"Мы любим наш Татарстан"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Расширять представление о родном крае, о многообразии городов Республики Татарстан.

Задачи:

1. Воспитывать любовь к родному краю, к природе, бережное отношение к природе.
2. Развивать у детей представление о том, что такое Родина, родной край.
3. Познакомить с картой и символами города Буинска. Рассказать о природных богатствах родного края.

Словарная работа: Герб, карта, гимн, президент.

Предварительная работа: Рассматривание карты, иллюстрации по теме, знакомство с географической картой, гербом РТ, прослушивание гимна.

Оборудование: географическая карта, флаг РТ, герб РТ, портреты президента, флаг и герб г. Буинска.

Используемая литература: журнал “Ребёнок в детском саду” 1–2012. “Родной край” – Р.И. Жуковская, Москва, 1990.

Ход занятия

Дети входят в зал, встают полукругом около стульчиков, прослушивают гимн РТ.

Воспитатель:

Как велика наша земля,
Как широки её просторы
Озёра, реки и поля
Леса и степь, и горы.
Живем мы все в родном краю
И знать его должны мы
Стрелу любимую свою,
Свой светлый край любимый.

“Песня о России”.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, что такое Родина? Родной край?

Дети: Родная страна, родной город, дом, где мы живем.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Мы живем в родном городе, его любим.

Воспитатель: Родина – это прежде всего, самые близкие люди: папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра. Это ваш дом, улица, город, где вы родились, живете, это детский сад, куда вы ходите, это природа, которая нас окружает.

Ребята, скажите, а как называется город, в котором мы живем?

Дети: Буинск.

Воспитатель: Какой он, Буинск?

Дети: Красивы, большой, добрый…

Воспитатель: Правильно, молодцы. У каждого города есть свой герб. Давайте посмотрим на герб города Буинска. Скажите. Что вы видите? (восходящее солнце, колосья пшеницы). Как вы думаете, что это обозначает?

Дети: Светит солнце, растут колосья хлеба.

Воспитатель: Ребята, наш город Буинск – это малая Родина.

Для всех нас, Родина – это (ответы детей) Республика Татарстан. Оно у нас такое большое, что мы не можем окинуть её одним взглядом, и объединить её из одного конца в другой.

Ребёнок: Настя Т.

Татарстан – чудесная земля
Кругом сады, зеленые поля
На зорьке тихо солнце яркое встает,
Татарстан – родная сторона
Она добром и солнцем залита.

Воспитатель: Как я уже говорила, каждый город имеет свои символы: это герб и флаг.

Давайте посмотрим на флаг и герб РТ. Какие цвета вы видите на флаге РТ.

– Зеленый, белый, красный.
– Что вы видите на гербе?

Дети: Изображено животное.

Воспитатель: Как вы думаете, какое животное?

Дети: ….

Воспитатель: Это крылатый барс с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой. На фоне диска– солнце, помещенного из татарского народного орнамента, в основании которого надпись “Татарстан”. Герб РТ выполнен в цветах флага Татарстана, имеет круглую форму.

Герб РТ утверждает такие общественные, правительственные?!?! Ценности, как добро, справедливость, благополучие граждан, дружба между народами.

“Песня о Казани”.

Воспитатель: Татарстан – большая республика, и в ней много красивых городов. А какие города вы знаете?

Дети: Казань, Н. Челны, Чистополь и др.

Воспитатель: Молодцы ребята.

В этих городах живут замечательные, трудолюбивые люди. Эти люди – горожане, называются по-разному. А как – сейчас узнаем. Я буду называть города, а вы его жителей.

Игра с мячом.

– Казань – Казанцы.
– Буинск – Буинцы.
– Н. Челны – Челнинцы.
– Бугульма – Бугульминцы и т.д.

Воспитатель: Дети. Скажите, где мы можем увидеть сразу всю нашу Республику?

Дети: На карте.

(Предлагаю детям рассмотреть карту РТ.)

Воспитатель: Ребята, скажите, на что похожа территория нашей Республики?

Дети: Бабочку.

Коля: на коня, который вот так скачет.

(Все дети скачут как лошадки, под музыку.)

– На птицу или бабочку.

(Полет птицы) – физкультминутка.

Воспитатель: Молодцы ребята.

Издавна наши прадеды любили лошадей. Они разводили большие табуны лошадей, ездили и воевали на них.

??!!?!??!!?!? Затем, помогаю детям разобраться в обозначениях географической карты: голубые ленточки – реки (Волга, Кама); зелёные пятна – густые леса, луга; жёлтые пятна – широкие поля.

А теперь давайте посмотрим на достопримечательности нашей Республики. (Показ с диска.)

Воспитатель: Каждый город чем-то знаменит. В Набережных Челнах собирают большие машины – КАМаз. Города Бугульма и Альметьевск – нефтяные города. А чем знаменит наш город?

Дети: Театр, сахарный завод, машиностроительный завод.

Воспитатель: А вы знаете, чем ещё богата наша Республика?

Дети: Нефть, природный газ, леса.

Воспитатель: Правильно. Татарстан – это ещё и земледельческий край. Здесь выращивают рожь, овёс, гречиху. Очень много лугов, полей, лесов. А летом невозможно отвести глаз от красоты леса, от высоких и мощных деревьев, зелёной травы. Наши леса богаты животным миром.

Ребёнок читает стихотворение татарского писателя С. Хакима “Мы с Волги, из Казани”.

Спросите нас – откуда вы?
Мы с Волги, из Казани.
Поит нас волжская вода,
Мы хлеб растим, пасем стада,
Качаем нефть, грузим суда
В свободном Татарстане.

Воспитатель: Ребята, скажите, кто самый главный человек нашей Республики?

Дети: Президент Рустам Миннеханов (показать портрет).

Воспитатель: Как вы думаете, какая у него главная задача, что он должен, прежде всего, делать?

Дети: Чтобы в нашей республике все народы жили дружно и мирно. Вместе трудились – выращивая хлеб, строили новые города.

Воспитатель: А теперь блиц – опрос.

1. Назовите столицу Республики Татарстан?
2. Как зовут национального героя РТ?
3. Какие музыкальные инструменты вы знаете? (Гармонь, курай.)
4. Какое животное изображено на гербе РТ? (Крылатый барс.)
5. Какого страшного героя вы можете назвать? (Шурале.)
6. Что изображено на гербе города Буинска?
7. Как называется самое ПУШИСТОЕ сладкое татарское блюдо? (Чак – чак.)

Воспитатель: Молодцы.

Итог занятия. Дети под музыку уходят из зала.