Чтение художественной литературы с использованием театральной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи образовательной деятельности:

Коррекционно-образовательные:

  • – закреплять и обобщать знания о русских народных сказках, об отличительных особенностях жанра сказки;
  • – формировать умение узнавать и называть сказку, опираясь на иллюстрацию.

Коррекционно-развивающие:

  • – развивать умение жестами, мимикой, интонацией передавать образы героев, их характер и поведение;
  • – совершенствовать умение выразительно рассказывать отрывок из знакомой сказки;
  • – развивать навыки драматизации, связную речь;
  • – развивать умение согласовывать речь с движениями, развивать общую и мелкую моторику;
  • – развивать творчество, воображение, память, внимание.

Коррекционно-воспитательные:

  • – воспитывать интерес к русским народным сказкам;
  • – воспитывать умение работать и играть в коллективе;
  • – воспитывать сочувствие к игровым персонажам и желание помогать им.

Словарная работа: лисичка-сестричка, хитрая, рыжая, плутовка, лубяная, пава.

Оборудование: игрушка-лиса, книги со сказками, шапочки лисы, зайца, собаки, петуха.

Предшествующая работа: Чтение русских народных сказок «Теремок», «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»; отгадывание загадок о героях русских народных сказок.

Методы и приемы: игровые: сюрпризность, эмоциональность, специально организованная проблемная ситуация, физкультминутка, инсценировка, пальчиковая гимнастика; словесные: рассказывание отрывков из сказок, драматизация, отгадывание загадок; наглядные: игрушки, шапочки.

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Логопед: Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наше занятие со светлой, доброжелательной улыбки. Подарите свою улыбку соседу слева, затем соседу справа, улыбнитесь мне, а я вам. Сегодня мы с вами будем беседовать о сказках, о героях сказок, играть, даже попробуем сами сыграть сказку, побывать артистами.

2. Сюрпр3изный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришел к вам сегодня в гости? К нам в гости пришла лиса. Давайте с ней поздороваемся. Лиса сказала мне, что раньше она жила в сказке, а потом потерялась. Давайте поможем лисе найти свою сказку, ведь мы с вами знаем много русских народных сказок, в которых есть лиса. Для того, чтобы помочь лисе, мы отправимся в сказочную страну. Закройте глаза и три раза хлопните в ладоши. (звучит музыка, дети открывают глаза).

3. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: Вот мы и в сказочной стране. Давайте поиграем пальчиками.

Будем пальчики считать, Вытягивают руки вперед, Шевелят пальчиками.
Будем сказки называть.
Эта сказка – Теремок, Поочередно касаются большим пальцем
Эта сказка – Колобок, остальных, начиная с указательного.
Эта сказка – Репка,
Про внучку, бабку, дедку.
Волк и семеро козлят. Показывают большой палец.
Этим сказкам каждый рад.

4. Презентация «Угадай сказку».

Воспитатель: Ребята! А как в русских народных сказках называют лису?

Дети: Лисонька, лисичка-сестричка, хитрая, рыжая плутовка, кумушка, пава.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран:

Все минуточку вниманья,
Хочу я сказки показать,
Этих сказочек названье
Поспешите отгадать.

Загадка №1:

На тарелочке лежал,
Поостыл и убежал.
Встретил он зверей в лесу,
На беду свою – лису.
Ей попался на зубок
Круглый, вкусный …..(«Колобок»)

Загадка №2:

Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь-
Песню мамину пропел.
Кто же всех козляток съел? («Волк и семеро козлят»)

Загадка №3:

Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой.
Ну отгадал загадку?
Тогда скорей скажи
Названье этой сказки («Маша и медведь»)

Загадка №4:

Возле леса, на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте, без подсказки, («Три медведя»)

Загадка №5

Колотил да колотил
По тарелке носом.
Ничего не проглотил
И остался с носом. («Лиса и Журавль»)

Загадка №6

Что за сказка: кошка, внучка,
Мышка и собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? («Репка»)

5. Физкультминутка.

Логопед: Что-то Лисица загрустила, не узнала своей сказки. Давайте похвалим лисицу.

У лисицы острый нос (показывают пальчиками острый нос)
У нее пушистый хвост (помахать рукой как хвостиком)
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты (повернуться вправо и влево)
Лиса павою похаживает (идти по кругу)
Шубу пышную поглаживает (погладить себя)
Я – охотница до птицы (помахать руками)
Кур ловить я мастерица (соединяют руки перед собой)
Как увижу-подкрадусь (идут на цыпочках)
И тихонько затаюсь (приседают)

6. Драматизация сказки «Заюшкина избушка».

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним русскую народную сказку, в которой лиса выгнала зайчика из избушки. Как она называется?

Свой дом зимою, в холода
Она слепила изо льда.
Но дом стоял прекрасно в стужу,
Весной же превратился в лужу.
Дом лубяной построил зайка.
Теперь, читатель, вспоминай-ка,
Кого прогнал Петух в леса?

Дети: «Заюшкина избушка».

Воспитатель: Мы покажем лисе сказку «Заюшкина избушка» как настоящие артисты. Вы будете героями сказки (всем детям надеть шапочки).

Воспитатель: Итак, мы начинаем.

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки...
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски,
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.

Ведущий (ребенок)

У лесочка на опушке
В лубяной своей избушке
Мирно Заяц жил косой
Рядом с рыжею Лисой.
Но ленивая Лисица
Не желала потрудиться —
Дом построить лубяной,
А вселилась в ледяной.
Да надумала дразниться.

Лиса:

Хороша моя светлица,
А твоя – тесна, темна.
Над землей едва видна.

Заяц:

Что с избушкой станет летом?
Призадумайся об этом...
По весне растает лед -
Кто тебя к себе возьмет?

Ведущий.

Вот весною лед растаял.
Ледяной избы не стало...
Стала хитрая Лисица
К Заюшке на двор проситься.

Лиса. (Лиса подходит к калитке, стучит.)

Ты прости уж, сделай милость!
Заинька, пусти на печку...

Заяц (обращается к залу). Как тут ей не уступить?! (Лисе.) Полезай уж, так и быть!

Ведущий.

Заяц, доброе сердечко.
Рыжую пустил на печку
День-другой прошел.
Лисица вдруг затеяла браниться.

Лиса (с печи громко, вызывающе)

Не желаю жить с тобой!
Убирайся вон, Косой!

(Лиса бросает Зайцу узелок с вещами; Заяц выходит из дома, садится поодаль и плачет.)

Ведущий:

И Зайчишку прогнала.
Узелок лишь отдала.
Сел Зайчишка на опушке
И, прижав от страха ушки,
Начал горько-горько плакать... (Появляются две Собаки, подходят к Зайцу.)

Ведущий: Подошли к нему собаки.

Собаки:

Тяф, тяф, тяф!
О чем ты плачешь?
Расскажи нам, сделай милость,
Что с тобою приключилось?

Заяц (продолжая всхлипывать).

Жил я в лубяной избушке
Здесь, на этой вот опушке,
А Лисица – в ледяной.
Как растаял лед весной,
Жить ко мне она пришла
Да меня же прогнала.

1-ая собака: Твоему поможем горю! (собаки подходят к избушке)

Собаки вместе:

Тяф, Тяф ,Тяф
А ну Лиса,
Убирайся, вон из леса

Ведущий:

А лисица им с печи
Громким голосом кричит

Лиса:

Вот как выскочу сейчас,
Вот как выпрыгну на вас.
Если не хотите драки,
Убирайтесь вон, собаки. (Собаки, испуганно потявкивая, убегают.)

Ведущий:

Тут собаки хвост поджали
И с испугу убежали. (Заяц опять начинает плакать).
Снова Заяц горько плачет,
По пригорочкам не скачет.
Подошел к нему Медведь. (К нему вразвалочку прибли­жается Медведь.)

Медведь (добродушно).

Полно. Заинька, реветь!
Ты ответь мне, сделай милость.
Что за горе приключилось?

Заяц:

Как не плакать, дедушка,
Жил я в лубяной избушке
Здесь, на этой вот опушке,
А Лисица – в ледяной.
Как растаял лед весной,
Жить ко мне она пришла
Да меня же прогнала.

Медведь.

Не горюй, дружок!
Лису я заставлю жить в лесу.

Заяц.

Да ее собаки гнали,
Гнали-гнали не прогнали. (показывает в ту сторону, куда убежали собаки)
Вон бегут они вдали, еле ноги унесли...

Ведущий.

Миша громко зарычал, (медведь подходит к избушке, рычит)
Во весь голос закричал:

Медведь.

Ну-ка, рыжая Лиса, вон ступай, в леса!

Ведущий.

А Лиса ему с печи громким голосом кричит:

Лиса.

Вот как выскочу сейчас -
Искры полетят из глаз!
Убирайся сам. Медведь,
На меня не смей реветь!

Ведущий. Мишка плюнул и ушел... (медведь удивленно трясет головой, машет лапой и уходит).

Вот идет петух с косой.

Петух.

Плачешь ты о чем, Косой?

Заяц:

Жил я в лубяной избушке
Здесь, на этой вот опушке.
А Лисица – в ледяной.
Как растаял лед весной,
Жить ко мне она пришла,
Да меня же прогнала.

Петух (уверенно, весело).

Не горюй, приятель!
Вскоре твоему поможем горю!
Покажу Лисе косу — живо выгоню Лису!

Заяц (всхлипывая).

Да ее собаки гнали,
Но с испугу убежали.
Гнал ее и сам Медведь недавно.
Ты не справишься подавно!

Петух (направляется к избушке)

Поглядим!

Ведущий.

Петух к избушке,
Что стояла на опушке, подошел

Петух.

Ку-ка-ре-ку! Вон, Лиса!
Убирайся прочь в леса!

Лиса (испуганно).

Что ты, Петя, не спеши!
Мне одеться разреши!

Петух.

Прекрати пустые речи!
Прочь пошла, плутовка, с печи!

(Лиса прыгает с печи и убегает.)

Ведуший.

Ох и струсила Лиса...
Прыг с печи — да и в леса
Припустила во весь дух:
Напугал ее Петух.
С той поры Зайчишки с Петей —
Лучшие друзья на свете.
На лесной живут опушке
В лубяной своей избушке.
И теперь из самовара
Чай морковный пьют на пару.
Сушки-пряники жуют.
Веселится и поют...

Заяц и Петух (поют песенку и танцуют).

Убежала Рыжая,
Рыжая – бесстыжая!
Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!
Испугалась Петуха!
Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!
Испугалась Петуха!

7.

Воспитатель: Ребята, лиса узнала свою сказку. Ей очень понравилось, как вы выступали, и теперь она больше не будет хитрить и обманывать. Давайте попрощаемся с лисой, она отправится в свою сказку. А нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и повернитесь на месте, вот мы и вернулись из сказочной страны.

8. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня помогли лисе найти свою сказку, вспомнили много русских народных сказок, показали интересный спектакль. Все старались, молодцы!

И Лиса оставила для всех вас угощенье: леденцы-петушки. Угощайтесь!

Литература: 

  1. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5 – 7 лет. Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 224с. – (Развиваем речь)
  2. Рыжова Н.В. Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. (Библиотека журнала «Логопед») (4).
  3. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.
  4. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6-7 лет/ Под редакцией О.Ф. Горбуновой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 144 с.: цв.вкл.