Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Ладушка". 1–3-е классы

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (911,6 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа для младших школьников  «Ладушка» (Народная культура. Праздники народного календаря. Практическая часть) делает акцент не только на приобретение необходимых знаний, умений и навыков в области  народной культуры и декоративно-прикладного искусства, но и на развитие личности, творческой и духовной сущности ребенка.

Программа является основой проектирования в сфере национально-регионального компонента освоения традиционного наследия в процессе социо-культурного творчества, способствует формированию национального самосознания молодого поколения. Воспитание национального самосознания молодого поколения на современном историческом этапе является объективными потребностями, связанные с сохранением единого духовного пространства региона и, в целом, страны. Освоение традиций празднования народных праздников по народному календарю, изучению игр, песен и хороводов является способом логического проникновения в традицию, что соответствует интеллектуальным потребностям современного человека, ориентированного на целостное освоение мира. Потребность в возрождении традиций для подрастающего поколения огромна, т.к. в этом сконцентрирован опыт прошлых поколений в области воспитания, образования, восстановления здоровья. Сегодня  находится в кризисе российская семья как главный носитель и транслятор традиционных ценностей. Сегодня происходит подмена многих идеалов, разрушение взглядов предшествующих поколений, навязывание массовой культуры, чужеродных русскому народу мышления, образа жизни, поведения. Русская национальная культура, преодолевая замкнутость и ограниченность, стремилась к созданию самобытной целостности. Такая среда формировала в человеке терпимость, способность внимать другому, открытость, широту души, стремление к взаимопомощи и сотрудничеству – наиболее ценные общечеловеческие качества. Феномен народной культуры нацеливает на изучение глубинных, базовых ее оснований. Наиболее древние из них отражают мифологическое сознание, мифоэпический образ мира. Обучение подрастающего поколения умению жить в согласии с природой – одна из характерных черт народной педагогики.

Обучающая программа разработана с учетом регионального компонента посредством комплексного введения всех составляющих традиционной культуры в систему воспитания и образования детей. По мере изучения традиций у обучающихся появляется убежденность в смысле своих усилий, появляется вера в возможности и интерес к изучению народных традиций, принятия ее. Следование двум принципам: толерантности к развитию и латентности в методах воспитания, программа позволяет сохранить для учащихся ощущение привычности и составляет синтетичность обыденности и особенности среды.

Занятия проходят в форме посиделок, в непринужденной обстановке. Общение детей в праздниках, играх, изучение и пение песен, потешек, закличек, обучение вождению хороводов и плясов (кадрилей),   изучение правил подготовки и проведения праздников дает возможность детям проявить себя, научиться общению. Такая методика обучения традиции дает возможность легче ориентироваться в действительности и проектировать в ней свое поведение, первичное осознание «самости» – пробую себя в творчестве, сам анализирую свой результат, оцениваю и делаю выводы.

Дополнительная образовательная программа рассчитана на три года обучения для 1,2 и 3 класса. Занятия первого года обучения проводятся один раз в неделю по 1 часу, годовой объем 33 часа. Занятия второго  и третьего года обучения проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (теория и практика), годовой объем 34 часа.

Цель программы «Ладушка» (Народная культура. Праздники народного календаря. 1, 2 и 3 класс): содействие всестороннего развития творческого воображения, как направление интеллектуального и личностного развития ребенка через изучение народных традиций, праздников и обрядов народного календаря и декоративно-прикладного творчества, приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

Таким образом, содержание обучающего курса «Ладушка» способству­ет экологическому и художественно-эстетическому образованию, формированию экологической грамотности, развитию мотивации личности к познанию и творчеству, освоению нравственных и эстетических ценностей народа, самобытности русской культуры.

Задачи:

  • в воспитании:
    • способствовать накоплению информации о народной культуре и ее традициях, о художественном творчестве, о народно-художественной культуре, пониманию ценности знаний,  прекрасного в природе и бережного отношения к ней;
    • трудолюбия, навыков культуры труда и общения в социуме;
    • воспитание человека патриота, носителя традиций своего народа;
  • в обучении:
    • способствовать формированию знаний  народных традиций, обычаев и обрядов  народного календаря и приобретению навыков и умений по декоративно-прикладному творчеству;
  • в развитии:
    • развивать умение создавать художественный образ предмета или явления природы;
    • стойкого интереса к самостоятельному общению с природой, ее изучению и отображению ее средствами декоративно-прикладного творчества.

Программа для младших школьников (1 класс) является подготовительным этапом для обучения в основном звене по декоративно-прикладному творчеству и народной культуре.

Знакомство детей с народными традициями, приметами и обрядами, народным промыслам дает возможность:

  • повысить уровень их общей культуры,
  • сформировать представление о корнях, истоках народных традиций, сложившихся веками и поколениями,
  • усвоить нравственные, эстетические, социальные нормы, знания о ценности духовной жизни, об экологическом поведении,
  • осмыслить и освоить действительность, настроить ребенка на совершенствование и установление гармонии собственного «Я» с внешней средой посредством успешности в обучении.

Исходя из этого, содержание дополнительной образовательной программы построено таким образом, чтобы обучение было направлено на создание условий для развития духовых и душевных качеств личности, способной чувствовать и воспринимать окружающий мир через изучение народных традиций, праздников и обрядов народного календаря и декоративно-прикладное творчество.

Подведением итогов реализации дополнительной образовательной программы считаются выставки  творческих работ, проведение праздников по народному календарю, участие в концертах, в конкурсах-выставках по декоративно-прикладному творчеству на разных уровнях.

Принципы Программы:

* Принцип культуросообразности – развитие ребёнка на основе культурно-исторических традиций народа.
* Личностныйразвитие личностных качеств, эстетических чувств, развитие готовности к самостоятельной деятельности, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их.
* Принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей. Подбор материала от менее сложного к более сложному.
* Принцип целостного представления о мире – поможет ребенку понять свое место в обществе и мире. Формирование народной культуры на основе целостного миропонимания.
* Принцип доступности – получение новых знаний и их закрепление с использованием материала, понятного и доступного детям.
* Принцип творчестваразвитие творчества через художественную и творческую деятельность.
* Принцип наглядности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, наглядным. Этот принцип формирует у обучающихся стремление к прекрасному, способствует желанию с радостью выполнять предлагаемые виды заданий и достичь результата.

Показатели освоения Программы:

Социальный критерий

Эстетическая и экологическая воспитанность в социальном смысле проявляется во всём комплексе поведения и отношения ребёнка. Его поступки, трудовая деятельность, взаимодействия с людьми в общественной и личной жизни, его одежда и внешний вид – всё это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности школьника. Органическое соединение способности к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству и развитие умений и навыков ориентироваться в народных приметах, народном календаре.
Воспитанники проявляют широкий интерес к изучению народной культуры, глубокую потребность общения и проживания праздников. Проявляется отношение к творчеству и искусству как к созиданию красоты и пользы.

Педагогический критерий

Проявляется в оценке явлений искусства и жизни; в результате их разнообразной деятельности, особенно изучению праздников народного календаря и декоративно-прикладного творчества. Педагогические критерии дают возможность обнаружить у ребят уровень художественно-образного мышления и творческого воображения; умение создавать собственные оригинальные изделия через навыки творческой деятельности, умение самим завести игру и исполнить песню, а также передать свои знания окружающим. Возможность свободного личного самовыражения, способности противостоять и преодолевать негативное влияние среды, тормозящей самоутверждение и самореализацию.

Психологический критерий

Проявляется в развитии у детей эмоциональной отзывчивости на красоту, в развитии эстетического восприятия народного и профессионального искусства. У детей сформировано эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, устойчивая потребность к общению с искусством в различных формах. Дети способны восхищаться художественными образами, воссоздавать их в своём воображении. У детей развита любознательность, потребность проявлять творческую инициативу.

Программа формирования универсальных учебных действий

  • Личностный блок: развитие нравственных качеств, эстетической и экологической воспитанности, творческих способностей. Формирование межличностных отношений.
  • Познавательный блок: получение знаний о красоте живой природы, культуре, культурных ценностях. Знакомство с произведениями народных промыслов, народных умельцев и современными версиями празднования праздников по народному календарю. Овладение первоначальными трудовыми навыками в области декоративно-прикладного творчества.
  • Регулятивный блок: обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников.
  • Коммуникативный блок: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог, выступать на сцене. Участие в коллективных творческих делах.

Методическим обеспечением программы является:

  • Методические разработки занятий, методические пособия по отдельным темам курса.
  • Учебная литература по выполнению курса обучения.
  • Разработка методик организации практических занятий (групповых и ин­дивидуальных), открытых уроков, темы теоретического учебного материа­ла.

Для реализации программы необходима материально-техническая база в виде материалов и оборудования:

1. Иголки, булавы, нитки, ножницы, шаблоны по темам.
2. Клей: ПВА, канцелярский.
3. Картон, бумага.
4. Рамки, станки для плетения бисером, манекены.
5. ТБО: компьютер, мультимедийная установка, экран, аудиокассеты и музыкальный  центр, фотоаппарат.
6. Наглядно-иллюстративный материал: плакаты, таблицы, книги и др. наглядные пособия.
7. Демонстрационно-наглядный материал:

  • Выставочные экспонаты.
  • Готовые изделия.
  • Видеокассета с выставками по декоративно-прикладному искусству и народным праздникам.
  • Фотоальбом.

Этапами педагогического контроля являются:

1.   Определение начального уровня знаний ребенка. Игра «Знакомство»
2.   Определение уровня знаний, полученных детьми на занятиях в течение учебного года.

Промежуточный контроль после изучения каждого раздела.
Промежуточный контроль проводится с целью корректировки знаний в ви­де собеседования, выставки готовых изделий, выполнения заданий педагога.

3. Определение уровня знаний на конец учебного года, позволяющий перейти на следующий год обучения.

Педагогический контроль проводится в форме выполнения готовых изделий по заданию педагога, собеседование.

Обязательным условием оценки знаний обучающихся считается участие в выставках, конкурсах, выступлений на сцене как в школе, так и на городском уровне. Кроме того, на каждом занятии проводится закрепление и повторение изученного материала в теоретической и практической части занятия.

Для реализации данной программы предлагаются как традиционные, так и нетрадиционные формы организации учебной деятельности: экскурсии, занятие-игра, занятие-конкурс, занятие-соревнование, выставка, самостоятельная практическая работа, видео-урок, посещение выставок, проведение открытых мероприятий-праздников.

Используются основные методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, практические задания и презентация творческих работ.

Данные методы обучения служат формированию таких качеств личности, как творческий подход к решению познавательных и практических задач, ор­ганизованность в труде, взаимопомощь, толерантность, бережное отношение к окружающей среде, природе, интерес к народной культуре и сохранение народных традиций с применением их в социуме.

Формы организации занятий: групповые, в малых группах по 2-3 человека, индивидуальные.

Таким образом, содержание обучающего курса «Ладушка» способствует экологическому и художественно-эстетическому образованию, формированию экологической грамотности, развитию мотивации личности к познанию и творчеству, освоению нравственных и эстетических ценностей народа, самобытности русской культуры.

13.04.2014