перед непростым моральным выбором: отказаться от чего-то очень дорогого, родного, сознательно принести его в жертву ради всеобщего блага. Осмысливая воспеваемое на протяжении веков, как в народном, так и в композиторском творчестве отношение к маме, Матери, Богородице, дети сравнивают свои чувства с чувствами людей разных времен и народов. Начинают понимать, что образ Матери - это не только любовь и нежность, но и терпение, самоотверженность, жертвенность. Что этот образ вызывает восхищение, преклонение и желание защищать.

На Руси Богородица почиталась особо. Она всегда воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом. Поэтому появление в программе образов Матушки- Земли, Родины-матери воспринимаются естественно и закономерно. Музыкальный репертуар программы “Музыка” авторов Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной представляет нам образы разнообразной и многоплановой России: это - и вскормившая и вырастившая свой народ Мать-Земля, и вдохновляющая на песни и стихи Матушка-Россия, и зовущая на подвиг Родина-Мать. Каждый из этих образов несет в себе определенные духовно-нравственные ценности, которые предстоит осмыслить детям: сохранение народных традиций, уважение к прошлому своей страны, бережное отношение к природе, восхищение ее красотой и величием, желание гордиться своей страной, потребность быть сопричастными к ее судьбе и защищать при необходимости.

При изучении этих тем уместно говорить и о биографиях композиторов, делая акцент на неразрывной связи их судеб с судьбой России, нашедшей отражение в их творчестве. Проведение этих параллелей наилучшим образом способствуют осознанию неразрывной связи музыки и жизни.

В процессе работы над осознанием духовно-нравственного смысла произведений, посвященных Родине, Отчизне важно подвести детей к вопросам: что я знаю о прошлом моей страны? О народных традициях? Хотелось бы мне какие-то народные традиции привнести в мою собственную жизнь? Как я отношусь к природе родной земли? Какие чувства она во мне пробуждает и пробуждает ли вообще? Как я отношусь к своей стране? Чем я могу быть ей полезен? Смог ли бы я встать на защиту Отечества, если бы возникла такая необходимость? Чтобы активизировать духовные искания детей можно использовать различные методы и формы организации урока: групповые - диспут, круглый стол, индивидуальные – мини-сочинение, интерактивные игры - воображаемая экскурсия в прошлое, создание письма своим потомкам. Интересен вариант с капсулой времени, когда дети закладывают в “капсулу” записку со своими рассуждениями на заданную тему, например, в начале года, а затем вскрывают ее в конце года (или на следующий год) и сравнивают свои собственные, записанные ранее, мысли, анализируя, произошли ли какие-то качественные изменения в их рассуждениях со временем.

При работе с осознанием духовно-нравственного смысла музыкальных произведений целесообразно при слушании музыки привлекать произведения литературы и живописи. Это создает более глубокое погружение в атмосферу произведения и способствует установлению и пониманию ассоциативных связей между различными видами искусства.

На примере вышеизложенных тем и разделов программы “Музыка” авторов Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной видно, что на уроках постоянно проводится работа по осознанию детьми духовно-нравственного смысла музыкальных произведений. А это, в свою очередь, является частью работы по воспитанию души ребенка, формированию у него посредством музыки духовных качеств и нравственных идеалов. Главная задача в этой работе – сформировать у ребенка потребность в размышлениях, осмыслении; привести ребенка от состояния побуждаемого учителем к размышлению - к желанию рассуждать самостоятельно и самоанализу. Главное, используя эмоциональное воздействие музыки, - научить чувствовать, сопереживать, не оставаться равнодушным; научить смотреть в глубь вещей, а не поверхностно; пробудить отзывчивость и умение души любить.