Ткани организма человека

Разделы: Биология


Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению основных типов тканей человека.

Задачи:

– личностные: способствовать повышению мотивации к выполнению учебных действий,    интереса к окружающему миру; развитию способности к самооценке своих действий;

– предметные: дать понятие о науке гистология, сформировать знания о строении и функциях тканей человека, определить взаимосвязь строения с функциями;

– метапредметные: развивать умения осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы; ИКТ– компетентность; планировать в сотрудничестве с одноклассниками необходимые действия; осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности. [Приложение 1 – слайд 2]

Оборудование: таблицы “Виды тканей”, микроскопы, микропрепараты тканей человека, тексты, презентация, мультимедиа, мобильный класс, ЦОРы единой коллекции - http://school-collection.edu.ru.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация [Приложение 1 – слайд 3]

Беседа:

– Что является структурно-функциональной единицей живого?

– Что общего в строении всех клеток?

– Почему клетки имеют отличительные особенности строения даже в пределах одного организма?

– Как же называются группы клеток сходных по своему строению в связи со сходными функциями?

Это действительно ткани, запишем тему урока “Ткани организма человека”.

Постановка проблемы:

Установлено, что в организме человека четыре типа тканей, обладающих своими особенностями строения и функционирования. И в тоже время каждый орган, выполняющий определенную функцию, образован сразу несколькими различными тканями. Каким образом осуществляется выполнение одной функции органом, образованным тканями с различными функциями?

Изучив строение и функции разных тканей организма человека, мы сможем разрешить сложившуюся проблему. [Приложение 1 – слайд 4]

III. Изучение нового материала

1. История науки гистологии (Проект учащегося) [Приложение 1 – слайд 5]

Ткань – это группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением. Существует отдельная наука о тканях – гистология. (Проект учащегося) [Приложение 2]

Итак, гистология – это наука о тканях, изучающая их строение, гистогенез, взаимодействие в пределах многоклеточного организма. Название “гистология” введено немецким учёным К. Майером. Основным методом гистологии является микроскопирование.

2. Основные типы тканей (Организация работы учащихся с текстами, ЦОРами Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru); заполнение обобщающей таблицы “Типы тканей человека”) [Приложение 1 – слайды 6 – 10]

В организме человека выделены четыре типа тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.

Схема ткани – http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000055e-1000-4ddd-cdd3-340046bc500b/4_115.jpg

Изучая каждую из этих тканей, мы с вами будем работать с текстами, Интернет-ресурсами, презентацией и заполнять таблицу в тетради: “Типы тканей человека” [Приложение 3]

Тип ткани

Особенности строения

Функции

Виды ткани

1. Эпителиальная ткань      
2. Соединительная ткань      
3. Мышечная ткань      
4. Нервная ткань      

А. Эпителиальная ткань – клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало – http://files.school-collection.edu.ru/   [Приложение 4, текст 1]

Б. Соединительная ткань – клетки расположены рыхло, сильно развито межклеточное вещество – http://files.school-collection.edu.ru/ [Приложение 4, текст 2]

В. Мышечная ткань – образована мышечными волокнами, способна возбуждаться и сокращаться – http://files.school-collection.edu.ru/ [Приложение 4, текст 3]

Г. Нервная ткань – состоит из клеток с отростками, способна возбуждаться и передавать возбуждение – http://files.school-collection.edu.ru/ [Приложение 4, текст 4]

– Проверка таблицы.

IV. Закрепление (Работа с заданием, выполнение лабораторной работы)

Задание: Для закрепления учебного материала выполним задание на соответствие – http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000562-1000-4ddd-b2e1-5f0046bc500e/4_314.swf

Теперь вам предстоит работа в группе по выполнению лабораторной работы № 1 “Ткани организма человека”. [Приложение 1 – слайд 11]

Лабораторная работа № 1 “Ткани организма человека”

Цель работы: научиться определять взаимосвязь строения ткани с ее функциями.

Оборудование: микроскопы, набор готовых микропрепаратов.

Ход работы

  1. Найдите на коже шрамы. Определите, из какой ткани они состоят. Почему они отличаются от здоровых участков кожи?
  2. Сравните ткани ушной раковины и костей предплечья. Какие функции они выполняют?
  3. Рассмотрите предложенный микропрепарат ткани под микроскопом. Определите вид ткани. Зарисуйте, отметьте клетки, межклеточное вещество, у клеток обозначьте оболочку, ядро и цитоплазму. Определите особенности строения этой ткани в связи с выполняемой функцией.
  4. Сделайте вывод к работе.

– Отчет групп.

Выводы: Итак, вернемся к нашей проблеме. Как вы ответите на поставленный вопрос?

Ткань – это система клеток и внеклеточных структур, объединенных единством происхождения, строения и функций. В результате взаимодействия организма с внешней средой, которое сложилось в процессе эволюции, появились четыре типа тканей с определенными функциональными особенностями: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная. Каждый орган состоит из различных тканей, которые тесно связаны между собой. Например, желудок, кишечник и другие органы состоят из эпителиальной, соединительной, гладкомышечной и нервной тканей. Соединительная ткань многих органов образует строму, а эпителиальная паренхиму. Функция пищеварительной системы не может быть выполнена полностью, если нарушена ее мышечная деятельность.

Таким образом, различные ткани, входящие в состав того или иного органа, обеспечивают выполнение главной функции данного органа. [Приложение 1 – слайд 12]

V. Рефлексия [Приложение 1 – слайд 13]

А сейчас, пожалуйста, оцените сегодняшний урок и свою работу.

Для этого поставьте плюс, если вы согласны с утверждением и минус, если вы не согласны.

1 – Я много узнал (узнала) на уроке.
2 – Мне это пригодится в жизни.
3 – На уроке было над чем подумать.
4 – На все возникшие в ходе урока вопросы я получил (получила) ответы.
5 – На уроке я работал (работала) добросовестно и цели урока достиг (достигла).

Сосчитайте, пожалуйста, ответы.

– Поднимите, пожалуйста, руку у кого пять, четыре, три, два!

Я хочу поблагодарить вас за работу на уроке. Я надеюсь, что такие творческие уроки, где вы самостоятельно добываете знания, анализируете, проводите лабораторную работу, дают вам возможность проявить свою творческую индивидуальность. Вы все молодцы.

VI. Домашнее задание

  1. Параграфы 8, 9.
  2. Составить шпаргалку для учащихся по изученной теме.

Литература:

  1. Барабанов С.В. Биология: человек: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2007.
  2. Колесов Д.В. Биология. Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2010.
  3. Контрольно-измерительные материалы. Биология: 8 класс/ Сост. Е.В. Мулловская. – М.: ВАКО, 2011.
  4. Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. 9 класс./ – М.: Аквариум, 1998.
  5. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека в таблицах и схемах. –М.: “Издат-Школа”, 1998.
  6. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология: Учебное пособие. – Ростов-н/Д.: из-во “Феникс”, 2002.
  7. http://school-collection.edu.ru
  8. http://lib.podelise.ru/docs/101/index-917.html