Для учителей русского языка

Авторский факультатив "Занимательная ономастика"

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка

Ономастика – наука об именах собственных всех типов, о закономерностях их развития и функционирования. Лингвистическая по своей основе, ономастика включает исторический, географический, этнографический, культурологический, социологический, литературоведческий компоненты, помогающие выявлять специфику именуемых объектов и традиции, связанные с их именами.

Имена собственные живо реагируют на происходящие в обществе изменения, поэтому могут служить хронологизаторами текстов, а также исторических и археологических памятников. В силу особой консервативности имен собственных они переживают эпоху, в которую они были созданы, сохраняя свидетельства более древнего состояния языка, и содержат большую языковую и внеязыковую информацию, получить которую можно только лингвистическими методами.

Имена людей – часть истории народа, памятники культуры, свидетельства определенной эпохи, способные вбирать в себя и консервировать явления, актуальные для какого-либо исторического момента.

Актуальность введения в школе данного факультативного курса определяется, с одной стороны, необходимостью изучения культурно-исторических корней географических названий, с другой стороны, рассмотрение основных способов образования и этимологии своих имен и фамилий, топонимов родного края.

Главные принципы, на которых строится курс, – научность, системность, доступность. Это позволит школьникам максимально успешно овладеть ключевыми речевыми компетенциями.

Методы деятельности учителя направлены на подготовку лекций по основным темам курса, организацию практических занятий, руководство самостоятельной и исследовательской деятельностью учащихся, формирование умений распознавать и адекватно интерпретировать языковые явления.

Изучая дисциплину по выбору, учащиеся должны познакомиться с современным уровнем научного изучения проблем, определенных ономастикой, научиться самостоятельно собирать и интерпретировать предложенный языковой материал, активно использовать в учебной и исследовательской работе словари, учебную, научную литературу, ресурсы Интернет.

Знакомство с ономастикой поможет тем, кто интересуется филологией,
войти в мир науки о русском языке.

Программа факультативного курса “Занимательная ономастика” рассчитана на учащихся 10-11-х классов общеобразовательных школ.

Цель курса: формирование умения глубже проникать во внутренний смысл слова, понять историческую и смысловую обусловленность его употребления через обращение к происхождению (этимологии) и образованию имен собственных: расширить кругозор учащихся, стимулировать познавательную активность учащихся, способствовать формированию и развитию общеучебных, интеллектуальных и организационных способностей, способствовать профессиональному самоопределению.

Задачи курса:

  • знакомство учащихся с ономастикой как наукой, ее разделами (“Антропонимика”, “Антропонимика художественной речи”, “Топонимика”); с этимологией имен собственных; сбор ономастического материала;
  • формирование навыка исследовательской деятельности по изучению ономастики;
  • формирование потребности в самостоятельном поиске информации;
  • расширение лингвистического кругозора;
  • привитие интереса к истории собственного имени и фамилии, топонимике родного края;
  • развитие устной и письменной речи учащихся, языкового чутья.

Содержание курса
(70 часов, 2 часа в неделю)

I. Вводное занятие: что такое ономастика? (1 час)

Ономастика как наука об имени. Разнообразие разделов ономастики: антропонимика, топонимика, космотопонимика, зоонимика и др.

II. Знакомство с ономастическими и этимологическими словарями. (2 часа)

Ономастические словари: “Словарь собственных имен” Н.А. Петровского, “Словарь собственных имен” А.А. Угрюмова, “Словарь фамилий” Ю.Федосюка, “Краткий этимологический словарь” под редакцией Н.М.Шанского.

III. Антропонимика. (8 часов)

Первые имена и причины их возникновения. Дохристианские имена. Роль церкви в становлении именника. Православные и католические имена. Имя и гражданская жизнь. Имена XIX века. Имена советского времени. Заимствованные имена. Традиции и мода в употреблении собственных имен. Официальные и разговорно– бытовые имена. Эмоционально-оценочные формы собственных имен. Переход собственных имен в нарицательные и наоборот. Значение имени и борьба за его красоту и универсальность. Обогащение состава имен, включение в их состав народных вариантов, грамотное их написание, употребление в именнословах забытых имен и имен народов нашей страны. Сбор материала, исследовательская деятельность. Составление картотек по предложенному образцу. Обработка собранного материала, оформление презентаций. Представление презентаций.

IV. История моего имени. (2 часа)

Как произошло моё имя? Из какого языка пришло? Частотность употребления моего имени. Сбор материала, исследовательская деятельность. Обработка собранных данных.

V. Что такое патроним? (2 часа)

История патронимического имени (отчества). С “вичем”, с “отцы” или “по отечеству”? Почему победил “вич”? Сбор материала, исследовательская деятельность. Обработка собранных данных.

VI. Происхождение и образование русских фамилий. (8 часов)

Первые фамилии, причины их возникновения, специфика. Фамилии – прозвища. Фамилия и социальный статус лица. Происхождение фамилий. Типология фамилий, их территориальная принадлежность. Белорусские, русские и заимствованные фамилии. Русские фамилии в их отношении к фамилиям белорусского, польского, литовского, украинского языков. Особенности произношения и изменения фамилий. Двойные фамилии. Патронимические фамилии. История моей фамилии. Фамилия и генеалогия: история и легенда. Исследовательская работа: анкетирование, интервью. Обработка собранного материала, оформление презентаций. Представление презентаций.

VII. Псевдонимы как объект изучения антропонимии. (4 часа)

Причины использования псевдонимов в разговорной практике. Псевдонимы русских, белорусских писателей, деятелей науки. Правила оформления псевдонимов на письме. Анализ языковых явлений, выявление практической значимости псевдонимов в современном языке.

VIII. Антропонимика художественной речи. (6 часов)

Наука антропонимика в художественной речи. Собственные имена как средство выразительности в произведениях. Говорящие имена в произведениях. Диалектизмы, народная этимология, реальная этимология, дохристианские календарные имена в художественных произведениях. Номинационная цепочка. Анализ языковых явлений, выявление говорящих имен в произведениях.

IX. Топонимика как наука. (1 час)

Предмет и задачи топонимики. Основные топонимические понятия (“топоним”, “ойконим”, “гидроним”, “этноним”, “микротопоним” и др.). Место топонимики среди других наук: топонимика и языковедение, топонимика и история, топонимика и география.

X. Истоки географических названий Беларуси. (5 часов)

Возникновение топонимов на белорусской земле. Формирование топонимии Беларуси в процессе контакта с другими народами. Народная и научная этимология. Происхождение названия вашей местности согласно народной этимологии. Анализ языковых явлений. Создание сопоставительных таблиц. Обработка собранного материала, оформление презентаций. Представление презентаций.

XI. Истоки географических названий России. (5 часов)

Возникновение топонимов на российской земле. Формирование топонимии России в процессе контакта с другими народами. Народная и научная этимология. Происхождение названия какой-либо российской местности согласно народной этимологии. Анализ языковых явлений. Создание сопоставительных таблиц. Обработка собранного материала, оформление презентаций. Представление презентаций.

XII. Особенности образования топонимов. (6 часов)

Изменение географических названий в процессе их исторического употребления. Лексико-семантическая характеристика топонимообразовательных основ. Топонимы, образованные от собственных и нарицательных существительных. Заимствованные названия. География формантов в топонимии Беларуси и России. Топонимы на -ея, -омль, -ино, -ына, -ова, -ёва, -ав, -ов, -ичы, -щына, -ск, -ое и др. Типы топонимов и микротопонимов. Топонимы разного структурно– грамматического строения в произведениях художественной литературы. Их стилистическая функция. Создание сообщений, рефератов, докладов, презентаций на заданную тему.

XIII. Топонимические названия как отражение жизни и быта народа. (10 часов)

Народная терминология в географических названиях Беларуси и России. Примеры народной терминологии в топонимах и микротопонимах вашей местности. Типы поселений на территории древней Беларуси. Закрепление их названий в топонимике. Отождествление в топонимах особенностей природно-климатических условий, растительного и животного мира. Названия белорусских и российских городов и поселений как результат политических, социально-экономических и культурных отношений. Искаженные названия. Топонимия советского периода. Этнотопонимы на территории России и Беларуси. Региональные особенности топонимии и микротопонимии. Названия населенных пунктов и ландшафтов вашей местности. Создание сообщений, рефератов, докладов, презентаций на заданную тему.

XIV. Гидронимы. (2 часа)

Реки! Как вас зовут?

Генетическое разнообразие рек нашей республики. Анализ языковых явлений. Обработка собранного материала, оформление презентаций. Представление презентаций.

XV. Пути возрождения белорусской топонимии. (4 часа)

Причины переименования населенных пунктов. Сбор и обработка местных языковых фактов, в том числе и взятых из художественной литературы и публицистики. Подготовка публичных выступлений, презентаций.

XVI. Обобщение и систематизация изученного материала. (4 часа)

В результате изучения курса учащиеся должны:

Знать:

  • определения основных понятий, связанных с ономастикой как наукой (антропоним, патроним, топоним, номинационная цепочка);
  • культурно-исторические корни географических названий;
  • типологию топонимов и микротопонимов;
  • основные способы образования и этимологию своих имён и фамилий, топонимов родного края;
  • правила написания имен, фамилий, отчеств, прозвищ, псевдонимов;

Уметь:

  • работать с научно-популярной и справочной литературой;
  • выявлять антропонимы в текстах, объяснять происхождение и образование;
  • собирать и систематизировать собранный антропонимический и топонимический материалы, проводить аналогии, противопоставления и обобщения при сравнении и классификации имен, фамилий, отчеств, прозвищ и псевдонимов и топонимов;
  • анализировать ономастическую лексику с использованием учебной, научной литературы, литературных источников и других справочных материалов, печатных и мультимедийных средств массовой информации, ресурсы Интернета;
  • выявлять топонимы и микротопонимы в текстах, характеризовать их в соответствии предложенным приметам, объяснять образование названия, особенность функционирования в речи;
  • объяснять особенность использования “говорящих” антропонимов в произведениях художественной литературы и устной народном творчестве;
  • систематизировать собранные материалы;
  • оформлять мини-исследовательские работы;
  • выступать с сообщением по ономастическим вопросам, используя информационные технологии;
  • употреблять антропонимы и топонимы в соответствии с нормами русского литературного языка.

Литература

  1. Ашукин М.С. Крылатые слова, М. Гослитиздат, 1955.
  2. Богачевский М.В., Дукельский В.Ю. “По городам и весям “Золотого кольца”, М. “Мысль”, 1983.
  3. Бондалетов В.Д. “Русская ономастика”, М. Просвещение, 1983.
  4. Даль В.И. Пословицы русского народа, М. Худож. литература, 1984.
  5. Жучкевич В. А. Топонимика Белоруссии. — Минск: Наука и техника, 1968. — 184 с,
  6. Жучкевич В. А. Улицы помнят: История, события, люди в названиях улиц и площадей города-героя Минска. — Минск: Беларусь, 1979. —175 с.
  7. Зубова Е.Н., Титкова Т.В. “Тайна вашего имени, фамилии, отчества”, М., ООО “Дом Славянской письменности”, 2007 г.
  8. Ивашко В. А. Как выбирают имена. Мн., 1988.
  9. Кустова Н. В. Топонимика на уроках русского языка // Русская словесность. 2006. — № 4. — С. 64—72.
  10. Мурзаев Э. М. Очерки топонимики. — М.: Мысль, 1974.— 382 с.
  11. Нерознак В. П. Названия древнерусских городов. — М.: Наука, 1983. — 208 с.
  12. Никонов В. А. Введение в топонимику. — М.: Наука, 1965. —179 с.
  13. Полякова Е.Н. “Из истории русских имен и фамилий”, М. Просвещение, 1975.
  14. Рогалев А. Ф. Ономастика художественных произведений. Гомель, 2003.
  15. Суперанская А. В. Общая теория имени собственного. М., 1973.
  16. Суперанская А. В., Суслова А. В. Современные русские фамилии. М., 1981.
  17. Суперанская А.В. “Как вас зовут? Где вы живете?”, М., 1964.
  18. . Угрюмов А.А. “Русские имена”, Вологда, 1970.
  19. Унбегаум Б.О. “Русский фамилии”, М. Прогресс, 1989.
  20. Успенский Л. “Слово о словах. Имя дома твоего”. “Лениздат”, 1974 г.
  21. Успенский Л.В. “Загадки топонимики”, М. Молодая гвардия, 1969.
  22. Федосюк Ю. “Русские фамилии”, М. Дет. литература, 1980.

Словари

  1. Даль В.И. “Словарь живого великорусского языка в 4 т.”, М. “Русский язык”, 1974.
  2. Жучкевич В. А. Краткий топонимический словарь Белоруссии. — Минск: Изд-во БГУ, 1974. — 448 с.
  3. Мифы народов мира, М. Сов. Энциклопедия, 1973., в 2-х т.
  4. Никонов В. А. Краткий топонимический словарь. — M.: Мысль, 1966. — 509 с.
  5. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен, М. Русский язык, 1980.
  6. Поспелов Е. М. “Историко-топонимический словарь России”. М., “Профиздат”, 2000 г.
  7. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., “Просвещение”, 1975 г.