Актуальные проблемы дополнительного образования детей

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Скорейшего решения, по мнению спортивных ученых, требует сегодня реализация проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения путем активного привлечения к регулярным, систематическим занятиям физической культурой и спортом, но для этого необходим системный, комплексный подход к решению этой актуальной и злободневной проблемы. Успешный результат в этом направлении базируется на 4-х основаниях. Это наличие современной материальной спортивной базы, достижения спортивной науки в теории и методике физического воспитания, наличие педагогических творческих кадров и активная пропаганда здорового образа жизни среди молодежи.

Необходимо создание в школах оптимальных условий для формирования ценностного отношения у детей и подростков к своему здоровью, к физической культуре за счет расширения индивидуальных знаний по сбалансированному питанию, гигиене тела и психики человека, освоению понятий о тренировочных нагрузках и эффективном тренировочном процессе. Физическая культура – это и есть та учебная дисциплина, которая включает в себя все эти знания, столь необходимые российской молодежи. Однако, необходимо признать, что сегодня в наших школах практически, нет полноценного урока физической культуры, как такового. В лучшем случае, есть физическое воспитание, где усилия преподавателя физкультуры, в основном, нацелены на подготовку школьников к выполнению неких нормативов физической подготовленности. Жизнь подсказывает, что существующий объем по физической культуре (два часа в неделю) не обеспечивает обучающимся физиологически необходимой нормы потребности в двигательной активности, достаточной для нормального развития основных систем и моторики активно растущего молодого организма. Поэтому сегодня, с учетом психофизиологических особенностей детей, необходимы новые нормативы занятий физической культурой по количеству часов – не менее 3-х часов в неделю в школе плюс еще дополнительные спортивные занятия после школьных уроков – 3 часа (итого – 6–8 часов в неделю необходимой двигательной активности) и не менее 4-6-х часов занятий – в вузе. Необходимы новые стандарты образования и физической подготовленности по физической культуре и спорту в школе (новый физкультурно-оздоровительный комплекс – типа ГТО советской эпохи), а также, соответственно, – новые социальные нормативы и нормы на спортивные сооружения в образовательных учреждениях. Новые спортзалы должны быть не только просторными, но и многофункциональными. Занятия физической культурой должны приносить удовольствие, а не наоборот.

В стране необходимо создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения, а также модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования. Кроме того, дальнейшему развитию физической культуры в стране будет способствовать развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.

Массовый спорт, как агент социализации, может действительно оказать серьезное влияние на общий процесс формирования самодостаточной, самостоятельной, физкультурно образованной, целостной личности, обладающей национальным самосознанием, характером и волей, способной на творчество, бескорыстный патриотизм и защиту государственных интересов России. В связи с этим, в стране следует расширить систему непрерывного образования, включая подготовку и повышение квалификации тренеров-преподавателей по олимпийским видам спорта, специалистов спортивной медицины, спортивных судей, учителей физической культуры, способных и воспитывать, и физкультурно-образовывать, и грамотно тренировать, и оздоравливать нашу молодежь. И здесь нам следует привлечь федерации по видам спорта, которые сегодня имеют новейшие методики и знания в области физической культуры и спорта и этот уникальный опыт необходимо сегодня использовать, но для этого тренеры-преподаватели должны работать по специальности. Однако заработная плата тренерам-профессионалам, особенно детского спорта, сегодня очень низкая и удовлетвориться ею может только самоотверженный человек фанатично преданный профессии и ради неё отказавшийся от многих радостей повседневной жизни. Однако, на эти жертвы способны далеко не все тренеры и многие хорошие специалисты физической культуры, увы, уходят из нашей профессии, столь нужной людям и обществу. А ведь все работники физической культуры – это потенциальные пропагандисты здорового образа жизни и подлинные патриоты Отечества. Поэтому необходимо незамедлительно обеспечить специалистов физической культуры достойными зарплатами, материальными условиями, если наше государство и руководство страны, действительно, заинтересованы в том, чтобы российская молодежь 21 века была нравственно и физически здорова. А для этого следует еще с детства приобщать детей к спорту и уже с раннего возраста культивировать в них приоритет и других традиционных культурных и семейных ценностей; воспитывать у ребенка чувство семьянина на основе христианских ценностей и норм с одновременным приобщением ребенка в процессе образования и воспитания не только к физической культуре, но и к истории мировых религий, культуре, искусству, этике, эстетике, науке, трудовому воспитанию. Необходимо воспитывать у наших детей уважение к родителям, преподавателям, родной культуре, к великой истории России!

Для повышения массовости физкультурно-спортивного движения необходимо дальнейшее развитие системы дополнительного образования детей путем увеличения количества детско-юношеских, спортивно-технических школ, а также спортивно-технических клубов для детей и подростков.

В целях повышения массовости спорта необходимо предусмотреть государственное финансирование, оплату тренировочных занятий во внеурочное время со студентами-спортсменами непосредственно в самом вузе, в том числе со спортсменами высокой квалификации, кроме того, увеличить в два раза зарплату тренера-преподавателя, работающего с детьми и подростками, возродить в стране централизованную профессиональную переподготовку тренеров-преподавателей, то есть осуществлять повышение профессиональной квалификации, (каждые пять лет) для тренеров-практиков, вооружив их современными знаниями по спортивной медицине, спортивной педагогике, психологии и физиологии, лечебной физкультуре, теории и методике физического воспитания и спорта, спортивному питанию, по научно – организованному спортивному отбору двигательно-одаренных детей. Необходимо уже сегодня улучшить медицинское обеспечение российской системы физического воспитания, российского спорта, организовать грамотное, адекватное медицинское сопровождение учебно-тренировочных занятий в школе, вузе, в сети физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОКи), детских спортшкол (ДЮСШ), фитнесс-клубов, где бы спортивным врачом осуществлялся мониторинг здоровья физкультурников и спортсменов, а также, в случае необходимости, грамотный клиницист мог бы помочь тренеру-практику мобилизовать резервные возможности спортсменов перед предстоящими соревнованиями. Для этого в стране необходимо воссоздать институт врачебно-физкультурных диспансеров и организовать на базе медицинских вузов страны подготовку грамотных спортивных врачей. У нас сегодня практически нет специалистов – профессионалов в области детского спорта, а также специалистов-мастеров по адаптивной физической культуре.

Для успеха высококлассного спортсмена, кроме его таланта, мудрости и профессионализма тренера, еще нужны большие творческие коллективы единомышленников, централизованная система спортивной подготовки, современная спортивно-медицинская наука и немалые деньги на создание комфортных материальных условий для подготовки спортивных талантов, поскольку без всех этих значительных финансовых затрат шансы российских спортсменов на победу в престижных международных соревнованиях значительно снижаются.

В связи с сокращением количества здоровой молодежи в России из-за серьезного снижения рождаемости, роста заболеваемости, алкоголизации и наркотизации части населения – уменьшаются сегодня возможности для спортивного отбора перспективных юных спортсменов, что предъявляет повышенные требования к современной спортивной науке. Анализ итогов развития биологической науки показывает, что достижения в генетике и иммунологии, несомненно, должны быть более широко задействованы при спортивном отборе уже сегодня– для определения спортивных задатков и дальнейшего развития способностей двигательно-одаренных юных спортсменов.

Система многолетнего спортивного отбора талантливых юных спортсменов должна осуществляться строго на основе модельных характеристик физической и технической подготовленности, физического развития и оценки состояния здоровья. Для этого, с помощью генетических маркеров спортивных задатков (их молекулярная структура известна) необходимо довести отбор перспективных молодых спортсменов, как научно-обоснованной системы, до требуемой эффективности. Причем, отбор в детско-юношеские спортивные школы должен проводится более жестко, с объективной оценкой биологического возраста ребенка, истинного состояния его психического и физического здоровья по всем параметрам, чтобы исключить в будущем печальные последствия, когда не совсем здоровый ребенок, юноша или девушка не выдерживают объемной тренировочной нагрузки в спортшколе и, одновременно, сочетания спортивной подготовки с серьезной учебной нагрузкой в образовательном учреждении.

За последние годы появилось множество совершенно разных концепций построения тренировочных циклов, и умение выбрать действительно “работающую” модель тренировочного цикла спортивной подготовки и предложить её своим подопечным требует от тренера – преподавателя вузовского спорта обширных знаний в области смежных наук, вплотную сопряженных с медициной – кинезиологии, биохимии, биомеханики, психологии, спортивной физиологии, спортивной медицины, врачебного контроля, спортивного питания и лечебной физкультуры. Без понимания биохимических процессов, протекающих в человеческом организме, тренер не сможет оценить срочные и коммулятивные (накопительные) изменения в организмах спортсменов, происходящие под воздействием тренировок, что в свою очередь может привести к падению результатов. К тому же “дружба” с биохимией окажет неоценимую помощь тренеру при составлении грамотного рациона питания для своих учеников, даст возможность свободно разбираться в огромном рынке спортивного питания и биологических добавок. Тренер обязан быть хорошими психологом, уметь найти индивидуальный подход к каждому спортсмену. Причем тренеру необходимо разбираться как в обычной, “общечеловеческой” психологии, так в психологии спортивной, помогающей сосредоточиться на выступлении, преодолеть предстартовое волнение, не “перегореть”. Работая в контакте со спортивными врачами, тренер должен умело определять круг их обязанностей, находить оптимальную форму совместного поиска путей поддержания и повышения работоспособности спортсменов, профилактики и восстановительного лечения при травмах и заболеваниях. И, наконец, невозможно представить тренера в отрыве от современного уровня развития вычислительной техники – персонального компьютера. Действительно, педагогического образования сегодня уже недостаточно, поэтому при переподготовке преподавателя физической культуры институты и университеты, занимающиеся повышением их квалификации, должны больше внимания концентрировать на таких аспектах физической культуры, как планирование и администрирование, ибо современное общество это общество организаций.

Если продолжать разговор о детском спорте, то специалисты по физической культуре и детские тренеры должны в первую очередь заботиться о том, чтобы из-за нагрузок на тренировках и соревнованиях не создавалась угроза физическому развитию ребенка, его росту и его здоровью. Также тренеры должны избегать ранней и односторонней специализации в отдельных видах спорта и спортивных дисциплинах. Несмотря на нагрузки и временную занятость ребенка из-за высокого спорта ему должно быть оставлено свободное время для развития других интересов. Спорт не должен стать единственным содержанием его досуга. Кроме того, в занятиях спортом высших достижений ребенка необходимо приучать к самостоятельным действиям. Самоопределение является одной из важнейших целей воспитания. То есть, спортивные успехи юных спортсменов сегодня невозможны без индивидуального подхода, без педагогической ответственности тренера за развитие ребенка. Вокруг юного спортсмена должна быть создана доверительная и контролируемая социальная обстановка. Физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия с детьми должны носить педагогическую направленность, а тренировочный процесс должен обязательно иметь медицинское и психологическое сопровождение. Всё это, вместе с соблюдением в жизни ребенка четырех эссенциальных факторов развития, несомненно, даст положительный эффект, когда будет сохраняться здоровье юного спортсмена, на фоне стремительного роста его спортивных результатов.