Внеклассный час на тему "Я – гражданин России"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. поговорить с воспитанниками о величии и богатстве России, её истории, законах и символике;
  2. способствовать формированию основ гражданского самосознания через обсуждение гражданских прав и обязанностей;
  3. развитие патриотизма и гражданственности у воспитанников; воспитание гордости за историю своей страны, за её прошлое и настоящее;
  4. коррекция коммуникативных умений и навыков у воспитанников; развитие быстроты мышления, устойчивости внимания; формирование умения работать в группе; развитие внимательности и быстроты реакции через формирование навыка работы с картой.

Наглядность: детские рисунки, карточки с заданиями, физическая карта России, флажки с фотографиями, воздушный шар, маркеры, «ладошки».

Оборудование: мультимедийная доска, магнитная доска, магниты.

ИКТ: презентации: «Моя Россия», «Символы РФ», «Наши путешествия по России», «Россия 10», рисунки-слайды; песня о России (исп. Витас).

Ход занятия

1. Организационная часть

1) Психологическая подготовка детей к началу занятия.

Показ презентации « Моя Россия». Чтение стихотворения о России под музыку.

За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Россия…
Россия…
Раздолье…
Равнины…
Берёзы босые, седые осины.
Всё дорого с детства.
И всё же не можем никак наглядеться!
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовём.
Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют.

2) Сообщение темы и целей занятия.

– Добрый день! Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Вы, наверное, уже догадались, что сегодняшнее занятие посвящено России. Оно так и называется: «Я – гражданин России». Сегодня мы поговорим о том, какая большая и великая наша страна, о том, как надо беречь и любить её, кто такой гражданин своей Родины.

2. Основная часть.

1) Беседа о возникновении слова «Русь».

– Ребята, а откуда появилось такое название «Россия»?

Учёные до сих пор обсуждают несколько вариантов возникновения названия.

Русь – от слова «русло» ложе реки, по которому она течёт.

Русь – страна озёр и рек.

Русь – светлое место. Страна света, солнца, добрых людей.

Раньше славян называли россами. Может быть и поэтому страну, где они проживали назвали Россией.

2) Работа с физической картой России.

– Ребята, обратите внимание на карту. Кто мне покажет Россию? (дети отвечают)

Россия – необъятная страна. Если двигаться с севера на юг, нам предстоит преодолеть около 4 тыс. км. А если с запада на восток 12 тыс. км. ( на самолёте 12 часов). В нашей стране в одно и то же время, только в разных её частях может идти снег и палить беспощадное солнце. Каждое утро в Калининграде кто-то собирается на работу или в школу, а на Дальнем востоке кто-то в это время собирается лечь спать. Новый год в нашей стране отмечают 10 раз, начиная с Камчатки и заканчивая в Калининграде. Наша страна – единственное государство в мире, которое включает в себя такое разнообразие природных и климатических зон и количество часовых поясов.

3) «Мозговой штурм»

Россия – огромное государство, гражданами которого мы являемся.

– Ребята, а все ли люди, живущие в нашей стране являются её гражданами? ( ответы детей)

– А могут ли граждане России жить на территории других государств не теряя российского гражданства? ( ответы детей)

Как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином РФ. А что значит : быть гражданином своей страны?

Я вам сейчас раздам карточки с ответами, вам нужно будет посоветоваться друг с другом и выбрать правильные. ( Под табличку «Быть гражданином значит:» дети крепят свои ответы на магнитную доску)

Быть гражданином значит:

(правильно) (неправильно)
  • любить свою Родину
  • знать права
  • выполнять обязанности
  • охранять территорию
  • беречь природу
  • гордиться культурой, языком
  • приумножать богатства
  • уважать традиции, обычаи
  • жить сам по себе
  • с неуважением относиться кистории страны
  • думать только о себе
  • пользоваться всем, чем хочется
  • жить как хочется
  • достаточно иметь запись в свидетельстве о рождении

-Молодцы! Все с заданием справились хорошо. Я думаю, что для того, чтобы быть гражданином не достаточно иметь запись в свидетельстве о рождении. Быть гражданином – это значит любить свою Родину, чувствовать ответственность за её судьбу и будущее. Ну и конечно, гражданин страны должен знать её историю и государственные символы.

Что относится к государственным символам России? (флаг, герб, гимн)

– А на сколько хорошо вы знаете наши государственные символы, мы сейчас узнаем.

4) Пауза «Символическая». Работа в малых группах.

1. Воспитанникам на группу раздаются полоски цветной бумаги и предлагается из них собрать российский триколор.

– Молодцы! Вот так выглядит наш государственный флаг (показ на экране). А что обозначают цвета триколора? (белый – мир, чистота, благородство; синий – честность, верность, безупречность; красный – силу, смелость, кровь, пролитую за Отечество).

Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где находятся органы всех ветвей и уровней государственной власти, на зданиях дипломатических представительств за границей. А в

праздничные дни флаг вывешивается на зданиях предприятий и организаций, а также на жилых домах. День государственного флага РФ отмечается 22 августа.

2. Следующее задание: детям раздаются карточки с изображением различных гербов. Детям нужно выбрать российский.

– Молодцы! И здесь справились! ( показ правильного варианта). Российский герб появился 500 лет назад, в 1497 году. Это двуглавый орёл, который держит в своих лапах скипетр и державу.

– Что такое скипетр? А держава?

– А что за всадник изображён на груди орла? Святой Георгий Победоносец)

3. Третьим символом нашего государства является гимн Что такое «гимн»? (торжественная песнь).

Кто является авторами слов и музыки российского гимна? ( Александров и С.В.Михалков)

– А сейчас, ребята, мы прослушаем 1 куплет и припев российского гимна и покажем всем, как нужно себя вести во время его исполнения. ( слушание гимна, дети и все присутствующие встают).

– Ребята, когда говорят о символах государства, то часто упоминают ещё один – столицу. Какой город является столицей России? Найдите его на карте. ( найденный город отмечают флажком с изображением)

5) Пауза «Правовая».

– Ребята, каждый из присутствующих здесь является гражданином одной большой страны под названием Россия. Россия – это правовое государство, т.е. государство, где живут по законам. А как называется самый главный закон нашей страны?

Правильно, Конституция. Согласно этому закону какие права имеет гражданин нашей страны? (ответы детей)

Правильно. Вот сейчас я вам предлагаю паузу «Правовую».

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1. Какое право царевны в сказке А.С. Пушкина «…О семи богатырях» было нарушено? ( право на жизнь)
  2. Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение? (лягушка-путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города)
  3. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? ( дед из сказки «Репка»)
  4. У какой сказочной героини было нарушено право на отдых? ( у Золушки)
  5. А теперь посмотрите на иллюстрации сказочных персонажей и скажите, какие права в сказках они нарушали? (лиса, волк, Баба-Яга) ( право на жизнь, право на неприкосновенность имущества, право на отдых и охрану здоровья)

6) Пауза «Литературная».

– Молодцы! Давайте продолжим наше занятие. Мы уже говорили, что наша страна богата своей историей, культурным наследием. Испокон веков народ прославлял свою Родину в песнях, сказаниях. До наших дней дошли прекрасные произведения народного творчества. Это и произведения зодчества, народных промыслов и, конечно, фольклора.

Вот сейчас объявляется пауза «Литературная».

Задание1: Детям даются «разрезанные» пословицы о Родине, которые нужно соединить.

  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Одна у человека мать, одна у него и родина.
  • Родина – мать, чужбина – мачеха.
  • Родная земля и в горсти мила.
  • Жить – Родине служить.
  • Родной край – сердцу рай.

Задание 2: И в наши дни поэты и писатели прославляют Родину в своих произведениях. каждой группе нужно прочитать стихотворение о Родине.

  1. Т. Бокова «Родина»
    Родина слово большое, большое!
    Пусть не бывает на свете чудес,
    Если сказать это слово с душою,
    Глубже морей оно, выше небес!
    В нём умещается ровно полмира:
    Мама и папа, соседи, друзья.
    Город родимый, родная квартира,
    Бабушка, школа. котёнок…и я.
    Зайчик солнечный в ладошке,
    Куст сирени за окошком
    И на щёчке родинка –
    Это тоже Родина!

  2. З. Александрова «Родина»
    Если скажут слово «Родина»,
    Сразу в памяти встаёт
    Старый сад, в саду – смородина,
    Толстый тополь у ворот.
    У реки берёзка-скромница.
    И ромашковый бугор.
    А другим, наверно, вспомнится
    Свой родной московский двор.
    В лужах первые кораблики,
    Над скакалкой топот ног,
    И большой соседней фабрики
    Громкий радостный гудок…
    Или степь от маков красная, золотая целина
    Родина бывает разная, но у всех она одна!

7) Работа с картой ( по проекту «Россия10»)

Ребята, мы не раз уже говорили о том, что Россия – огромная страна. Россия – богатая страна. Богата она и природными богатствами, и людьми, которые здесь живут, и историческими и архитектурными памятниками. А каково наше культурное наследие! Никакими деньгами это не измерить. И насколько богата наша страна мы увидели совсем недавно ещё раз. Летом стартовал проект «Россия 10», в котором участвовала практически вся страна. Благодаря этому проекту граждане нашей страны узнали о ней много нового. Многие даже и не подозревали, что в России есть такие удивительные места. Сегодня мы организовали небольшую выставку рисунков тех мест России, которые вошли в десятку лучших мест по народному голосованию.

8) Работа с выставкой рисунков, сопровождаемая рассказами детей и показом слайдов.

Дети подходят к выставке рисунков по одному и рассказывают о своём рисунке, затем находят это место на физической карте России и отмечают его флажком с фотографией; педагог дополняет рассказы детей.

1. Кижи

Это уникальный историко-культурный и природный комплекс, который является особо ценным объектом культурного наследия народов России и объектом Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Срублен он из дерева, без гвоздей, при помощи топора и долота. Долгая жизнь кижских церквей как раз объясняется тем, что они возведены без применения пилы – обработка дерева топором не нарушает его структуру, поэтому церкви не разрушаются.

2. Псковский кремль

Псковский Кром – самая большая крепость в Европе. Протяженность его стен – 9 километров. Площадь – 3 гектара. Гордость русского искусства XVII века – семиярусный иконостас Троицкого собора. К особо почитаемым святыням храма относятся чудотворные иконы, ковчег с мощами псковских святых и Ольгин крест. Территория Крома обнесена каменными крепостными стенами с ходовыми площадками перекрытыми деревянной кровлей высотою 6-8 метров и толщиною от 2,5 до 6 метров. Псковский кремль за свою историю выдержал 26 осад. Крепость, бывшая в активном военном употреблении в течение почти 1000 лет, дошла до нас в практически первозданном виде.

3. Нижегородский кремль

Из летописей известно, что Нижний Новгород был основан в 1221 году великим князем Владимирским Юрием Всеволодовичем. Защитные укрепления города – глубокие рвы и высокие валы – первоначально были сооружены из дерева и земли. Каменным Нижегородский кремль стал спустя полтора столетия после Московского – в 1515 году, когда возникла необходимость усилить оборону города – главного опорного пункта Московского государства против Казанского ханства. Нижегородский кремль может быть интересен, прежде всего, как исторический памятник, ядро нижегородских земель.

4. Мамаев Курган и скульптура «Родина-мать зовёт»

Мемориал "Героям Сталинградской битвы" был открыт на Мамаевом кургане в Волгограде в 1967 году. От Площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента – "Родина-мать зовет". Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда, а также 35 гранитных надгробий Героев Советского союза – участников Сталинградской битвы. Статуя работы скульптора Вучетича и инженера Никитина сделана из 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций. Высота памятника – 86 метров, высота самой скульптуры – 53 метра. При этом толщина стенок скульптуры – не более 30 сантиметров. Меч в руке Родины-матери весит 14 тонн и имеет длину 33 метра. Говорят, что в ладони статуи свободно помещается автомобиль. В 2008 году статуя Родины-матери на Мамаевом кургане признана одним из семи чудес России.

5. Коломенский кремль

Кремль в Коломне – одна из наиболее мощных крепостей Московского государства, построенная в 1525-1531 годах во время царствования Василия III. Кремль расположен на месте слияния рек Москвы и Коломенки. В настоящее время на территории кремля размещается военно-исторический спортивно-культурный комплекс. Здесь проводятся рыцарские турниры и игры витязей, состязания бойцов, борцов и стрелков, древние обряды, народные праздники, ярмарки. В Кремле работает выставка древнерусского оружия и воинского снаряжения, устраиваются тематические экспозиции, организуются воинские игры и аттракционы. Здесь можно и меч в руке подержать, и кольчугу примерить, и стрелу пустить в цель из тугого лука или старинного арбалета.

6. Озеро Байкал

Озеро Байкал является крупнейшим хранилищем высококачественной пресной воды. В Байкале сосредоточенно около 1/5 всех мировых запасов пресной воды и 9/10 запасов России. Объём воды в нём больше, чем во всех вместе взятых Великих озёрах Северной Америки, и в 25 раз больше, чем в Ладожском озере. В длину озеро протянулось на 636 километров, в ширину – на 80 Его максимальная глубина составляет 1642 метра. Средняя глубина озера также велика – 744 метра. Флора и фауна Байкала эндемична на две трети. Более 1000 видов растений и животных не встречаются ни в одном водоеме Земли. Байкальский тюлень – нерпа – является единственным представителем млекопитающих в озере. Байкал – одно из древнейших озер мира. Он существует уже около 25 миллионов лет и, возможно, является зарождающимся океаном. Его берега расходятся друг от друга подобно тому, как расходятся континенты. В 2008 году Байкал признан одним из семи чудес России.

7. Троице-Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра, в церковной литературе обычно Свято-Троицкая Сергиева Лавра, находится в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре. Основана в 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В Троицком соборе лежат мощи Сергия Радонежского, поклониться которым ежедневно приходят сотни прихожан. Сегодня это действующий мужской монастырь, духовный центр православной России. Монастырский комплекс составляют 45 строений и памятников. На его территории проживают около 300 служителей церкви. С XVII века здесь стали хоронить русских митрополитов. С 1814 года на территории Троице-Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 году в Москве. С 1940 года Троице-Сергиева Лавра – государственный музей-заповедник. Находится под охраной ЮНЕСКО.

8. Мечеть имени Ахмата Кадырова «Сердце Чечни»

Мечеть «Сердце Чечни» в Грозном – одна из самых больших, красивых, и величественных мечетей Европы и мира. Открыта 17 октября 2008 года и названа именем Ахмат-Хаджи Кадырова, первого Президента Чеченской Республики. Площадь мечети составляет 5000 квадратных метров, а вместимость более 10 тысяч человек. Раскинувшийся вокруг мечети огромный парк (в парке более пятидесяти разновидностей деревьев) с каскадом цветных фонтанов и ночным освещением зачаровывает своей красотой.

9. Ростовский кремль

Кремль строили в XVII веке как Ростовскую митрополию, то есть, резиденцию для митрополита Ионы. Поэтому называть его кремлём формально не за что, каменные стены носили достаточно декоративный характер и не должны были служить для обороны города. Сейчас это один из самых известных туристических объектов Ярославской области. Кремль также прославился тем, что именно здесь снимали эпизоды фильма Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию. 10. Петергоф Памятник мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства. Включает в себя дворцово-парковый ансамбль XVIII-XIX веков – бывшую загородную царскую резиденцию, превращённую в музей после национализации 19 мая 1918 года. Музей-заповедник "Петергоф" объединил 21 музей. Наряду с традиционными дворцами – музеями, такими как "Екатерининский корпус", "Марли", "Эрмитаж", вы сможете посетить совершенно неожиданные, например, Музей «Императорские велосипеды», «Музей игральных карт» или «Музей коллекционеров».Наш Астраханский кремль тоже принимал участие в данном проекте и вошёл в тридцатку лучших мест России. И хоть он и не стал лидером, но для нас – астраханцев – он является предметом гордости и величия Астраханской земли. Поэтому его мы тоже поместим на нашу карту. Посмотрите, ребята, мы с вами являемся частью такой огромной страны! Даже дух захватывает от того, какая она большая! И сколько в ней хорошего: природа – красивая, люди – золотые, история – богатая. Наша с вами задача как граждан – беречь всё это и приумножать! Наше государство – правовое, т.е. каждый гражданин, достигший 18-летнего возраста, имеет право голоса. Вы ещё не выросли, но я предлагаю вам сейчас проголосовать. Когда люди голосуют, что они делают? ( ответы детей). Правильно! Они поднимают руки. Я вам раздам «ладошки», на которых вы должны написать слова, олицетворяющие всё хорошее, чистое, светлое в этом мире. ( дети пишут на вырезанных разноцветных ладошках слова: мир, добро, здоровье, счастье и т.п. и прикрепляют их на магнитную доску). Посмотрите, какие у нас состоялись «выборы»! Молодцы, ребята! Но есть в нашей жизни что-то такое, что пока никто в мире не может искоренить: зависть, зло, ненависть, обман, преступления и т.п. Перед вами, ребята, большой шар, на котором я предлагаю вам написать всё то плохое, от чего вы хотели бы избавиться в себе, в окружающих, в стране и даже в мире. (Дети пишут на воздушном шаре всё отрицательное ( злость, терроризм, война, страх и т.п.). Затем шар нужно лопнуть).

3. Итоговая часть.

– Вот так, как лопнул шар, я желаю вам, ребята, чтобы исчезли все ваши страхи, весь негатив, всё то, что не нравится и мешает жить. Всем желаю удачи, счастья и мира.

А закончить занятие мне хочется песней о России, потому что куда бы не занесла нас судьба и где бы мы не жили, нас всегда будет тянуть домой, на Родину (песня сопровождается показом презентации «Наши путешествия по России», в которую включены фотографии из детских поездок в Москву, Анапу, Нальчик, Таганрог и по Астраханской области).

Приложение