Урок по теме "Становление личности в эпохе. (Образ Петра I)"

Разделы: Литература


Отечественная литература XIX века тесно связана с историческими процессами, проходившими в России и в мире в это время, поэтому изучать художественные тексты целесообразно в связи с историей, особенно в старших классах. Изучение исторического романа А. Н. Толстого “Пётр I” в одиннадцатом классе обзорно. А ведь этот роман не только рассказывает о петровской эпохе и преобразованиях великого царя, но и живым, понятным языком рисует становление личности Петра, понять действия которого не всегда просто даже старшим школьникам. Разобраться в образе Петра Великого помогает исторический и культурологический подходы. Знакомство с изображениями Петра, сделанные Д. Шмариновым, В. Суриковым, В. Серовым, Н. Ге, помогут учащимся получить более яркое представление о Петре Первом.

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

(А. С. Пушкин)

Цели урока: помочь учащимся проникнуть в новый для них мир чувств, мыслей, образов; познакомить с проблемами, поставленными писателем; способствовать эмоциональному восприятию произведения и более глубокому пониманию его идейного содержания.

Задачи урока:

  1. Показать, как автор рисует процесс становления личности Петра.
  2. Увидеть, как автор говорит о необходимости перемен.
  3. Указать рост противоречий между царём и народом.

Оборудование урока:

  1. Роман А. Толстого “Пётр I”.
  2. Портрет А. Толстого.
  3. Репродукции картин В. Сурикова “Утро стрелецкой казни”, Н. Ге “Пётр и Алексей”, В. Серова “Пётр на постройке Петербурга”, рисунки Д. Шмаринова к роману “Пётр первый” (эпизоды, связанные с домашним заданием; сами иллюстрации рассматриваются учащимися дома).
  4. На экране проецируется эпиграф к уроку, портрет Петра I, тема урока.

Культурологический подход. Применять репродукции картин художников В. Серова, В. Сурикова, Ге, рисунки Д. Шмаринова, фрагменты фильма “Пётр Первый”, автором сценария которого является сам писатель.

Ход урока

1, Актуализация.

Обращаем внимание учеников на эпиграф к уроку: чьи это слова, о ком сказаны? Кто обращался к теме Петра 1 в литературе? Какие высказывания известных писателей о романе А. Н. Толстого “Пётр I” вы можете привести? (Реализация домашнего задания)

2. Вступительное слово учителя по теме урока.

В отличие от А. С. Пушкина, показавшего в своих произведениях Петра вполне сложившимся государственным деятелем, А. Н. Толстой в историческом романе “Пётр Первый” рисует процесс становления личности Петра, формирование его характера под воздействием исторических обстоятельств. Поэтому необходимо проследить, как складывался характер Петра, какие обстоятельства влияли на его формирование, какую роль в становлении личности Петра сыграла окружающая среда.

Толстой рисует Петра выдающимся государственным деятелем и полководцем, показывает историческое значение его деятельности и наряду с этим вскрывает его классовую ограниченность, подчёркивает, что преобразовательская деятельность Петра основывалась на укреплении крепостного строя. Пётр нарисован Толстым не только как сын своего времени, но и как человек, воплотивший в себе лучшие черты русского национального характера, в котором, по словам Н. А. Добролюбова, нуждалась Россия.

3. Беседа по вопросам, данным заранее.

1 группа.

  1. Используя приём контраста (антитезы), сопоставить Петра с Голицыным.
  2. Какие планы преобразования патриархальной Руси роднят Голицына с Петром?
  3. Почему Голицын оказывается в стане врага?
  4. Поведение героев во время неудачных походов под Азовом и Нарвой. (Сравнить описание поведения Голицына и Петра)
  5. “Василий Васильевич пеший метался по обозу, бил плетью пушкарей, хватался за колёса, вырывал фитили”. “Пётр сбросил плащ, кафтан, засучил рукава, взял банник у пушкаря, сильным движением прочистил дуло… подкинул на руках пудовый круглый снаряд, вкатил в дуло, налегая на банник, плотно забил”.
  6. Сравнить действия героев, как показаны беспомощность одного и целенаправленность другого? Указать морфологические особенности (виды глаголов).

(Это задание позволяет ученикам увидеть, что мысли о преобразовании государства волновали образованных людей XVII века, сравнение помогает понять, почему слабовольному Голицыну никогда не стать преобразователем России)

Задание всему классу.

  1. Рассказать о жизни обитателей Преображенского дворца (гл. 2–3).
  2. Каким показан Пётр в детстве, юности?
  3. Рассмотрите картину В. Сурикова “Утро стрелецкой казни”. Что сближает картину и страницы романа А. Толстого, изображающие стрелецкую казнь и поведение Петра? В чём чувствуется влияние картины Сурикова на описание А. Н. Толстым стрелецких казней? (Работа с репродукцией позволяет видеть, что как художник, так и писатель, изображая трагедию, видели в ней не только гибель старой России, но и проявление необычайного мужества и стойкости народа (здесь обратить внимание на образы картины В. Сурикова), отношение Преображенских солдат к стрельцам. Взоры Петра и рыжебородого стрельца показывают, что каждый уверен в своей правоте)
  4. Как выглядит Пётр на картине художника Ге “Пётр и Алексей”? (Учащиеся отмечают холодный взор, властность в движении, взглядов. Ничто не помешает ему завершить начатое дело.)
  5. Когда по-настоящему Пётр отметил экономическую отсталость своей страны?
  6. Какую цель преследует автор, рисуя два заседания боярской думы? (гл. 5, 20, 71)
  7. Чему научил Петра первый азовский поход? Его пребывание в Архангельске?
  8. В чём выражается патриотизм Петра?
  9. Пётр – полководец на картине В. Серова “Пётр на постройке Петербурга”. Как показан Пётр здесь? (Стратег, мастер ратного дела, указывающий Шереметьеву и иностранцу-инженеру Коберту, где будет город).

(Данные вопросы позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся, анализируя содержание двух первых книг романа, в которых показано, как события формируют Петра-преобразователя, помогают увидеть его патриотизм, дальновидность, заботу о торговле с другими странами.)

Задания 2-ой группе.

  1. Историческая справка о Петре как государственном деятеле.
  2. Речевая характеристика Петра:
  • эмоциональность речи Петра;
  • образность речи героя (сравнения, метафоры);
  • близость речи к народной.

3 группа. Задания.

  1. Отметить, как прогрессивные реформы, превратившие отсталую Россию в могучее государство, тяжёлым бременем легли на плечи народа (кн. 2, гл. 1, 2).
  • Разговор с большебородым мужиком, демидовские заводы, жизнь крестьян;
  • Финал второй книги, где Федька Умойся Грязью вбивает сваи;
  • Преклонение перед иностранной культурой.

Рассматриваем картину В. Серова “Петр на постройке Петербурга”.

  1. Как изображена центральная фигура картины (Пётр)?
  2. Как подчёркивается грандиозность этой фигуры? (Скрюченные от ветра фигуры людей кажутся маленькими и жалкими.)
  3. Как автор изображает движение в картине, которое чувствуется и в пейзаже? (Движущиеся люди в одинаковом наклоне, бурлении воды, покачивании лодок, контуры кораблей, строительных лесов.)
  4. Как изображён народ-строитель? (Рваные рубашки, голодные мужики).

(Задания такого типа позволяют глубже понять образ Петра, объективнее оценить его деятельность. Знакомство учащихся с изображениями Петра художников В. Сурикова, В. Серова, Д. Шмаринова. помогут учащимся получить более яркое представление о Петре).

4. Доклад учащегося о фильме по роману А. Н. Толстого “Пётр Первый”.

План:

  1. Создание фильма при участии автора романа.
  2. Нарушение последовательности исторических событий:
  • Роль царевича Алексея – выразителя мнений и чаяний старой России:
  • Работа с репродукцией картины Ге “Пётр и Алексей”.
  1. Побор артистов. Игра Н. Симонова, М. Жарова, Н. Черкасова и др.
  2. Тема народного гнева в фильме и романе. Федька – холоп боярина Буйносова.
  3. Фильм о Петре, широко и верно показывающий петровскую эпоху.

5. Вывод.

Таким образом, мы видим, что, обладая решительностью, целеустремлённостью с детских лет, Пётр не может жить той жизнью, которой живут бояре, окружающие его мать Наталью Кирилловну. Любознательный, пытливый, он рвётся к новой жизни, и в этом ему помогает тесное общение с народом. Он всем сердцем ощущает отсталость своей страны, переживает и делает всё, что может, чтобы Россия стала сильной, экономически развитой страной, но беда в том, что эти преобразования легли тяжёлым бременем на плечи народа.

Заслуга автора романа в том, что Толстой очень живо, правдиво изображает Петра, он показывает его постепенное развитие, формирование Петра как выдающейся исторической личности.

6. Домашнее задание.

Составить план устного сочинения по теме: “Пётр Первый в изображении А. Н. Толстого”

Презентация