"Культура Руси IX–XII веков: монастыри". 6-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Тип урока: изучение нового.

Цель: Познакомить учащихся с историей возникновения монастырей, их ролью в Древней Руси.

Задачи:

1. Выяснить, когда и почему появились первые монастыри?

2. Выяснить отношение к монастырям разных слоев населения.

3. Показать на примере Киево-Печерского монастыря и его монахов роль Православия в Древней Руси.

План урока.

1. Возникновение монастырей в Киевской Руси и за ее пределами.

2.Влияние духовенства на жизнь общества.

3. Киево-Печерская Лавра и ее первые иноки.

4.Лавра сегодня.

Ход урока

Мотивация.

Притча о зеркале.

Однажды пожилому священнику задали вопрос: “Почему бедные люди отзывчивые на чужую беду, а богатые нет?”

— Посмотри в окно, — ответил тот, — что ты видишь?

— Вижу деревья, автомобиль, дети гуляют...

— А теперь посмотри в зеркало, — продолжал священник, — что там?

Вижу себя, — был ответ.

Так вот, серьезно сказал священник, — и там и тут простое стекло, но второе стекло немного припудрено серебром.

Беседа по вопросам:

1. О чем эта притча, как вы понимаете ее смысл? (Одни люди видят только себя, свои нужды, живут только своими проблемами, не замечая, что происходит рядом. Другие же способны видеть беды и несчастья окружающих. Готовы сочувствовать, помогать нуждающимся).

2. Как Православная вера влияет на человека?

3. Для чего нужны священники, монахи?

4. Почему в наше время люди уходят в монастыри?

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (Дети формулируют цель урока).

Сегодня на уроке мы познакомимся с возникновением первых монастырей на Руси, с первыми монахами, многие из которых были знатными и очень богатыми людьми до принятия монашества.

А в конце урока вы должны будете ответить на вопрос: Почему на Руси возникло так много монастырей, почему бояре и князья становились монахами? Как духовенство влияло на общество?

Вопрос учащимся: Кто может объяснить смысл слов монах, монастырь?

(Ответ: Само слово “монастырь” в переводе с греческого означало “уединенное место”. Монастырь населяла община монахов, жившая в соответствии с уставом - особым сводом правил монастырской жизни. Монахов часто называют иноками, потому что они выбрали “иную” жизнь, “иной” путь. Монах - это тот, кто отказался от “радостей земной жизни”, чтобы с помощью каждодневного аскетического подвига (молитва, пост, милостыня), совершаемого ради Христа, достичь духовной чистоты. Монах молится за весь мир, за каждого человека. Пример такой совершенной жизни дали первые христианские святые, отцы - пустынники, ставшие образцом монашеского подвижничества. )

1. Возникновение монастырей в Киевской Руси и за ее пределами.

Монастыри появляются на Руси после принятия христианства в 988г. как государственной религии. Это главная причина их появления, потому что за утешением в трудной жизни люди, независимо от сословной принадлежности обращались к Богу. Эта вера очень велика: многие князья, бояре уходили в монастыри в старости. Например, Илья Муромец известен как воин-богатырь, но мало кто знает о том, что он был в старости монахом Печерского монастыря. Эта духовная традиция продолжается и в 20 веке: В Сталинградской битве участвовал однофамилец Якова Федотовича Павлова – лейтенант Иван Павлов. После войны в 1946 году, он приехал в Москву в духовную семинарию. После поступает в Московскую духовную академию, где через несколько месяцев принимает монашеский постриг и, окончив ее, выпускается, имея новое имя — иеромонах Кирилл.
Отец Кирилл со временем стал настоятелем и духовником Троице-Сергиевой Лавры.
Отец Кирилл — самый почитаемый в православном мире из живущих старцев, ему 94 года.
Первые обители, возникшие в Киеве, были связаны с князьями, боярами, основывавшими их на свои средства. Монастыри, основанные князьями, называли ктиторскими.

С распространением христианства возникают монастыри и в других регионах Древнерусского государства. Ктиторские монастыри полностью зависели от князя или боярина, который его учредил. Согласно летописным источникам на Руси в 12 веке существовали несколько крупных монастырей: Киев - 15, Новгород - 26, Псков - 4, Чернигов - 3, Владимиро-Суздальское княжество - 14. Это говорит о том, что вера в Бога была очень сильной. Можно привести много примеров, когда князья без благословения игумена (настоятеля монастыря) не выступали против врагов. Недаром на западе Русь называли “Святой”, т.к. в каждом городе были храмы и монастыри.

Другой тип монастырей - отшельнические (пустыни, кельи) и общежительные (киновии).

На территории нашей Волгоградской области во Фроловском районе находится Каменнобродский монастырь, основанный в 19 веке, но по преданию, в его меловых пещерах еще в 12 веке жили монахи – отшельники. Пещеры имели три яруса, подземный выход к реке Иловля. В настоящее время там ведутся реставрационные работы, монахи с помощью паломников очищают пещеры и находят останки отшельников. В г. Серафимович есть Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь, основанный также в 19 веке. При разливах реки Дон иногда водой размывает берега, где находят полуистлевшие гробы с останками отшельников в веригах (цепях, которые они носили под одеждой) селившихся в лесу еще задолго до основания монастыря.

Такие же предания об отшельниках можно услышать, посетив монастырь в меловых горах в поселке Костомарово, Воронежской области. Из этого можно сделать вывод о том, что не только на территории Древнерусского государства возникали монастыри и жили монахи-отшельники, но и в наших, тогда еще безлюдных степях тоже жили отшельники.

2. Влияние духовенства на жизнь общества.

Во-первых, в обителях решались конфликты между враждебно настроенными князьями, боровшимися между собой за владение киевским престолом.

Во-вторых, в монастырях готовили епископов и архиепископов. Прежде, чем стать епископом, или архиепископом, монах обязан был постоянно заниматься своим самосовершенствованием, молиться, размышлять о Боге, помогать людям, одним словом, работать над собой.

Наиболее благочинные из иноков выбирались настоятелями. Поэтому духовенство имело большой авторитет среди населения. Неоднократно настоятели монастырей примиряли враждующих князей, разрешали споры.

В-третьих - монастыри иногда служили местом заключения: в них попадали представители княжеских семей по политическим мотивам.

В-четвертых, со второй половины XII в. в древнерусских городах возникла - архимандрития. Это монастырь, который занимал ведущее место среди остальных. Архимандрития осуществляла связь между черным духовенством и городом, князем, епископатом, а также во многом контролировала власть. Например, в Новгороде Архимандрит контролировал расходы казны.

В-пятых, монастыри были центрами культурной жизни. В стенах монастырей создавались и переписывались рукописи, а потом распространялись среди верующих. При монастырях существовали школы, в которых обучались грамоте и богословию.

3. Киево-Печерская Лавра и ее первые иноки.

Слово печера по украински означает – пещера. В XI веке местность, где расположен древний Киев, была покрыта лесом; сюда удалялся для молитвы священник близлежащего села Берестова Илларион, который выкопал для себя пещеру. В 1051 году Илларион стал митрополитом Киевским. Тогда же в Киев пришёл с Афона монах Антоний, по благославению афонского старца, предсказавшего, что у Антония будет много учеников. Антоний был родом из г.Любеча – в юности отправился на Афон, и стал монахом. Он поселился в пещере Иллариона: молился, работал, иногда не ел по неделе. Люди начали приходить к нему за благословением, советом, а иные решались навсегда остаться со святым.

Когда около Антония собралось 12 монахов, была выкопана большая пещера и в ней устроена церковь и келии для иноков, а сам Антоний, выкопал себе новую пещеру и затворился в ней. Но и там начали селиться иноки. Так образовались Ближний и Дальний пещерные монастыри. Число иноков достигло 100 человек. Великий киевский князь Изяслав в 11веке подарил инокам гору, на которой был выстроен большой храм и келии. Так образовалась обитель, которая была названа Печерской, как основанная над пещерами.

Антоний обладал даром прозрения и чудотворений. Известно из летописи, что Сама Пресвятая Богородица предстала ему и преподобному Феодосию (его ученику) во Влахернском храме, в Греции и дала золото, на которое святые наняли мастеров-каменщиков, которые, по повелению Царицы Небесной, пошли в Русскую землю для построения храма в Печерской обители.

В 1062 году церковь была построена на месте нынешнего главного собора . Сохранилось летописное предание об основании церкви: Антоний долго молился о том, чтобы было знамение, в каком месте ее строить, и произошло чудо: в один из дней роса покрыла тот участок земли, где и была заложена церковь, но потом произошло еще одно чудо – с неба явился столп огня, выжег деревья, мешавшие строительству, и вскопал землю на нужную глубину. Эту церковь однажды хотели ограбить разбойники, а монахов убить, но церковь на их глазах поднялась в воздух, причем служба в ней продолжалась. Это так потрясло разбойников, что они пришли к Антонию, покаялись и перестали разбойничать. Несколько лет Антоний прожил в пещере, в уединении, умер в1093г. Когда появились наземные постройки, пещеры стали использовать для захоронения монахов: тело клали в гроб в келье. Мощи многих монахов оставались нетленными и издавали приятный запах после вскрытия пещер через несколько лет.

Игуменом после смерти Антония стал Феодосий. Он был родом их Курска, в юности не раз пытался уйти в монастырь, но властная мать насильно возвращала его домой, но повзрослев, с купцами он тайно ушел в Киев, где в 23 года принял монашеский постриг. Мать разыскала его, чтобы вернуть домой, но он убедил ее остаться в женском монастыре, что она и сделала, а затем тоже стала монахиней.

Феодосий, как и Антоний обладал даром прорицания, исцелял людей молитвами. Многие монахи монастыря прославились чудесами и вошли в летописные своды.

Самая первая на Руси больница появилась в начале XI века: князь Николай Святоша из Чернигова (первый князь на Руси, ушедший в монастырь) заложил больничный двор для больных монахов, где сам выполнял всю тяжелую работу. Деньги, собранные им отдавал нищим или на нужды монастыря. Первый “безмездный” врач св. Агапит, исцелявший больных скромной пищей от своего стола. Обладал прозорливостью, и если знал, что человек умрет, не лечил его. Однажды произошел такой случай: один армянин-язычник тоже лечил людей, но хотел узнать секрет Агапита, на что тот ответил, что лечит не он, а Бог. Армянин решил его отравить. Агапит, зная это, выпил отвар, но не умер. Этот факт так поразил армянина, что он покаялся и потом принял православие.

Первый историк св. Нестор летописец, оставивший нам “Повесть временных лет” тоже был монахом.

Первый русский иконописец св. Алипий обучался у греческих иконописцев, безвозмездно писал иконы для монастырей, деньги, которые ему жертвовали, отдавал бедным или на нужды монастырей. Однажды исцелил боярина, больного проказой, которому ничто не помогало, но когда тот исповедал свой грех колдовства, и покаялся, Алипий помазал его лицо красками, которыми писал икону, и вскоре лицо больного стало чистым.

Св. Кукша прославился тем, что проповедовал православие среди вятичей, за что мученически погиб. Отшельники похоронены в пещерах, при посещении верующими в наше время бывают исцеления.

Феодосий открыл приют для нищих, слепых, калек, на него отпускалась 1/10 монастырских доходов. Не раз монастырь разграбляли кочевники, князья во время междоусобных войн, но он восстанавливался – настолько сильна была вера в Бога монахов и населения.

4. Лавра сегодня.

Киево- Печерская Лавра — отдельный духовный город. Со всего мира туда едут паломники, туристы. Лаврские пещеры - это отдельные группы подземных галерей, не связанные между собой. Пещеры имеют глубину от 5 до 20 метров. Общая протяжённость пещер - свыше 500 метров.

Лаврские пещеры столетиями расширялись, в них появлялись новые подземные галереи, ниши, церкви. Раскопки там ведутся в настоящее время. (Показ слайдов и комментарии).

Вопросы учащимся: Как вы думаете, почему Русь в древности называли Святой? (В каждом крупном городе были храмы и монастыри, люди высших сословий уходили в монастыри, жертвовали средства на церковное строительство и благотворительность, многие старались соблюдать заповеди).

Теперь попытаемся ответить на главный вопрос нашего урока:

1. Почему на Руси возникло так много монастырей, почему бояре и князья становились монахами?

2. Как православное духовенство влияло на общество?

Беседа по вопросам, обсуждение мнений учащихся.

Вывод:

1. Монастыри были и остаются центрами духовной культуры общества. Духовные подвиги монахов описаны в житиях Святых. Примеры их жизни оказывают влияние на людей и в наше время. Монастыри появились потому, что люди нуждались в новой религии, которой стало Православие. В отличии от язычества, где человек поклонялся идолам, православие давало новые правила: укрепляло семью, давало веру в вечную жизнь после смерти, возможность исправиться, приняв исповедь и покаяние. Сами церковные обряды и таинства приобщали людей того времени к новым правилам, каких не существовало раньше: нельзя убивать, врать, клеветать, завидовать, надо уметь прощать, заботиться о бедных и больных. Монахи утверждали эти правила в обществе личным примером.

2. Также можно сказать о том, что все слои общества постепенно приняли православие: монахами становились не только бедные, но и очень состоятельные люди. Черное духовенство имело высокий авторитет у князей и бояр в древней Руси, у бедных слоев благодаря своим духовным подвигам, стремлению к справедливости и безвозмездной помощи всем, кто в ней нуждался.

3. Киево-Печерская Лавра в древности оказывала большое влияние на княжескую власть: сплачивая разобщенные княжества в борьбе с многочисленными врагами, примиряя враждующих князей между собой. Эти традиции духовенства распространялись и сохранялись в других монастырях, возникших позже.

Рефлексия: Что нового вы узнали на уроке? О чем материал урока заставляет вас задуматься?

Домашнее задание: подготовить подробные сообщения о первых монахах Киево-Печерской Лавры и их духовных подвигах.

Литература.

1. М.И. Бълхова. Монастыри на Руси XI - середины XIV века.

2. Жития и подвиги святых Киево-Печерской Лавры. Минск, 2003г.

3. Интернет-ресурсы: Википедия, Официальный сайт Московской Патриархии, сайты Каменнобродского монастыря, Усть-Медведицкого, Киево-Печерской Лавры, Православие.ru.