Деловая игра для педагогов МБДОУ "Дошкольник, детский сад, игра"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Используя активные методы работы с педагогами, направленные на работу с проблемами, формировать ключевые компетентности воспитателей, транслировать опыт педагогического коллектива ДОУ по теме «Воспитание творческой активности и импровизации детей через игровую деятельность» среди коллег.

Участники игры: воспитатели, специалисты.

Жеребьёвка: Участники игры вытягивают жетоны красного и желтого цвета. И используя цветные фишки, занимают место за столом соответствующего цвета. Каждой команде следует придумать название команды  и выбрать лидера.

Жюри: заведующая ДОУ,  учитель-логопед, музыкальный руководитель.

Ход игры: Звучит «В каждом маленьком ребенке» – муз.Ш.Каллоша.

Ведущий 1: «Игра! Игра! Да здравствует игра!
Ведущий 2: «Я игра без границ,»
Ведущий 1: «Я не знаю предела»,
Ведущий 2: «Не люблю скучных лиц»
Ведущий 1: «И сидящих без дела».
Ведущий 2: «Я игра без границ»,
Ведущий 1: «Для меня нет преград»,
Ведущий 2: «Не люблю скучных лиц»,
Ведущий 1: «И нечестных наград».
Вместе: «Здравствуйте, уважаемые коллеги, мы рады видеть вас на деловой игре  "Дошкольник, детский сад, игра".
Ведущий 2: Психологическое вхождение для сплочения группы «Упражнение «Имя».
Уважаемые коллеги, сегодня у нас с вами есть уникальная возможность узнать друг о друге много нового и интересного. А для начала давайте поприветствуем друг друга. Сделаем это таким образом:

Инструкция: «Я предлагаю вам перед началом упражнения замкнуть круг».
Вам следует назвать свое имя и на начальную букву своего имени придумать прилагательное. Следующий участник должен повторить предыдущее имя участника и его прилагательное, а также назвать собственное, имя и прилагательное к нему. И так далее по нарастающей.»

Итог: Народы всех стран мира придают большое значение ритуалам приветствия. Волшебные три ключа: 1 – приветствие, 2 – имя, 3 – улыбка. Как важно нам в своей профессиональной деятельности уметь обладать тремя волшебными ключами и в общении с коллегами и с родителями в первую очередь в общении с детьми.

Педагоги занимают свои места.

Ведущий 1: Уважаемые коллеги представляем вам наше компетентное жюри:

Леонова И.Н,– заведующая;
Ульянова М.С.– учитель-логопед;
Кузнецова Н.А. инструктор по физическому воспитанию.

Представление.

Уважаемые жюри, послушайте, пожалуйста, критерии оценивания участников:

0 баллов – участники не справились с заданием;
1 балл – участники дали не полный ответ;
2 балла – можно дополнить ответ;
3 балла – полный ответ.

«Давай поиграем!» – как часто в житейской суете мы не придаём значения этому призыву или просьбе, которые звучат сегодня из уст каждого ребёнка.
«Давай поиграем, ну давай!». Обращаются дети к своим друзьям, родителям, воспитателям.
И что же он слышит в ответ? – ваше мнение. (Ответы участников деловой игры) «Да некогда мне … не могу, … я устала, … тороплюсь, … не успеваю…» – говорим мы часто детям. «Идите, играйте» – такой ответ часто можно услышать и из уст воспитателей. Вы готовы со мной согласиться?
Однако мы не должны забывать, что игра — первая ступень бесконечной лестницы жизни. Она обучает, развивает, воспитывает, выступает надежным средством социализации и саморазвития личности — именно поэтому она так важна для ребенка. «Без игры, нет и, не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности», –писал  В.А. Сухомлинский. В воспитании и развитии ребенка –дошкольника ведущая роль принадлежит игре. Это утверждение давно стало аксиомой для педагогов дошкольных учреждений. Спросите любого воспитателя, и большинство ответит, что в игре ребенок осваивает действительность, получает определенные знания и навыки. Педагог назовет множество задач, решаемых с помощью игры. Но в последнее время игра в детских садах стала носить прикладной, обучающий характер, постепенно утрачивая свою значимость как вид творческой деятельности.

Ведущий 2: Игра — вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Играя, ребёнок осваивает новые роли, развивает навыки и расширяет жизненный опыт. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.
Игра – важное средство самовыражения детей, проба сил, социально-педагогическая форма детской жизни.
Игры существуют разные: подвижные, дидактические, познавательные, сюжетно-ролевые и др.
Игра – это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов. Игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольника, поскольку соответствует его психическим и физическим возможностям, предопределяет важнейшие изменения в его психических процессах.
На нашей деловой игре вам будут представлены ряд заданий, которые вам предстоит выполнить.

Задание №1 Составить классификацию игр детей дошкольного возраста.

Классификация игр детей дошкольного возраста

Классы игр

Виды игр

Подвиды игр

Игры, возникающие по инициативе ребенка Игры-экспериментирования 1. Игры с природными объектами.
2. Игры со специальными игрушками для исследования.
3. Игры с животными
Сюжетные самодеятельные 1. Сюжетно-отобразительные.
2. Сюжетно-ролевые.
3. Режиссерские.
4. Театрализованные
Игры по инициативе взрослого Обучающие 1. Сюжетно-дидактические.
2. Подвижные.
3. Музыкально-дидактические.
4. Учебные
Досуговые 1. Интеллектуальные.
2. Игры-забавы, развлечения.
3. Театрализованные.
4. Празднично-карнавальные.
5. Компьютерные
Игры народные Обрядовые 1. Семейные.
2. Сезонные.
3. Культовые
Тренинговые 1. Интеллектуальные.
2. Сенсомоторные.
3. Адаптивные
Досуговые 1. Игрища.
2. Тихие игры.
3. Игры-забавы

Итак, задание  № 2 «Разработать проект сюжетно-ролевой игры». Лидерам команд нужно подойти к столу и выбрать задание. На подготовку задания дается 5 минут.

А) «Составить проект сюжетно-ролевой игры  «Салон красоты»
Б) «Составить проект сюжетно-ролевой игры   «Шоферы»
В) «Составить проект сюжетно-ролевой игры   «Туристическое агентство»
Г) «Составить проект сюжетно-ролевой игры   «Банк»
Д) «Составить проект сюжетно-ролевой игры   «Юные космонавты»

Алгоритм проекта и этапы игры отображены в презентации

1. Проблема
2. Обоснование проблемы:
3. Цель:
4. Задачи:
5. Вид проекта
6. Участники проекта
7. Этапы реализации:

1. Подготовительный этап:
2. Основной этап
3. Заключительный

Ведущий 1: Время истекло. Какая команда готова отвечать? (Ответы лидеров.)
Таким образом, можно подвести итог, что на начальном этапе  в сюжетно-ролевую игру совместно с детьми играет воспитатель.  Далее на каждом этапе «открываются» и усваиваться новые способы  построения и организации игры.  Воспитатель формирует игровое умение, дети – разворачивают игру.
Играя сами, мы немного погружаемся в детство. По анкетам родителей, их дети чаще всего дома играют в куклы, машинки, кубики. Дети в нашем детском саду предпочитают «Кафе», «Салон красоты», «Семья», «Банк», «Экскурсионное бюро» из дидактических игр: «Домино», «Лото», «Лего», из подвижных игр предпочитают  «Море волнуется», «Жмурки», «Ловишка с ленточкой».
Почему-то сейчас  мы стали забывать такие любимые нами в детстве народные игры, как «Салочки», «Городки», «Выбивалы», «Часики, «Классики», «Краски».

– А какие игры были любимые у вас, когда вы были маленькие? (Ответы педагогов).

– Сейчас мы проведём блиц-опрос по теме «Русские народные подвижные игры» . Мы задаем вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе по-очереди.

Вопросы:

Ведущий 1: Какие атрибуты используются в русских народных подвижных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка, скакалка)
Ведущий  2: Главная роль в народной игре? (водящий)
Ведущий 1: Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
Ведущий 2: Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
Ведущий 1: Где используются русские народные подвижные игры? (в организации праздников, утренников,  развлечений, прогулок)
Ведущий 2: Какие физические качества воспитываются в русских народных подвижных играх? (смелость, ловкость, выносливость, сила, быстрота)
Ведущий 1: Откуда берётся речевой материал для народных подвижных игр? (из народного фольклора)
Ведущий 2: Решение педагогических ситуаций.
Воспитывать ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли педагога. Нам приходится повседневно искать пути подхода к ребенку, думать над разрешением многих конкретных ситуаций, выдвигаемых жизнью. Коллеги, мы подготовили для каждой команды по одной ситуации. За 5 минут вам необходимо найти пути решения данной проблемы.
Предлагаю вам  ситуации, которые вытягивают лидеры команд. Время 5-7 минут.

Жюри оценивает точность, правильность и методическую грамотность ответов.

1 ситуация:    Дима строит большой гараж для машин. Всё делает сам. Весь строительный материал возле себя держит. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!» А Дима в ответ: «Сам справлюсь!».

Вопросы: Как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?

2 ситуация: Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели.

Вопросы: что сказали бы ребята Алеше, если увидели? Как научить играть, не разрушая игру соседа? Действия воспитателя.

3 ситуация: Детям для игр дали старые, потертые кубики, а из нового строительного материала воспитатель построила высотное за­дание. «Это для оформления игрой новой комнаты, дети еще маленькие, плохо строят — пусть учатся!» — объясняет вос­питатель. ...На полке красуется великолепный сервиз для кукол, но дети его не берут. «Эти игрушки брать нельзя! Они для занятий!» — объясняют дети. И поэтому достают старень­кую посуду и сервируют для кукол стол.

Вопросы: Нужен ли в группе материал, «дразнящий детей»? Какие требования предъявляются к подбору игрушек в группе?

Ведущий 1: Игра  ведущий вид деятельности дошкольника. Это постулат детской психологии известен всем. При этом игра –  понятие многогранное. Каждый вид игровой деятельности является важным для дошкольников. Каким, по вашему мнению, должно быть педагогическое действие, способствующее самореализации ребенка в игре вы нам сейчас расскажете.

Проводится упражнение «Продолжи предложение»

Воспитатели встают в круг. Ведущий в центре круга. Ведущий по очереди бросает мяч воспитателям предлагая продолжить свой вариант фраз:

– «Мне нравятся дидактические игры, потому что …»
– «Мне не нравятся дидактические игры, потому что …»
– «Мне нравятся сюжетно-ролевые игры, так как я…»
– «Больше всего мне нравятся …. Игры, потому что…»
– «Я думаю, что игра полезна тем, что…»
– «Моя самая любимая игра …, потому что…»
– «Я считаю, что в игре дети учатся…»
– «Мне не нравятся интеллектуальные игры тем, что…»
– «На мой взгляд, самые полезные игры для детей это….потому что…»
– «Я думаю, что в игре каждый ребёнок….»

Ведущий 2: Здоровый человек – успешный человек! Я предлагаю Вам выполнить вместе со мной  весёлую физминутку, которая является одной из режимов создания здоровьесберегающей среды в детском саду.  Уверяю Вас, вы будите  довольны!

Звучит задорная музыка.

Утром встал гусак на лапки, приготовился к зарядке.
Посмотрел он вправо, влево, повороты сделал смело.
Пощипал немного пух и с разбега в воду плюх!
Воробьишка потянулся,  распрямился, встрепенулся.
Головой кивнул три раза,  подмигнул он правым глазом.
Лапки в стороны развёл  и  по жёрдочке пошёл. 
Прогулялся и присел, свою песенку запел:  Чик-чирик-чирик-чирик… 

– А сейчас мы с вами проведем для снятия напряжения динамическую минутку «Певец».

1. Глубокий вдох. Руки при этом медленно понимаются через стороны вверх. Задержка дыхания на вдохе. Выдох с открытым сильным звуком «А-А-А».
2. Вдох.Руки поднимаются до уровня плеч через стороны. Задержка дыхания. Медленный выдох с сильным звуком «О-О-О». Обнять себя за плечи, опустить голову на грудь.
3. Медленый глубокий вдох. Руки при этом поднимаются до уровня груди. Задержка дыхания. Медленный выдох с сильным звуком «У-У-У». Руки опускаются вниз, голова на грудь.

– Молодцы! Хорошие певцы! Продолжим нашу игру.

Ведущий 1: Уважаемые жюри, предлагаем вам подвести итоги игры, пока наши участники составляют синквейн и заполняют анкеты. (Анкета «Обратная связь)

Результат «Обратной связи»

Критерии Оценка деловой игры
1 2 3 4 5 6 7 8 8 10
Деятельность ведущего                    
Содержание деловой игры                    
Самооценка участника                    
Психологический климат во время деловой игры                    

Анализ современных методов обучения детей дошкольного возраста показал несомненный приоритет методов ТРИЗ. Как вы знаете, 7 группа в этом учебном году работает над этой проблемой. Сейчас мы послушаем Маркушину М.И, которая познакомит  вас с наглядной презентацией, используемых в их работе игр, направленных на развитие творческих способностей детей, в частности, мысли­тельных операций, активизации воображения, освоения поня­тий «объект», «пространство», «признаки объекта» и др., а так­же принципов логического мышления и ориентировки. Эти игры так же способствуют обогащению словарного запаса детей. Слово жюри. Награждение победителей.

Ведущий 1: Мы сегодня много говорили о достоинствах детской игры. Но у неё есть ещё одно преимущество. Среди окружающих его взрослых ребёнок больше любит тех, кто с ним играет. При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что ни дорогие подарки, ни сладости, ни интересные занятия не могут так повлиять на симпатии ребёнка, как совместная игра с ним. Однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его им. Я думаю, что Вы, уважаемые воспитатели, постараетесь это сделать. Виктор Астафьев сказал: «Самые счастливые игры – не доигранные». Будем считать, что такие мероприятия как это станут традицией в нашем детском саду.

Ведущий 2: Я хочу поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе. В заключение нашей встречи, хочется предложить эти «памятки», которые помогут вам в работе.

Звучит песня «Ужасно интересно», муз. В. Шаинского, сл. Г.Остера.

Используемая литература

  1. Бабаева Т.И, Михайлова З.А. «Игра и дошкольник»,  Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
  2. Белая К.Ю., Сотникова В.М. «Разноцветные игры», Москва  «ЛИНКА-ПРЕСС», 2007
  3. Михайленко Н.Я, Короткова Н.А. «Организация сюжетной игры в детском саду», Москва  «ЛИНКА-ПРЕСС», 2009
  4. Ненашева А.В. «Коммуникативная компетентность педагога ДОУ».