Урок русского языка по теме "Диалог". 5-й класс

Разделы: Русский язык


Тип урока: традиционный с элементами личностно ориентированного подхода.

Метод: частично-поисковый.

Цель урока: развивать умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении с прямой речью и диалогом.

Задачи урока:

Образовательные:

  • развить умение формулировать определение понятий;
  • ввести понятие диалога, монолога, реплики;
  • формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь, ставить знаки препинания;
  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.

Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения работы в группах.

Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в паре: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку;
  • карточки

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности Приветственное слово учителя.

- Ребята, урок я хотела бы начать урок с пожелания. Желаю вам хорошего настроения и хороших оценок. Я надеюсь на вашу активную работу. Пожелайте и вы друг другу что-нибудь доброе. (Слайд 1) Приложение 1.

Приветствие учащихся. УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация знаний 1. Проверка домашнего задания.

Индивидуальная работа по карточкам

Карточка 1.

Списать, расставить знаки препинания, начертить схему прямой речи.

1. А, старая знакомая здравствуй ласково проговорила Лиса.

2. Уходи пожалуйста я совсем не хочу с тобой разговаривать ответила Серая Шейка.

Карточка 2.

К словам автора допиши прямую речь.

1. Алька весело крикнул:

2. Незнакомец спросил сердито:

3. Неожиданно он объявил:

Карточка 3.

Начертить схемы предложений.

1. Он (Егоров) сказал неуверенно: “Убежит, товарищ капитан”.

2. “Приказываю отправить в тыл”, - сухо сказал капитан Енакиев.

Работа с классом.
- Что такое прямая речь?
- Из каких частей состоит прямая речь? 
- Где может стоять прямая речь по отношению к словам автора?

Проверка работ учащихся, которые работали на доске.

3 ученика работают у доски (карточки с различной мотивацией учащихся), остальные на местах (фронтальный опрос по теме домашнего задания) УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
3. Постановка учебной цели. 2. Запись числа, “Классная работа” (Слайд 2)

3. Постановка проблемного вопроса.

Прочитайте слова, записанные на ИД. Каково их значение?

Диалог, монолог, реплика. (Слайд 3)

Диалог (первоначальное значение — разговор, беседа двух людей) (Слайд 4)

Монолог (один и  речь) (Слайд 5)

Реплика (от лат. replico — возражаю)

(Слайд 6)

Запись учащимися числа, “Классная работа”.

 

Записывают в тетрадь.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)
4. Формулирование темы урока.

- Это основные понятия нашего урока. Какое из них отличается по своему значению? Назовите тему урока. (Слайд 7)

-Какова цель нашего урока?

Записывают тему урока.

 

Формулируют цель.

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
4. Усвоение новых знаний. 1. Работа с текстом.

- Прочитаем стихотворение Е. Ерхова. (Слайд 8)

Чьи вы?
Шли мы лугом...
Из-под ивы
Кто-то нас окликнул:
- Чьи вы?
Дружно мы отозвались:
- Сам сначала покажись!
Он из гнёздышка и вылез.
Мы узнали сразу:
- Чибис!

 

 

Читают стихотворение.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
  - Кто участвует в разговоре?
- Кому принадлежат слова “Сам сначала покажись”? Как вы узнали это?
- Как вы думаете, что такое диалог?
- Прочитаем определение в учебнике.
- Из каких частей состоит диалог?
- Что такое реплика?
- В каких репликах диалога отразилась требование выполнения приказа?
- Обратим внимание, как диалог оформляется на письме. 
Итог беседы. 
- Что такое диалог?
- Из каких частей он состоит?
- Как диалог оформляется на письме?
 

Отвечают на вопросы.

 

 

Работа с учебником.

 

 

Подводят итог.

 
Первичное закрепление знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физ. минутка (пауза релаксации)

Работа с картинками. (Слайд 9)

- Под какой картинкой можно сделать подпись: “Реплика”, “Монолог”, “Диалог”. Почему?

- Как живёшь?

- Вот так! (поднимают вверх большой палец).

- Как идёшь?

- Вот так! (маршируют).

- Как бежишь?

- Вот так! (показывают на месте).

- Ночью спишь?

- Вот так! (складывают ладошки и кладут под щёку).

- Как даёшь?

- Вот так!

- Как берёшь?

- Вот так!

- Как плывёшь?

- Вот так!

- Как шалишь?

- Вот так! (дотрагиваются указательными пальцами до надутых щёк).

- Как грозишь?

- Вот так!

- Что представляет из себя наша физкультминутка?

(Диалог) (Слайд 10)

Участвуют в диалоге с учителем.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, составляют предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

УУД: регулятивные

Закрепление изученного материала Особенности оформления диалога без слов автора. Чтение диалогов, инсценирование.

(Слайды 11, 12, 13)
Разговор по телефону.

- Алло. Здравствуйте! Будьте добры, позовите, пожалуйста, Лену.

- Сейчас.

- Алло. Я слушаю.

- Лена, ты сегодня не была в школе. Ты заболела? Как ты себя чувствуешь?

- Я заболела. Сейчас я чувствую себя уже лучше.

- Мы бы хотели тебя навестить. Когда это лучше сделать?

- Спасибо, но доктор пока не разрешает.

- Выздоравливай. До свидания.

2) - Алло. Позовите Катю.

- Сейчас.

- Я у телефона.

- Пойдём на каток.

- Нет, я ещё музыкой не занималась, а у меня завтра урок.

- Ладно! Пока!

 

 

 

 

Работа в парах.

 

 

 

 

УУД: познавательные (опираются на уже известное); коммуникативные (учится способам взаимодействия, сотрудничества).

  Анализ диалогов.

- В чём особенность каждого диалога?

- какие правила следует соблюдать, разговаривая по телефону?

Анализируя эти диалоги, учащиеся приходят к следующим выводам:

а) начиная разговор по телефону, не забудь поздороваться, представиться;

б) обращаясь к кому-либо с просьбой, вспомни слова: пожалуйста, извините, будьте добры, спасибо;

в) по окончании разговора не забудь попрощаться.

Составление диалога.

Обыгрываются ситуации учащимися (ролевая игра, парная работа), отрабатывается умение составлять диалог на заданную тему:

а) в библиотеке,

б) в магазине,

в) разговор по телефону.

Отвечают на вопросы, записывают в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа. (Ролевая игра)

 
Рефлексия деятельности. Ответ на проблемный вопрос в начале урока.

- Посмотрите на слова Что они обозначают? (Слайд 14)

Вывод. Чему я научился (-лась) сегодня на уроке?

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок.

Отвечают на вопрос  

УУД: познавательные, регулятивные

Домашнее задание. 1) Подобрать 6 предложений с диалогом из народных сказок.

2) Составить диалог “Разговор на перемене” (6-8 реплик)

Запись учащимися задания в дневники.  

3.06.2014