Методическая разработка "Формирование культуры восприятия лирического произведения в 5–9-х классах в условиях классов малой наполняемости"

Разделы: Литература


Введение

Как отражение явлений действительности литература была бы неполной без лирического рода, так и школьное гуманитарное образование без изучения лирики не могло бы в полной мере выполнить стоящую перед ним задачу – быть средством формирования гармонично развитой личности.

Лирическая поэзия – важный элемент школьного курса литературы. Она приобщает к духовному богатству народа, формирует нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных её проявлениях.

Являясь высшим выражением духовной культуры народа, она играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период её становления и развития. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир.

Лирические строки, воспринятые сердцем, делают нас лучше, отзывчивее, благороднее. Подлинная поэзия проникает в самые сокровенные уголки сознания. Она расширяет духовные горизонты, формирует способность понимать нравственную ценность личности, умение сопереживать.

Особое значение лирики заключается в её способности доходить до самых тайных глубин душевного мира ученика и оставлять в нём неизгладимый след.

Как справедливо полагает В.В. Кожинов, «уступая повествованию в широте воздействия на мир, лирика… превосходит его по глубине проникновения в духовную жизнь народа, которому она принадлежит. Лирика – это единственный вид искусства, который человек может целиком и полностью «вобрать» в себя, превратив лирическое произведение или хотя бы его фрагменты в неотъемлемую частицу своего сознания».

Большое воспитательное значение имеет и работа над пейзажной лирикой.
Острее почувствовать с помощью слова поэта удивительную красоту родной природы и в то же время её хрупкость, ранимость, иногда беззащитность перед наступлением техники, сердцем понять, что природа нуждается во внимании, бережном отношении, помощи и защите со стороны каждого человека и всего общества, так важно в возрасте, когда закладываются устои нравственности.

В наше время, когда воспитание культуры чувств молодых людей рассматривается общественностью как задача не меньшей важности, чем овладение достижениями современной науки, социальная роль лирики возросла.

Вот почему и теоретическая разработка проблем формирования восприятия лирического творчества приобретает практическую значимость.

Исследованию специфических особенностей лирики как особого искусства посвящены работы таких ученых, как Палкин М.А., Сильман Т.И., Поспелов, Г.Н., Огнев В.Ф., Михайлов А.А. и др. Вопросы методики работы над лирическими стихотворениями рассматриваются в трудах Ушинского К.Д., Бунакова Н.Ф., Стоюнина В.Я., Каноныкина Н.П. и ЩербаковойН.А., Сальниковой Т.П. и др.

Актуальность работы состоит в том, что именно в школе посредством лирики мы можем научить видеть прекрасное в обыденном, то, что не замечается. Но самое главное, именно лирика может научить ребят таким чувствам как нежность, любовь, сострадание, радость, сопереживание. Поэтому сейчас немаловажно уделять внимание поэзии, изучению лирических произведений в школе. При всей кажущейся простоте изучение лирического произведения в школе требует от учителя большого литературоведческого такта и методического мастерства. В нём нет широкого изображения событий или действий героев.

Лирическая поэзия отражает жизнь специфическими, только ей доступными средствами. Поэтому попытка перенести на анализ лирического произведения методы и приёмы изучения эпического произведения приводит к обеднению восприятия поэзии. Лирика может стать средством духовного обогащения и нравственного воспитания учащихся только в том случае, когда они научатся понимать её идейно-эстетическое богатство, воплощенное в специфической форме лирического монолога. Этим обосновывается актуальность темы данной работы.

Цель данной методической разработки – на основе анализа научной и методи­ческой литературы и многолетней практики обосновать и разработать методику формирования культуры восприятия лирического произведения в 5-9 классах малокомплектной школы, учитывающую особенности поэтического языка, способствующую углублению восприятия лирического произведения и развивающую эмоциональную сферу учащихся 5-9 классов в процессе изучения лирики.

Одновременно мною исследуется процесс усвоения лирических стихотворений учащимися сельских школ (классы с малой наполняемостью).

Работа осуществлялась в следующих направлениях:

1. Исследование литературоведческих основ изучения лирических стихов.
2. Исторический обзор методики работы над лирическими стихами.
3. Раскрытие особенностей восприятия лирических произведений школьниками 5-9 классов.
4. Разработка методических рекомендаций.

Работая учителем русского языка и литературы и наблюдая за процессом формирования культуры восприятия лирического произведения, я убедилась в чрезвычайной важности этого вопроса: вопрос формирования культуры восприятия лирического произведения учащихся стоит чрезвычайно остро, дети зачастую «неэмоциональны», не могут выразить своих чувств, что вызывает тревогу и у учителей, и у родителей, и у общественности. Учителя, методисты настойчиво ищут причины этого неблагополучия, чтобы принять меры по их устранению, но успехи в этой области пока скромны. Говоря о проблеме формирования культуры восприятия лирики, я имею в виду следующие вопросы: что такое восприятие, как он формируется у школьников, как формируется от класса к классу культура восприятия, какими приёмами следует развивать формирование культуры восприятия лирики на уроках литературы. Решение этих вопросов, несомненно, позволит учителю успешнее работать на уроках литературы.

Приложение 1. Взаимосвязь восприятия и анализа лирических произведений на уроках литературы

Приложение 2. Принципы школьного анализа лирического произведения

Восприятие и анализ лирического произведения в 5-9 кл. в условиях классов малой наполняемости

С самых первых уроков по лирике мы должны “внушить” своим ученикам мысль о том, что слово в поэтическом тексте приобретает совершенно уникальное значение. Борис Заходер в одном из последних телеинтервью говорил о своём понимании поэтического слова. Он вспомнил об эпизодическом персонаже известнейшего романа, встретившемся Швейку в сумасшедшем доме. Герой говорил, что не будет возражать против утверждения, что Земля — шар. Но, по его мнению, внутри этого — земного — шара находится ещё один, но гораздо большего размера. Так вот слово в поэзии, по словам Заходера, это шар, внутри которого находится ещё один шар, гораздо большего размера.

Цель работы: формировать культуру восприятия лирического произведения у учащихся 5-9 классов.

При работе с детьми я решала следующие задачи:

– стремиться к тому, чтобы дети прониклись настроением стихотворения, почувствовали красоту, мелодичность стиха;
– раскрыть многозначность поэтического слова,
– научить видеть детали, своеобразие лирики поэта и его мастерство,
– научить кратко устно и письменно излагать свои мысли,
– обучать выразительному чтению,
– научить анализировать стихи,
– воспитывать уважение и бережное отношение к творческому наследию.

В условиях класса с малой наполняемостью (классы с количеством 3-8 человек) на каждого учащегося отводится большее количество рабочего времени, чем в обычных классах (классы с количеством 18-27 человек). Есть возможность работать в малой группе или с каждым учеником. Например, работать над стихотворением можно следующим образом:

5 класс

1. Чтение стихотворения учителем наизусть. Слушание.
2. Беседа с классом по первым впечатлениям о тексте.
3.Слуховой анализ.
4.Устное рисование образов.
5. Движения души, настроения, рождённые после прочтения.
6. Звукопись.
7. Фонетическое восприятие.
8. Работа по составлению партитуры текста (вертикальными чертами обозначаются паузы, подчёркиванием — логические выделения разной силы. Можно ставить стрелочки для понижения и повышения тона, связывать слова дугой — знаком легато). Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием.

Для тренировки способа чтения, темпа включаю в структуру каждого урока пятиминутки жужжащего чтения. Каждый ученик упражняется в чтении одновременно со всеми, вполголоса, со своей скоростью. По команде «Молния» – читают в темпе скороговорки.

При чтении стихов использую следующие задания для многократного прочтения текста:

– Прочитайте и отметьте понравившиеся строки.
– Прочитайте и найдите слова, смысл которых не понятен.
– Прочитайте и найдите эпитеты (сравнения, метафоры, действия, …).

При работе над стихотворением учу детей чувствовать рифму и ритм стиха, расставлять паузы (  – короткая, | – средняя, || – длинная), выделять голосом «главные слова», т. е. ставить логическое ударение. Учу детей владеть своим голосом – громкостью, силой, мелодикой, четкостью произношения.

В зависимости от возможностей учащихся этими приёмами пользуюсь в 5 и 6 классе, частично в 7-ом.

9. Чтение стихотворения учащимися; чтение в парах с параллельным заучиванием наизусть (особенность класса малой наполняемости)
10. После анализа стихотворения, выяснения смысла незнакомых слов, определения задачи чтения (какие чувства и мысли хотел передать автор, что наиболее интересно и важно в тексте с точки зрения исполнителя, что должны понять и почувствовать слушающие тебя люди) – выразительное исполнение стихотворения. Прекрасным приемом, обучающим выразительному чтению, является чтение текста по ролям.
11. Дети сами делают вывод.

Большое количество стихотворений Тютчева вошло в хрестоматию по русской литературе в 5-9 классах.

В 5 классе в главе «Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе» помещены стихотворения «Зима недаром злится...», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...». Изучению всей главы можно посвятить четыре урока. Материал главы организован по теме «Времена года», поэтому первые два стихотворения объединены с другими произведениями о весне, следующие два стихотворения — с произведениями об осени.

Приложение 3. Работа над стихотворением в 6,7,8,9 классах и фрагменты уроков.
Приложение 4. Место лирики в программе и учебниках В.Я.Коровиной
Приложение 5. Новые подходы к школьному анализу поэтического текста
Приложение 6. Планирование изучения лирических произведений в 5-6 классах

Заключение

В методической разработке изложена система работы по формированию культуры восприятия лирического произведения в 5-9 классах в условиях малой наполняемости классов. В методической разработке был использован как собственный опыт, так и опыт учителей- новаторов, изложенный в методических пособиях, газетах и журналах «Литература в школе».

Проведя мониторинг уровня начитанности и литературного кругозора, а также уровня развития речи учащихся, я сделала вывод, что культура восприятия лирического произведения у детей моих классов сформировалась на достаточно высоком уровне.

Выстроенная мною система доказала свою эффективность на практике, что делает возможным её дальнейшее использование.

Разумеется, описанные приёмы не решают всех проблем, относящихся к теме развития интереса к урокам русского языка.

Методисты и учителя стараются найти новые или вспомнить давно забытые методы и приёмы, которые позволяют формировать интерес к предмету.

Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия, что даёт возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Приложение 7. Конспект урока на тему: «Ода Горация «К Мельпомене» в переводах русских поэтов XVIII-XIX вв.»
Приложение 8. Карточки к уроку в 9 классе на тему «Ода Горация «К Мельпомене» в переводах русских поэтов XVIII-XIX в.в.»
Приложение 9. План проведения урока по анализу стихотворения Н.Рубцова «Звезда полей» в 6-м классе
Приложение 10. Творческие работы
Приложение 11. Проверочная работа по лирике
Приложение 12. Система вопросов к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Литература.

  1. Беленький Г. И. Теория литературы в средней школе. М.: Просвещение, 1976.
  2. Взаимосвязь восприятия и анализа худ. произведений в процессе изучения литературы в школе. – М., Изд-во. МГУ, 1990. – 148с. –120
  3. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа. М., «Просвещение», 1974.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
  5. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968;
  6. Гинзбург Л. О лирике. М.—Л.,Сов. писатель, 1964.
  7. Граник Г.Г., Шаповал Л.А. и др. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11-е классы. М.: НПО "Образование от А до Я", 1999;
  8. Емельянов Г.А. Восприятие поэтической формы в подростковом и юношеском возрасте// Вопросы психологии.1998. №1. С.38-41.
  9. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 1998.
  10. Каганович С.Л. Технология обучения анализу поэтического текста. Методическое пособие для учителей-словесников. Великий Новгород, 2001.
  11. Каганович С.Л. Технология обучения анализу поэтического текста. Материалы к уроку. Русская словесность. 2003. № 1.
  12. Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии 19 века. – М.,1978. – 304с.
  13. Краткая литературная энциклопедия. М., 1978. Т. 9. С. 330.
  14. Лисовский А.М. Изучение лирики в школе: Пособие для учителя. – Киев: Рад. шк.,1987. – 190с. – 41
  15. Лотман Ю.М. О поэте и поэзии. Анализ поэтического текста. – СПб., 1996. С.28-47.
  16. Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М., Педагогика, 1976.
  17. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. завед. В 2-х кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос,1994. – 576с. – 134.
  18. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. – М., «Книга», 1972. – 168с. – 123
  19. Николаев П.А. Новые импульсы, новые рубежи // Вопросы литературы. 1981. № 7. С.33.
  20. Палкин М.А. Лирика как искусство стихотворного слова. – Минск: Высшая.шк., 1986. – 270 с.
  21. Программа «Литература. 5–11 классы»/ Авт.-сост. В. Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2009.
  22. Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494с. – 133.
  23. Ревякин А.И. Проблемы изучения и преподавания литературы. М., Просвещения, 1972.
  24. Рез 3.Я. Изучение лирики в школе. Л.,Просвещение, 1968. С. 25-38.
  25. Рез З.Я. Об особенностях изучения лирики в школе. – Куйбышев, 1974. – 115с. – 119.
  26. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М„ 1964. Кн. 2. С. 44.
  27. Тодоров Л.В. Работа над стихом в школе. – М., Просвещение, 1965. – 184с. – 55.
  28. Тюпа В. Аналитика художественного: Введение в литературоведческий анализ. М.: Лабиринт; РГГУ, 2001.
  29. Хализев В.Е. К теории литературной критики // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1977. № 1. С. 8
  30. Эткинд Е.Г. Материя стиха. СПб.: Гуманитарный союз, 1998.
  31. Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. – М., 1968.