Проект "Детям о войне и Дне Победы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

Направление: социально-личностное, познавательно-речевое.

I. Проблема.

Результаты анкетирования родителей и анализ предметно-развивающей среды по ознакомлению детей с историей России в период ВОВ определили проблемное поле:

1. Большинство опрошенных родители считают, что патриотическим воспитанием должны заниматься в основном образовательные учреждения и начинаться оно должно со школьного возраста и в семье этим вопросам уделяют минимум внимания;

2. В ДОУ создано недостаточно условий для формирования у детей дошкольного возраста представлений о ВОВ и победе в ней:

  1. Недостаточность материала об условиях жизни людей в этот период;

  2. Недостаточность атрибутов для обыгрывания детьми ситуаций из этого периода;

  3. Недостаточность материалов о героях ВОВ и о местах воинской славы г. Канска;

  4. Недостаточное использование КТ для ознакомления детей с этим периодом.

3. У детей не сформированы представления о ВОВ о подвигах советских солдат.

II. Целевое назначение.

Обогащение представлений детей о ВОВ о подвигах советских солдат.

Формировать представление детей о памятных местах, истории и жизни родного города.

Заложить нравственные начала в детях через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны, воспитывать чувство патриотизма.

Развивать у детей желание выражать в речи, продуктивной (рисовании, лепке, конструировании), игровой и музыкальной деятельности полученные знания о Великой Отечественной войне.

III. Задачи.

Образовательные:

В области “Социально-коммуникативное развитие”:

  1. развивать игровую деятельность детей;

  2. побуждать детей к игровой деятельности через знакомство с подвигами советских солдат и тружеников тыла;

  3. формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры используя предметы заместители;

  4. формировать умения детей реализовывать замысел сюжета;

  5. учить соблюдать ритуалы у памятников и обелисков.

В области “Познавательное развитие”:

  1. формировать представления детей о событиях ВОВ;

  2. познакомить детей с понятиями “война”, “фронт”, “тыл”, “ветераны”, “победа”;

  3. формировать представления детей о разных родах войск “пехота”, “танкисты”, “моряки”, “летчики”.

В области “Речевое развитие”:

  1. развивать связную речь;

  2. активизировать словарь детей, закреплять звукопроизношение слов: “боец”, “солдат”, “фронт”, “тыл”, “снаряды”, “поле боя” и т.д.;

  3. учить, самостоятельно придумать рассказ с опорой на иллюстраций.

В области “художественно-эстетическое развитие”:

  1. подвести к восприятию художественных произведений о войне;

  2. учить эмоционально и выразительно читать стихи о войне;

  3. развивать эмоциональную сферу личности в процессе музыкальной деятельности;

  4. развивать продуктивную деятельность детей.

В области “Физическое развитие”:

  1. развивать физические качества, через подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры, эстафеты.

Развивающие: развивать память (заучивание стихов), мышление, логику (делают выводы и умозаключения), внимание (умение видеть главное), творческие умения и способности.

Воспитательные:

  1. формировать эмоциональную заинтересованность;

  2. побуждать детей к совместной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой и игровой деятельности;

  3. воспитывать патриотические чувства;

  4. воспитывать желание быть такими же смелыми, отважными и благородными как воины-защитники;

  5. воспитывать дружеские, партнёрские взаимоотношения в игре.

IV. Участники проекта.

Дети подготовительной группы, родители, воспитатели, сотрудники краеведческого музея.

V. Общий замысел.

Проект направлен на реализацию регионального компонента ООП МБДОУ № 28 .

Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Данный проект рассчитан на реализацию в подготовительной общеразвивающей группе детского сада. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

Старший дошкольный возраст – самый чувствительный, “сензитивный” для серьёзного воспитательного разговора. Это период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного “созревания”. Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок.

Для формирования представлений детей о социокультурных нормах, традициях семьи, общества и государства, необходимо направлять процесс восприятия событий окружающего мира. Без приближения детей к истории и жизни города и страны, нельзя решать задачи нравственного развития дошкольников. Воспитание патриотизма возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о истории своей страны, когда они станут непосредственными участниками подготовки и празднования таких праздников как День Победы. Именно на основе включения детей в такую социально значимую деятельность позволяет им почувствовать себя частичкой Великого народа, у них формируется любовь к родному краю, Родине. Передача истории и традиций народа из поколения в поколение является залогом национальной целостности страны. Как начальное звено, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение для всего общества.

Проект “Детям о войне и Дне Победы” направлен не только на создание условий для формирование представлений детей о истории Российского государства и непосредственно города Канска в годы Великой Отечественной войны, но так же он призван дать детям возможность отразить свои представления о этих событиях в разных видах деятельности.

Идея проекта такова: на основе поисково-исследовательской деятельности развивать желание детей узнать, как можно больше о истории страны и города во время Великой Отечественной войны.

VI.  Деятельность по реализации проекта.

Срок реализации – 3 недели апрель-май. Работа в проекте делится на этапы:

подготовительный. Данный этап направлен на реализацию двух направлений: методическое оснащение и мотивация детей и родителей к предстоящей деятельности.

1-е направление. Цель: определение проблемного поля и поиск ресурсов, подготовка к реализации. Содержание:

  1. педагогическая диагностика освоения ООП;

  2. анализ предметно-развивающей среды;

  3. изучение литературы (журналы, книги, Интернет);

  4. подбор подвижных, речевых, настольно-печатных, дидактических и др. игр;

  5. составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы;

  6. подбор иллюстративного материала по теме, материалов, атрибутов для игр;

  7. подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, аудиозаписей.

2-у направление Цель: побуждение интереса детей и родителей к предстоящей деятельности.

Содержание:

  1. Проблемная ситуация “Что мы можем рассказать младшим детям о ВОВ?”

  2. Введение в проблему (рассматривание иллюстраций и фотографий о ВОВ. Беседа: “Что такое война и что такое День Победы”).

  3. Разработка сетевой паутинки проекта совместно с детьми. (Что мы знаем? Что хотим узнать? Где будем искать информацию?)

Планирование (1 неделя).

Содержание:

  1. отработка схемы последовательных действий совместно с детьми. Организация деятельности детей (Кто, что будет делать.)

  2. организация деятельности родителей (изготовление папки передвижки “Памятники нашего города”, “Путеводитель по Краеведческому музею”; оформление подборки рассказов “Детям о войне”; разучивание стихотворений с детьми; помощь в организации предметно-развивающей среды, посещение с ребёнком Краеведческого музея, домашний просмотр фильмов о ВОВ, подбор материалов для галереи Славы и карты памяти, подготовка работ для выставки “Спасибо, что живем!” и т.д.)

Основной (2–3 неделя).

Знакомство с историей города и страны в годы ВОВ опирается на Наглядный материал представленный в форме презентаций и подборках иллюстраций в альбомах. На данном этапе работа ведётся в следующих направлениях:

1) Создание предметно-развивающей среды:

изготовление атрибутов:
– изготовление деталей костюмов (пилотки, платочки);
– изготовление цветов, открыток;
– изготовление “секретных” карт.

оформление мини музея:
– игрушки: военная техника и оружие;
– “Карта памяти”;
– “Галерея Славы”
– альбомы “Герои города Канска”, “Ордена и медали ВОВ”, “Военная техника ВОВ”, “Дети – герои войны”;
– выставка “Спасибо, что живем!”.

2) Работа по обогащению жизненного опыта ребёнка:
– беседы о ВОВ с просмотром презентаций;
– рассматривание и обсуждение иллюстраций альбомов “Герои города Канска”, “Ордена и медали ВОВ”, “Военная техника ВОВ”, “Дети – герои войны”;
– чтение художественной литературы о ВОВ,
– изображение военных сражений, в изо. деятельности (лепка, рисование, аппликация),
– слушание песен военные лет и песен о войне;
– просмотр познавательного видеороликов о ВОВ.

3) Работа по обогащению игрового опыта ребёнка
– дидактические игры: “Назови рода войск”, “Кому, что нужно?” “Что для чего”, “Скажи наоборот”, “Кто больше назовет качеств героя”, “Чья форма?” “Кто шагает на параде?”;
– коммуникативные игры “Поводырь”, “Служили два товарища”, “Медицинские сестры”, “Перенести раненого”;
– подвижные игры “Шагаем на параде”, “Полоса препятствий”;
– сюжетно-ролевые игры: “Разведчики”, “Госпиталь”, “Парад”.

Презентация продукта проекта.

  1. Оформление “Карты памяти” и “Галереи Славы”.

  2. Оформление выставки “Спасибо, что живем”.

  3. Конкурс чтецов “Этот праздник со слезами на глазах”.

  4. Оформление альбомов “Герои города “Канска”, “Ордена и медали ВОВ”, “Военная техника ВОВ”, “Дети – герои войны”.

  5. Представление материалов проекта для старшей группы.

Анализ результативности работы проходит в следующих вариантах:

  1. Анкетирование родителей с целью получения обратной связи для последующей доработки (положительные, отрицательные моменты в работе);

  2. Наблюдение за ходом сюжетно-ролевой игры с фиксацией результатов наблюдения (пополнение словарного запаса, взаимодействие ребёнка со сверстниками, удержание общего замысла сюжета игры, выполнение правил, отражение представлений о ВОВ в игровой деятельности);

  3. Анализ продуктов детской деятельности.

Более подробно ход реализации проекта представлен в таблице (Приложение 1).

VII. Ресурсное обеспечение проекта.

Методическая литература

  1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ / Е.Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.

  2. Алёшина, Н.В. Патриатическое воспитание дошкольников: методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004.

  3. Алябьева Е.А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ “Сфера”, 2004.

  4. Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики. / Н.Р. Васильченко . Дошкольная педагогика . 2009. – №5 (54). – с. 6–8

  5. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”. – М.:Аркти, 2005.

  6. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию/под редакцией Кондрыкинской. – М.: ТЦ “Сфера”, 2006.

  7. Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2011. – 202 с..

  8. Киселёва Л.С., Данилина Т.А. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: 2006. – 96 с.;

  9. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ. – М.: Аркти, 2005.

  10. Короткова Н. Познавательно–исследовательская деятельность старших дошкольников// Ребенок в детском саду. -2003. – № 5.

  11. Программе развития и воспитания детей в детском саду “Детство”: (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н, А, Ноткина и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович).

  12. Развитие общения дошкольников со сверстниками/ Под ред. А.Г.Рузской. – М.: Педагогика, 1989”.

  13. Чумалова Т. “Живой” музей в дошкольном учреждении. / Т.Чумалова. Дошкольное воспитание. 2010 – №7 – с.32 – 39.

  14. Шаламова Е.И. Организационно-методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей. / Е.И.Шаламова. Дошкольная педагогика. 2009. – №4 – с. 29 – 33.

  15. Шаламова Е.И. Патриотическое воспитание: создание развивающей среды. /Е.И.Шаламова. Ребенок в детском саду. 2009. – №5 – с.26 – 32.

Информационные ресурсы:

  1. Краеведческий музей;

  2. Филиал № 11 Городской Детской Библиотеки;

  3. Интернет;

  4. Библиотека методического кабинета ДОУ

Родительская помощь:

  1. Изготовление костюмов;

  2. Подборка игрушек, художественной литературы;

  3. Оформление фотовыставки.

  4. Подготовка совместных работ для выставки “Спасибо, что живем”.

VIII. Результаты реализации.

Разработанный и реализованный проект “Детям о войне и дне Победы” по повышению уровня познавательного интереса в рамках патриотического воспитанности дошкольников в повседневной жизни и на занятиях показал свою эффективность:

  1. Созданы благоприятные условия для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности. Пополнился мини музей группы, подобран обширный иллюстративный материал, пополнилась игротека группы новыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм;

  2. Положительная динамика в формировании представлений о истории страны и города в годы ВОВ (результаты наблюдения за ходом экскурсии детей старшей группы в мини музей);

  3. У детей наступило понимание значения подвига советских солдат в годы ВОВ (результаты анкетирования родителей);

  4. Пополнилась методическая копилка ДОУ материалом по ознакомлению с окружающим миром;

  5. Повысилась активность родителей в патриотическом воспитании в семье.