Метод проектов как средство формирования ценностных ориентаций в школе с углубленным изучением ИЗО

Разделы: МХК и ИЗО


«Общение с искусством делает человека не столько нравственнее, сколько культурнее, а став культурнее, человек способен противостоять тирании, регулировать сознательно свои поступки и понять свое предназначение в этой жизни, данное ему свыше». (И.Кант)

Одной из актуальных проблем педагогической науки сегодня является формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения. Решение этой педагогической задачи приобретает особую значимость в периоды социокультурных кризисов и неизменно сопутствующей им переоценки нравственных ценностей в обществе. Каждая современная школа стремится построить процесс обучения и воспитания наиболее эффективно, внедряя в свою деятельность различные инновации. Такая работа ведётся и в нашей школе.

Цель педагога – помочь школьникам сформировать ясное представление нравственных приоритетов. Школьникам трудно разобраться в истинных ценностях и глубоко осмыслить их содержание без педагогического участия. Учитывая потребности ребенка, его индивидуальность, особенности возраста, учитель помогает школьнику овладеть системой ценностного опыта человечества через изучение различных видов искусства. Наша школа имеет статус школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Приобщение к изобразительному искусству не только через восприятие, но и через практическую деятельность, духовно обогащает.

Мир творчества – это та среда, в которой человек живет и действует повседневно. Этот мир не только существенно влияет на становление и развитие личности, способствует адекватной адаптации человека в технологической среде, сохранению и творческому ее преобразованию, но и содержит потенциал разностороннего формирования человека, обладающего системой ценностных ориентации .

Первые уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом – основные слагаемые успеха. В процессе эстетического воспитаниявырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, приобщение к этим ценностям, формирование и развитие способности человека к эстетическому восприятиюи переживанию, его эстетический вкус, идеал.

Эстетическое воспитание обладает двумя основными функциями, составляющими единство противоположностей: формирование эстетически-ценностной ориентации личности и развитие её эстетическо-творческих потенций. Эстетическое воспитание с помощью искусства не сводится к художественному воспитанию. Оно шире, предполагает воздействие на эстетические аспекты труда, быта, поведения, формируя эстетическое отношение к самой действительности.

Педагогический взгляд на преломление эстетически-ценностных категорий в изобразительном искусстве важен для формирования и развития ценностных ориентацийобучающегося, что, в свою очередь, станет необходимым компонентом в его системе личностных качеств.

Познание серьезного искусства личностью способствует ее саморефлексии. Понимание такого ценностного подхода очень важно для эстетического воспитания.

Опираясь на теорию ориентации личности в мире ценностей, мы остановились на следующей группе ценностей:Бог – человек – Отечество – красота – природа – истина – труд– свозможными вариантами их содержательной основы. Если мы обратимся к мировой культуре, которая изучается на занятиях по искусству и является предметом воспитания и образования, то увидим, что в идейной основе произведений изобразительного искусства содержатся данные общечеловеческие ценности.

В старшей школе идет допрофессиональная подготовка по живописи, рисунку и технологии. Ребята выбирают свое направление деятельности в сфере искусства, выполняют дипломную работу.Предполагается использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания.

Проектное обучение состоит в том, что ученик в процессе работы над дипломным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций; приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов, конструированию новых объектов, процессов. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки.

Темы дипломных проектов, которые выполняют учащиеся, различны, но объединяет их все ориентация на нравственные и эстетические ценности. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще темы проектов относятся к какому-либо вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся. В любом случае в основе проекта прослеживается связь искусства и высоких нравственных идеалов.

Мы используем типы проектов, которые предполагают выдвижение гипотез решения проблемы, определение путей ее решения, экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы и оформление работы.

Творческие. Совместные оформление кабинетов, оформление школы, создание художественных произведений.

Информационные проекты. Предполагают информационный поиск, аналитическую работу над собранными фактами, обобщение, оформление результатов, презентацию, видео-ролик.

Практико-ориентированные. Эти проекты отличает обозначенный с самого начала результат деятельности обучающихся. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников проекта (проект оформления школьной рекреации, кабинета, проект благоустройства школьного двора, проект создания школьного музея и т. д.). В метод проектов взаимопроникают технология сотрудничества, технология диалогового общения, технология коллективного творческого дела.
Особой формой творческого проектирования, в которой наиболее точно проявляется самостоятельная и активная деятельность учащихся, является защита дипломного проекта.

Работа над дипломным проектом позволяет в полной мере осуществлять личностно-ориентированный подход к обучающимся. От появления первоначального замысла, выбора темы до окончательного результата учащиеся проходят под руководством учителя свой, особый, полностью индивидуальный образовательный маршрут. В проектировании любого уровня, одним из важнейших элементов является цель. В дипломном проектировании носителем цели является научный руководитель – учитель: именно он определяет не только цель, но и задачи, содержание работы, технику исполнения. Педагог прогнозирует результат, примерно моделирует основные качества или параметры окончательного результата, в зависимости от решения в ходе дипломного проектирования опять же прогнозируемых задач. Прогнозируемым результатом в этой системе может стать рисунок, живописная композиция, изделие декоративно-прикладного искусства и теоретическая часть, которая отражает весь путь художественного проектирования и осмысливания полученного результата. С полным правом можно назвать этот результат творчеством, так как в границах представленной научным руководителем свободы учащийся решает ряд творческих задач, практически адекватных творчеству профессионального художника: выбирает сюжет, находит композиционное, колористическое решение, художественную форму, средства выразительности.

Собственно научно-исследовательская деятельность обучающегося начинается тогда, когда цель, определенная педагогом, им «присваивается». Присвоенная цель проращивается, окрашивается личностным отношением и в дальнейшем определяет особенности изобразительной и исследовательской деятельности. Дипломное проектирование в области прикладного творчества носит комплексный характер. Исследование сопряжено со смежными областями научного знания: с теорией и историей изобразительного искусства, культурной, эстетической и психологией художественного творчества. Не менее важным аспектом дипломного проектирования, помимо конечного результата, является возможность индивидуально-личностного развития каждого учащегося. Процесс работы над дипломным проектом многофункционален. Одной из важнейших его функций является мировоззренческая функция, которая определяет отношение ребенка к ценностям и отражение этих ценностей в специфической художественной форме в итоговой творческой работе. В дипломном проекте объективируются нравственные и эстетические идеалы учащегося, эстетические и художественные чувства и переживания, проявляется определенный уровень сформированности художественного вкуса.

По-мнению обучающихся, работа над дипломным проектом позволяет приобрести опыт самостоятельной работы, умение самостоятельно получать новые знания, умения искать путь решения поставленной задачи, дает возможность реализовать свой творческий потенциал, реально оценить свои способности, получить хорошую подготовку для поступления в учебные заведения соответствующей направленности
Защита дипломных проектов проводится в торжественной обстановке. Председатель и члены комиссии – преподаватели факультета искусств Омского государственного педагогического университета. Приглашаются родители выпускников и 10-классники. Сама процедура защиты дипломного проекта становится для каждого обучающегося серьезной проверкой своих сил, возможностей и способностей.

При защите дипломного проекта учитываются следующие критерии:

– оформление теоретической части
– четкая постановка проблемы
– освещение путей решения
– ориентирование в материале
– выполнение практической части
– подача материала

Защита работы – это еще и формирование активной гражданской позиции, развитие способностей отстаивать свою точку зрения, убедительно вести дискуссию, возможность проявления творческой свободы личности, формирование ситуации успеха, столь необходимой выпускнику школы в качестве самоутверждающего момента на пороге большой жизни.На защите дипломных проектов родители могут увидеть в каждом из своих детей неповторимую личность духовно богатую и талантливую.

По данным социологического опроса 80% родителей считают, что в школе сложился благоприятный микроклимат, способствующий развитию интеллектуальных, творческих и художественных способностей обучающихся. Что способствует формированию ценностных ориентаций.

Приложение 1