К вопросу формирования предпосылок к обучению грамоте дошкольников с ЗПР

Разделы: Логопедия


Проблема воспитания и обучения дошкольников с ЗПР является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с задержкой психического развития, отмечают, что в дошкольном возрасте данная категория детей не справляется с программными требованиями детского сада и, к моменту поступления в школу, не достигает нужного уровня готовности к школьному обучению.

Исследования Н.А.Никашиной, Л.Ф.Спировой, Р.Д.Тригер, Н.А.Цыпиной и др. указывают на особенности обучения грамоте детей с ЗПР то, что дети с ЗПР и их нормально развивающиеся сверстники, овладевая грамотой, находятся на принципиально разных уровнях.

В норме на шестом году жизни ребенок имеет хорошо развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов или слов с заданным звуком из группы других слогов или слов, произвести подбор слов на определенные звуки, выполнить другие более сложные задания.

На седьмом году жизни ребенок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, приобретает некоторые навыки элементов звукового анализа слов: умеет выделять звук в словах, подбирать слова на определенные звуки, требующие точной дифференцировки (например: звонкие и глухие, твердые и мягкие пары звуков, свистящие и шипящие), определять место заданного звука в слове, устанавливать последовательность звуков в словах, членить слова на слоги, предложения на слова...

Дети с ЗПР на седьмом году жизни или не владеют навыками фонематического анализа и синтеза вообще, или усвоили самые элементарные: выделение первого гласного звука, иногда подбор слов на заданный гласный. Кроме этого, они не могут вычленить из потока речи крупных речевых единиц: предложение, слово; их речь аграмматична: неправильно употребляют или пропускают предлоги, допускают ошибки в согласовании слов в предложениях; часто не могут выразить свою мысль из-за бедности словарного запаса.

Нарушения внимания, плохая память, низкий уровень развития восприятия, своеобразие мыслительной деятельности осложняют организацию логопедической помощи дошкольникам с ЗПР. Дети с ЗПР с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте. Поэтому, чтобы подготовить этих детей к успешному обучению чтению и письму, необходима систематическая коррекционная работа по развитию фонематического восприятия.

Ещё в 1990 году У.В. Ульенкова только писала о необходимости создания коррекционно-образовательной системы для дошкольников с ЗПР, о создании специализированных групп и детских садов для таких детей. В настоящее время такая система работает. В 1998 С.Г. Шевченко разработала современную концепцию коррекционно-развивающего обучения, которая в дальнейшем была представлена в программе “Подготовка к школе детей с ЗПР”.

Борякова Н.Ю., Касицына М.А. в своей работе “Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития”, ориентируясь на современную концепцию коррекционно-развивающего обучения разработанную С.Г. Шевченко, включают в систему работы с детьми с ЗПР занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте.  Первоначально в старшей группе упражнения на развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти, первичного фонемного и слогового анализа и синтеза, формирования графомоторных навыков входят в структуру занятия по развитию речи, а затем в подготовительной группе выделяются в отдельное занятие.
Дети знакомятся с явлениями языковой действительности – звуками, словами, предложениями. Их знакомят с печатными буквами, способами моделирования звуко-слогового состава слова и предложения. Формируют навыки послогового чтения.
На логопедических занятиях по обучению грамоте с детьми подготовительного возраста в группах с ЗПР ставится цель: подготовка детей к обучению чтению, овладению навыками письменной речи, в ходе которой решаются следующие задачи:

  • Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза,
  • Знакомить с понятиями “гласный звук”, “согласный звук”, “твёрдые и мягкие согласные”, “звонкие и глухие согласные”;
  • Учить дифференцировать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные;
  • Дать понятия “слог”, “слово”, “предложение”;
  • Тренировать навыки слогового анализа, знакомя со словами разной слоговой структуры и разными типами слогов;
  • Обучать навыкам анализа и синтеза предложений: умению составлять предложения по картинкам, выделять предлог на фоне предложения, составлять схему предложения и предложение по схеме.

Для достижения поставленной цели и решения задач по подготовке к обучению грамоте детей с ЗПР важно большое внимание уделять формированию мотивации к занятиям.

В норме в старшем дошкольном возрасте у детей должен произойти плавный переход от одного вида ведущей деятельности к другому, т.е. от игровой к учебной.

У детей с ЗПР такого перехода в этом возрасте не происходит, и длительное время ведущей деятельностью продолжает оставаться игра в ее элементарных формах, даже более сложные формы игровой деятельности (игры с правилами, запретами) часто им недоступны. Поэтому коррекционно-образовательная работа строится на использовании ведущих мотивов общения детей (игровых, личностных, деловых), основными приёмами можно назвать следующие:

  • игровые приёмы;
  • создание проблемных ситуаций;
  • смена партнёров по общению;
  • принятие ребёнком на себя роли “педагога”, который обучает детей правильно и чётко проговаривать определённый звук, или обучает правилам новой игры и является ведущим этой игры.

Побуждение к совместной деятельности появляется, благодаря потребности узнать что-то новое, чему-то научиться, т.е. появлению особых видов мотивов – познавательных, и потребности в признании педагогом, сверстниками, эмоциональной поддержке, т.е. личностных. Например, дошкольникам доступны такие простые виды игровых упражнений, как разгадывание загадок. После разгадывания загадок, педагог стимулирует детей к творчеству, придумыванию своих вариантов загадок.

В системе коррекционной работы по развитию познавательно-речевой деятельности обучению детей грамоте, следует придерживаться следующих условий:

  1. Организация познавательной деятельности, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.
  2. Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.
  3. Содержание заданий должно быть трудным, но посильным, ориентированным на “зону ближайшего развития”.
  4. Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем более он интересен для него.
  5. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.
  6. Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия, стимулировать познавательную активность детей.

Для активизации познавательной деятельности у детей с ЗПР на занятиях по обучению грамоте, логопед применяет следующие способы мотивации и повышения интереса:

1. Использование героев, таких как Слыш и Буковка, которые присутствуют на каждом занятии по обучению грамоте (идея взята из книги И.А. Быковой “Обучение детей грамоте в игровой форме”):

а) задания от лица героев Слыша и Буковки;
б) чтение детям историй о персонажах, в которых они знакомятся сначала со звуком, потом с буквой (истории представлены в той же книге, либо сочиняются учителем-логопедом по аналогии);
в) проблемная ситуация, решая которую дети самостоятельно догадываются, с каким звуком и буквой будут играть на занятии.

2. Включение персонажей всем известных сказок и мультфильмов, в том числе героев современных мультфильмов “Маша и Медведь”, “Лунтик”, “Смешарики” и других. Разработка тематических сюжетных занятий по мотивам мультфильмов.

3. Использование элементов театрализации – куклы на ладошку, которые “приходят” к детям со своей проблемой, задачей, загадкой.

4. Использование игровой мотивации. Для каждого занятия нужно продумать игровую мотивацию с целью вызвать у детей интерес к занятию, создать состояние увлечённости, умственного напряжения и направления усилия детей на осознанное освоение знаний, умений, навыков.

Для формирования навыков элементарного анализа и синтеза у детей с ЗПР необходимы множественные повторения одних и тех же действий, конечно, здесь главным средством мотивации является игра – игра дидактическая. Для того, чтобы детям не надоело в неё играть, одна и та же игра “одевается в разные визуальные одежды”.

Например:

а) для определения примерного места звука в слове используется игра “Где спрятался звук?” (в основе полоска из трёх квадратов, если звук в начале слова, кладём красный кружок/синий (зелёный) квадратик на первый квадрат, если звук в середине слова – на средний квадрат, в конце – на последний).

Как известно, дети с ЗПР, плохо ориентируются в пространстве, поэтому такие полоски для определения примерного места звука в слове, приклеиваются на изображения животных, птиц, предметов и т.д., которые помогают им сориентироваться, где начало (голова), а где конец (хвост).

Выбор изображений для конкретного занятия осуществляется в рамках системного подхода, в соответствии с лексической темой, над которой на данной неделе работают все специалисты группы. Например, тема “Осень”. Примерное место звука в слове определяется с помощью раздаточного материала в виде осенних листочков. Тема “Птицы” – в гости прилетает дятел, тема “Транспорт” – приезжает автобус.

б) для закрепления навыка деления слов на слоги используются игры “Поезд” (распределить одно-, двух-, трёх-, четырёхсложные слова по нужным вагонам, ориентируемся на место вагона), “Отправим посылки” (распределить одно-, двух-, трёх-, четырёхсложные слова по нужным посылкам, ориентируемся на черточки на посылкам), “Ракеты” (распределить одно-, двух-, трёх-, четырёхсложные слова по нужным ракетам, ориентируемся на количество иллюминаторов) и т.д.

5. Использование нетрадиционных материалов: печатание букв на манной крупе, выкладывание из фасоли и т.д.

6. Использование различных видов обобщающих занятий: путешествия по карте, по любимым сказкам и мультфильмам, по городу, поход в цирк, приглашение в гости, занятие-сказка, популярная телевизионная игра, телевизионная передача и т.д.

7. Смена различных видов деятельности на занятии (двигательной, продуктивной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтения).

8. Переключение на другой тип восприятия информации (зрительный, слуховой, тактильный).

9. Применение современных ИКТ и ЭОР (презентаций, видеороликов, слайд-шоу, различных обучающих и развивающих игр).

10. “Программа достижений”, придающая коррекционному обучению осмысленность и целенаправленность: если ребёнок активно отвечал, не отвлекался, то получает маленькую звёздочку, за 10 маленьких звёздочек – одну большую, за 10 больших – наклейку. Наклейку можно унести домой. Если ребёнок не внимателен, сам не может сосредоточиться и мешает другим – может лишиться звёздочки. “Программа” оформляется в виде стенда в кабинете.

11. Предвосхищающая положительная оценка умений ребёнка. (словесная оценка, улыбка, мягкий, добрый взгляд, поглаживание по голове, прикосновение к руке ребёнка).

Из всех выше перечисленных способов мотивации хотелось бы подробнее остановиться на использовании мультфильмов в коррекционно-образовательном процессе, в том числе и на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Как известно, положительные эмоции способствуют более осознанному восприятию предлагаемого материала и чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем более он интересен для него. Современные ИКТ позволяют показать на занятии минутный отрывок из мультфильма в ходе презентации или отдельно, связав его с темой занятия. Дети видят знакомых героев (связь с личным опытом) и сразу возникают положительные эмоции, которые логопед может использовать, чтобы стимулировать познавательную деятельность детей.

Герои мультфильмов помогут заинтересовать детей в выполнении “скучных” и порой непонятных для них упражнений, по дифференциации твёрдых – мягких звуков, звонких – глухих звуков, звуков сходных по артикуляции. Давно известная в логопедии игра “Подарим подарки”, становится интереснее для детей, если они “дарят подарки” (картинки, в названиях которых есть нужный звук) не Маше и Мише, а героям мультфильма “Маша и Медведь” (дифференциация звуков [М]-[М’]), не Дане и Тане, а Тому и Джерри (дифференциация звуков [Т]-[Д]), не Саше и Шуре, а Крошу и Совунье из “Смешариков” (дифференциация звуков [С]-[Ш]). Также герои современных мультфильмов могут помочь в знакомстве со звуками, например, героев из всеми любимого мультфильма Лунтик могут познакомить со звуками [Л] – Лунтик, [К] – Кузя, [П] – Пчелёнок и т.д. Детям с ЗПР очень сложно придумывать слова с заданным звуком, можно предложить им вспомнить героев мультфильмов, например, при изучении звука [Ш] – Крош, Лосяш, Бараш, Нюша (“Смешарики”); Шер, Шнюк (“Лунтик”), Гоша, Тишка (“Паровозик Тишка”).

Очень продуктивно использовать имена мультгероев при формировании навыков звукового анализа слов. Составление звуковых или звуко-буквенных схем слов очень трудно даётся детям с ЗПР, а в начале обучения многие дети вообще не понимают, что от них требуется. Имена мультгероев позволяют заинтересовать детей данным заданием. Дети с большим удовольствием составят звуко-буквенную схему слова “Мила”(божья коровка из м/ф “Лунтик”), чем “мыло” ; “Бараш”(герой из м/ф “Смешарики”), чем “баран”.

Помимо героев мультфильмов, материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка и помогающий, активизировать детей при выполнении заданий на развитие фонетико-фонематической стороны речи – это имена и фамилии самих детей, их родственников или людей значимых для ребёнка.

При знакомстве с новым звуком обязательно выясняется, у кого из детей группы есть в имени этот звук, на каком месте, твёрдый или мягкий (для согласных). Имена и фамилии также делятся на слоги, используются для составления звуко-буквенных схем слов.

Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системно-деятельностного подхода, при реализации которого используются такие виды деятельности как: игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследование речевых единиц), восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование букв из разных материалов, изобразительная (печатание букв, штриховка), музыкальная, двигательная.

Программный материал дается не в готовом виде, а осуществляется через вовлечение ребёнка в различные виды речевой деятельности, для чего используются разнообразные способы мотивации детей перечисленные выше.

Чем больше различных видов деятельности удается использовать учителю-логопеду на занятии, тем динамичнее, интереснее оно пройдёт, и, несомненно, результат будет выше.

Реализация деятельностного подхода и использование разнообразных способов мотивации даёт возможность развивать способности дошкольника, формировать положительную самооценку: “У меня получается, значит, я могу”, благодаря чему он может чувствовать себя успешным, а это очень важно для детей с ЗПР при формировании предпосылок к обучению грамоте.

Литература

  1. Борякова Н.Ю. “Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития”, М., “Альфа”, 2003.
  2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. М.: Гном-Пресс, 2002.
  3. Ульенкова, У.В. “Проблемы изучения и коррекции задержки психического развития у детей”/Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу “Коррекционная педагогика и специальная психология”. – М.: Гном-Пресс, 2001.
  4. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Подготовка дошкольника к обучению грамоте : пособие для детей сред. дошк.возраста”. – М.: ВЛАДОС, 2010.
  5. Шевченко С.Г. “Подготовка к школе детей с задержкой психического развития” Книга 1 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2003.