Экспериментальная деятельность в подготовительной группе. Проект "Всезнайки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность:

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Цель проекта:

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Задачи экспериментальной деятельности:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

  • развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
  • развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
  • развитие элементарных математических представлений;
  • познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра.

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами – помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развитие у детей умственных способностей:

  • развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
  • формирование способов познания путём сенсорного анализа.

4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Сроки проекта: месяц.

Форма работы:

  1. Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
  2. Фронтальная работа.
  3. Индивидуальная работа.

Предполагаемые результаты:

  1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
  2. Создание единого инновационного пространства.
  3. Чёткое выполнение поставленной задачи.
  4. Повышение уровня мотивации к занятиям.

Примерный план экспериментальной деятельности в подготовительной группе на месяц.

Опыт № 1– “Польза и вред кока-колы”.
Опыт № 2 – “Как добрые и вредные слова влияют на растение”.
Опыт № 3 – “Тайны вулкана”.
Опыт № 4 – “Как увидеть движение воды через корешки?”.
Опыт № 5 – Занимательные эксперименты: “Сыщики”, “Куда делось варенье?”.

ОПЫТ № 1

“Польза и вред кока-колы”.

Цель работы:

Исследование вредного влияния “Кока-колы” на организм человека.

Задачи исследования:

  • проанализировать взаимодействие “Кока-колы” и ржавчины;
  • изучить действие “Кока-колы” на зубы;
  • исследовать совместимость “Кока-колы” с другими продуктами.

Этапы исследования:

  • Опрос детей группы и родителей на темы “Мой любимый напиток” и “ Знаете ли вы о вреде “Колы”.
  • Выдвижение гипотезы.
  • Непосредственное проведение опытов.
  • Наблюдение за взаимодействием “Кока-колы” с веществами и предметами.

Выводы.

Материалы для проведения эксперимента (наблюдение в течение недели): пять прозрачных стаканчиков; ржавый и новый гвоздь; кусочек колбаски; молочный зуб (можно заменить на куриную скорлупу).

  1. Перед началом эксперимента у одного из детей случайно выпал молочный зуб и мы решили использовать его в нашем опыте. Дети взяли прозрачный стаканчик, налили туда “Кока-колу” и опустили зуб. На 2 день зуб почернел, из чего дети сделали вывод, что в “Кока-коле” содержится много красителей, которые проникают даже в твердую эмаль зуба. На 3 день на зубе появилась трещина, а на 5 день зуб распался на 2 половинки. Вывод: “Кока-кола” разрушает зубы. Красители лимонада очень стойкие и зубы от них темнеют.
  2. Взяли 2 болтика: ржавый и новый. Один поместили в стакан с водой, другой – с лимонадом. На четвёртый день новый болтик в воде покрылся слоем ржавчины, а болтик в “Коле” очистился от нее. Вывод: “Кока-кола” разъедает даже ржавчину!
  3. Для опыта разрезали кусочек колбасы на 2 половинки. Одну половинку положили в воду, другую – в “Колу”. На 2 день колбаса, помещенная в воду, не потеряла своего вида, а колбаса в “Коле” превратилась в кашицеобразное пюре. Вывод: “Кола” обладает разрушающими свойствами для мяса.

ВЫВОД:

Таким образом, проведя ряд опытов, мы увидели, что “Кока – кола” разрушает зубы и мясо, в ней много красителей. В “Кока – коле” есть такие вещества, которые разъедают ржавчину. Ее нельзя пить со всеми продуктами. А еще в “Кока-коле” очень много сахара, который вредит нашему организму. Значит, мы были правы: “КОКА-КОЛА” НЕ БЕЗОПАСНА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ!

По окончании эксперимента мы опытом с детьми других групп.

ОПЫТ № 2.

“Как добрые и вредные слова влияют на растение”.

Цель: Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле. И что хорошие и плохие слова тоже влияют на растения.

Материалы для проведения эксперимента:

  • Три прозрачных не глубоких стакана;
  • Овёс (или другое зерно)

Ход: насыпать в ёмкости в равных частях зерно и немного залить водой. На первый стакан кружочек с улыбающимся лицом, на второй – со злым лицом, а третий – чистый кружок. Предложить детям в течение недели: для стаканчика с улыбкой говорить хорошие слова, со злым лицом обидные слова, а на третий не обращать внимание. Наблюдать за стаканчиками в течение недели. К концу недели мы заметили изменения: в стаканчике “с улыбкой” появились зелёные ростки, в стаканчике “со злым” лицом появились темные и слабые ростки, в стаканчике с пустым кружочком зерно заплесневело. Вывод:

ОПЫТ № 3.

“Тайны вулкана”

Предварительная работа: показ слайдов и рассказ воспитателя о вулкане.

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.

Задачи:

  • познакомить детей с понятием “вулкан”, дать представление о происхождении и строении вулканов;
  • формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
  • формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом) .

Оборудование для экспериментирования:

Макет горы вулканического происхождения, вода, гуашь красного цвета, моющее средство для посуды, сода, уксус, кофейная, чайная и столовая ложки.

Внимание! Опыт делают дети, воспитатель вливает уксус.

На столе, на подносе стоит макет вулкана, обложенный мелкими кусочками пемзы и камешками. Дети встают вокруг стола. Вначале Знайка объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. Обращает внимание детей на то, что в эксперименте использует уксус и рассказывает (опираясь на картинку – схему, как он опасен. Затем, предлагает детям прочитать предложенные схемы – модели с последовательностью проведения опыта. После чего, Всезнайка еще раз проговаривает последовательность проведения опыта.

Последовательность проведения эксперимента.

Первый ребенок: всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.

Второй ребенок: налить полстакана воды.

Третий ребенок: добавить в нее кофейную ложку гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета.

Четвертый ребенок: в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать.

Знайка: добавить в окрашенную воду две столовые ложки уксуса, затем вливает полученную смесь в жерло вулкана (сода).

Внимание! Во время последней операции детям рекомендуется отступить на шаг назад.

Ожидаемый результат: В результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета.

ОПЫТ № 4

“Как увидеть движение воды через корешки?”

Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.

Материалы. Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.

Процесс. Дети рассматривают черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют функции корешков (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корешки из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель – “питание”, добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корешки могут забирать не только воду (корешок должен окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в виде дневника наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества).

Итоги. Корешок растения всасывает вместе с водой и другие вещества, находящиеся в почве.

ОПЫТ № 5

Занимательные эксперименты.

Цель:

  • продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
  • поощрять выдвижение гипотез;
  • развивать дружеские взаимоотношения во время работы.

“Сыщики”

Секретное письмо

Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

Тайный похититель варенья. А может, это Карлсон?

Измельчите карандашный грифель ножом. Пусть ребенок натрет готовым порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги – на нем будет виден отпечаток узора пальца вашего малыша. Теперь-то мы узнаем, чьи отпечатки остались на банке варенья. Или, может, это прилетал Карлсон?