Внеклассное занятие по теме "Если скажешь слово "родина", сразу в памяти встает…" (Портрет России в неофициальных символах)

Разделы: Начальная школа, Организация школьной библиотеки, Классное руководство


Цель: познакомить учащихся с неофициальными символами нашего государства, создав тем самым образ России.

Задачи: развивать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за свою страну; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям "Родина”, "Отечество”.

Оборудование: Макет русской избы, в ней – накрытый стол с предметами русского быта: самоваром, баранками. В углу избы стоит прялка, на лавке лежат лапти. На стене висят павлопосадские платки. В углу стоит расписной стилизованный самовар. Каравай и пирожки для угощения. Открытки матрёшек. Матрёшки для исполнения песни. Костюмы русские народные для мальчиков и девочек. Балалайка и гармошка. Костюм ростовой медведя. Ромашки для букета. Макет берёзы. Карта России с портретами детей. Презентация, мультимедийный проектор, экран, компьютер.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Дети стоят посередине зала и поют песню : «Я, ты, он, она вместе – целая страна»

(Приложение 1) Затем они садятся с двух сторон зала.

II. Введение в тему занятия

Вступительная беседа

Учитель: Ребята! Мы с вами исполнили песню, в которой есть такие слова: «Я, ты, он, она , вместе – целая страна, вместе – дружная семья, в слове мы – сто тысяч я» Как вы понимаете эти слова? Посмотрите, пожалуйста, на доску. (Слайд 2 – Приложение 2)
На ней изображена наша страна. Как она называется? (Российская Федерация) Как называют жителей нашей страны? (Россияне) На карте нашей страны вы видите портреты. Чьи? Правильно, ваши. А как вы думаете, можно ли создать портрет нашей страны? Как это можно сделать? (Проблема, дети рассуждают)
У каждого государства есть свои отличительные признаки, которые позволяют представить её в мировом сообществе. Как называются эти отличительные знаки?
(Символы) О таких символах мы говорили с вами на первом уроке, посвященном 20-ти летию принятия Конституции РФ? Назовите мне их. Правильно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. Они закреплены в основном законе нашей страны – Конституция.
(Слайд 3 – Приложение 2)
Но еще есть и неофициальные символы, те, которые позволяют представить нашу страну народам других государств через предметы, образы, явления.
Эти символы нигде не прописаны, но каждый, увидев их, знает – этот символ принадлежит России. Сегодня мы создадим образ, портрет нашей страны, используя эти, неофициальные символы.
Перед нами – рамка для портрета. И контур нашей страны. Мы будем постепенно заполнять этот контур символами, которые принадлежат только России. Так мы создадим портрет нашей страны.

III. Работа по теме занятия

1) Первый символ – народ. Имена Иван и Мария

Учитель: Из вступительной песни мы поняли, что главным богатством нашего государства являются люди. Именно люди делают Родину славной и великой. Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.
Послушаем об этом стихи, которые подготовили наши ребята

1 ученик:

Россия, Россия – края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Танцуют, раздольные песни поют.

2 ученик:

Россия – Родина моя,
Прекрасна ты и многолика.
Твои поля, леса, луга
И на речной равнине блики
Я восхваляю! Знай же, люд!
Хакас, татарин и якут,
Бурят, тувинец здесь живут!

3 ученик:

Россия – родина моя
Детьми своими ты богата.
Традиции, обряды предков
Узнают все из нас когда-то.

4 ученик:

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордится должны мы друзья.

5 ученик:

Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые трудности мы осилим
И только в единстве сила России.

Учитель: Итак, ребята. Первый символ нашей страны – это её люди. А у людей есть имена. Какие же самые распространенные русские имена вы знаете? (Дети рассуждают и мнения их расходятся) Послушайте небольшой отрывок из песни и назовите самые распространенные русские имена. (Учитель поёт отрывок из песни «Гляжу в озёра синие»

Учитель: Итак, какие же самые распространенные русские имена вы услышали в песне? (Иванами да Марьями гордилась ты всегда)

– А знаете, ребята, к нам на праздник сегодня пришли Иван да Марья. (Выходят мальчик и девочка в русских национальных костюмах. Марья держит в руках хлеб и соль, русский каравай, покрытый рушником)

Учитель: Приглашаем, Иван да Марья на наш праздник!

2) Второй символ – хлеб да соль.

Мария: Здравствуйте, ребята!

Иван:

Нам зачинать досталась роль,
Не путайте с нагрузками.
Мы принесли вам хлеб да соль
На посиделки русские

Мария:

Жива традиция, жива
От поколенья старшего.
Важны обряды и слова
Из прошлого и нашего.
И потому принять изволь
Тот, кто пришёл на посиделки
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб, и соль.

Учитель берёт каравай и ставит его на стол, который стоит посередине избы.

Учитель: Какой символ русского народа принесли нам Иван да Марья?

(Слайд 4 Приложение 2)

Действительно, символами знаменитого русского гостеприимства издревле являются хлеб да соль.
А как называется пирог, который держит в руках Марья? (Каравай) Итак, первый символ нашей страны прикрепит Иван.
Иван прикрепляет на контур карты России первый неофициальный символ страны – хлеб и соль.

Мария: Какая беседа без хлеба и соли?

Иван: Без хлеба и соли на свете нет доли!

Мария: Без хлеба и соли вся жизнь станет пресной,

Иван: Без хлеба и соли не будет и песни.

Учитель: Присаживайтесь, Иван да Марья и послушайте нашу песню.

(Иван и Мария садятся на лавку посередине избы)

3) Третий символ – берёза.

Исполнение хоровода под песню «Во поле берёза стояла» Посередине зала – ставится макет берёзы. Девочки танцуют хоровод вокруг берёзы.

Учитель: Ребята, а вы увидели сейчас еще один символ нашей Родины? Какой?
У каждой страны есть свой символ среди деревьев. Так, символом Греции с древних веков является олива, в Японии священное дерево – сакура, в Канаде – клён.
Россия – край белоствольных берёз и бескрайних полей, поэтому её еще называют «белоствольная Россия и берёзовая Русь» (Слайд 5 Приложение 2)
Наши ребята выучили стихи о берёзе как символе России.

1 ученик:

Опять о них, кудрявых и белёсых…
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются берёзы,
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.

2 ученик:

«Россия» – шепчут мне берёзы.
«Россия» – шепчут камыши
«Россия» – ключ журчит в ложбинке,
И я им тихо вторю: «Русь»

3 ученик:

Мне не трудны твои нагрузки
Я в поле рос, я чубом рус
И я люблю тебя по – русски
Моя берёзовая Русь!

Прикрепляют на карту символ – берёзу.

4) Четвёртый символ – народный костюм, лапти, самовар

Учитель: Ребята, а вы знаете, что из белоствольной красавицы получают тысячи вещей? Кто знает, что можно изготовить из березы? (Ответы детей)
Приглашаем вас на экскурсию в русскую избу, воссозданную нашим школьным краеведческим музеем (Приглашаются несколько ребят)

Мария: Ребята, назовите предметы, сделанные из берёзы. ( на столе туески, ложки, лапти под лавкой, миска из цельного дерева, под лавкой лежат лапти)

Из бересты, коры берёзы можно сделать различные корзины, коробки, кузова, сумки. (Слайд 6 Приложение 2)
Из бересты плели лапти – национальную обувь русичей. Итак, пятый символ – лапти. (Слайд 7 Приложение 2) Один ученик прикрепляет на карту символ России – лапти.

Иван:

Отгадайте загадку:
На столе стоит пузатый.
Носик – кран его горбатый.
Рядом пряники, конфеты…
Загудит вдруг, как ракета,
Запыхтит, из носа – пар!
Это тульский …(самовар)

(Слайд 8 Приложение 2) Иван прикрепляет рисунок самовара на карту России.

Учитель: Ребята, обратите внимание – Иван и Мария одеты в обычную одежду или она чем – то отличается от современной? Правильно, это русский национальный костюм. (Слайд 9 Приложение 2). Можем мы его назвать символом России? Тогда прикрепим и этот символ на наш портрет.

(Еще один ученик прикрепляет на доску символ – костюм)

5) Пятый символ – изделия народных промыслов – хохлома, гжель, городец, жостово, дымка

Учитель: Но не только из березы наши предки мастерили свои предметы для жизни. На уроках технологии вы изучали народные промыслы. Вот сейчас мы узнаем, хорошо ли вы их знаете? А помогут нам в этом Иван да Марья. (Слайд 10 Приложение 2)

В коробе изделия прикладного искусства: (дымка, хохлома, гжель, жестово, городец, матрешки). Иван и Марья достают их по очереди и загадывают загадки.

Иван: (показывая)

Есть игрушки расписные,
Складные да ладные.
Они повсюду славятся,
Да и вам понравятся.

Мария:

Сделаны из глины
Игрушки всем на диво.
Дети в карусели
На лошадок сели.
На санях – Емеля,
Вот собачка Бимка.
Только все игрушки Называют ... (дымка)

Иван:

Все листочки – как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют … (хохломой)

Мария:

Сине-белая посуда
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела.
Голубыми, синими
Нежными, красивыми. (Гжель)

Иван:

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись … (Городца)

Мария:

Вот розаны, так розаны
Расстелились по полянам
Как красив он, как хорош
Этот... (жостовский поднос).

Учитель: Можем мы назвать народные промыслы символом России? Тогда прикрепим и этот символ на карту нашей страны. (Один из ребят – экскурсантов прикрепляет символ – народные промыслы)

Иван:

Ростом разные подружки
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке.
А всего одна игрушка. (Матрешка).

(Слайд 11 Приложение 2)

6) Шестой символ – матрёшка

Выходят девочки – матрёшки. В руках троих из наих – матрёшки одна большая, другая – поменьше, третья – маленькая)

Вместе: Шли матрёшки по дорожке, было их немножечко:

Первая: Раз – Матрёна,

Вторая: Два – Матрёшка

Третья: И одна Матрёшечка!

Девочки поют песню «Матрёшки» (Приложение 3)

Одна из матрёшек говорит:

Ой, вы гости дорогие!
У нас игрушки расписные,
Веселы и ярки,
Примите их в подарки!

Дети дарят гостям стилизованные матрёшки – открытки, изготовленные на уроках технологии. Одна из девочек прикрепляет символ России – матрёшку на карту.
7) Седьмой символ – медведь

Иван:

Расступись, народ честной,
Идет медведюшко со мной!
Много знает он потех,
Будет шутка, будет смех!

– Ребята, вы знаете игру «У медведя во бору»?

Игра с медведем.

Вы ходит медведь. С двух сторон класса кладется 2 обруча. 1-ый обруч – это берлога «медведя», 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры.
Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Медведь неуклюжий, поэтому детей никак не может словить.

8) Восьмой символ – частушки, балалайка и гармошка.

Медведь: Ох, и устал я. Дай-ка посижу и на ребят погляжу. А они пусть старика потешат – развеселят меня.

Учитель: Ребята, пусть мишка отдохнет, вы поиграли, а теперь скажите, какой символ России мы можем здесь выделить: (один ученик прикрепляет медведя на карту) (Приложение 2 Слайд 12)

Учитель: Традиционно на Руси народ любил песни, и одним из ее видов была частушка.

Частушки.

Мальчики:

Балалайку я возьму,
Да Потапычу спою!

Девочки:

Встанем девочки рядком,
Да частушки пропоём!

Мальчики:

Да и мы, пожалуй, встанем
От подружек не отстанем.

Исполняют частушки 3 девочки и 3 мальчика. В руках мальчиков балалайка и гармошка, у девочек платочки. (Приложение 4)

Учитель: Ребята, с какими символами познакомили нас ребята и девчата? (Инструменты – балалайка и гармошка) Прикрепим на карту России символ – балалайку и гармошку. (Слайд 13 Приложение 2)

9) Девятый символ – ромашка

Выходят Иван да Марья.

Иван (обращается к Марии) Я вижу, у тебя в руках появился еще один символ России.

Мария (держит в руках ромашки): Да, ромашка, как и береза – символ русской природы. В России этот цветок даже является символом русского праздника, который отмечается летом. Это праздник семьи, верности и любви.

(Приложение 2 слайд 14)

Иван. Давай же поскорее прикрепим и этот символ на наш портрет! (Мария прикрепляет ромашку в центре портрета России)

IV. Заключение

Учитель: Вот мы и создали с вами портрет нашей Родины. (Слайд 15 Приложение 2). А теперь во славу нашей страны споём песню. Дети поют песню «Моя Россия – моя страна» группы «Непоседы» (Приложение 5)

Учитель в заключение говорит слова: Мы забыли еще от одном символе нашей страны – гостеприимстве. Так сложилось, что наш народ всегда был хлебосолен. Поэтому мы хотим угостить вас пирожками. Под русские наигрыши на подносах Иван да Мария раздают пирожки гостям и детям.