Урок математики по теме "Решение задач на составление уравнений". 6-й класс

Разделы: Математика


Тип урока: урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Цели урока:

  • Дидактические:
    • знакомство с основами математического моделирования;
    • введение понятий “модель”, “математическое моделирование”;
    • обучение решению задач на составление уравнений, выделяя три этапа математического моделирования;
    • практическое применение полученных знаний;
  • Развивающие:
    • формирование правильной математической речи;
    • развитие творческой и мыслительной деятельности;
    • формирование навыков самостоятельной работы;
  • Воспитательные:
    • активизация познавательной и творческой активности учащихся.

Оборудование: презентация Microsoft PowerPoint  к  уроку.

План урока

Содержание этапов урока

Виды и формы работы

1. Организационный момент Проверка готовности класса к уроку, приветствие
2. Мотивационное начало урока. Подготовка к учебно-познавательной деятельности Постановка цели урока. Вводная беседа с использованием презентации
3. Изучение нового материала Беседа с использованием презентации. Работа в группах
4. Первичный контроль Индивидуальная работа  в тетрадях
5. Закрепление изученного материала. Работа у доски и в тетрадях
6. Подведение итогов, домашнее задание Работа с классом, объяснение творческого задания

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Проверка готовности класса к уроку. Приветствие.

2. Мотивационное начало урока

– Ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы начнём знакомство  с основами математического моделирования. Узнаем, как моделирование помогает решать задачи.
С моделями мы встречаемся с детства. (Примеры приводят ученики) (Презентация. Слайд №2)
Математическая модель является приближенным представлением реальных объектов, процессов или систем, выраженных в математических терминах и сохраняющим существенные черты оригинала. (Слайд №3)
Построение математической модели заключается в определении связей между теми или иными процессами и явлениями.
Математическое моделирование – это средство изучения реального объекта, процесса или системы путем их замены математической моделью.

– Сегодня на уроке мы научимся использовать математическое моделирование для решения текстовых задач.

3. Изучение нового материала

– Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему сегодняшнего урока «Решение задач на составление уравнений с помощью математического моделирования». Прочитаем  задачу (Слайд №4)
– О чем говорится в задаче? (Ответы учеников)
– Составим таблицу, в строке запишем то, о чём говорится в задаче. (Слайд №5)
–  Прочитаем условие задачи ещё раз
– Какие действия осуществляются в задаче? (Ответы учеников)
– В нашей таблице в столбцах запишем действия.  (Слайд №6)
– Прочитаем условие задачи ещё раз
– Неизвестную величину обозначим – х.
– Заполним таблицу (Слайд №7)
– Прочитаем вопрос задачи
– Найдём условие составления уравнения
– Составим уравнение (Слайд №8)
– Остаётся только решить уравнение и ответить на вопрос задачи.

Ученик решает уравнение на доске, объясняя каждый шаг. Остальные делают записи в тетради.

– Составим схему нашего решения (три этапа математического моделирования) (Слайд №9)

  • Составление математической модели (таблица и на её основе уравнение)
  • Работа с математической моделью (решение уравнения)
  • Ответ на вопрос задачи

– Используя полученные знания, решим задачу № 596

(Слайд №10)
(Слайд №11)

4. Первичный контроль

– Решите задачу № 600, выделив три этапа математического моделирования   (Слайд №12)
– Проверьте правильность выполнения задания (Слайд  № 13).

5. Закрепление изученного материала

№ 599
Условие задачи (Слайд №14)
Решение (Слайд №15)

6. Подведение итогов, домашнее задание

– Сегодня вы познакомились с понятиями –… (отвечают ученики), узнали, как и с помощью математического моделирования решать задачи – … (отвечают ученики), применили полученные знания на практике.

– В качестве домашнего задания предлагаю вам творческую работу. Придумайте задачи на тему «Я и мои друзья». Решите их,  используя метод математического моделирования  №595, 598, 607.

Оценки за урок.

30.07.2014