Методики психолого-педагогической диагностики в постинтернатном сопровождении выпускников учреждений общественного воспитания

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


«Самое лучшее, чему мы можем научить наших детей, - это тому, чтобы обходиться без нас».

Эрнест Легуве

Проблема сиротства, в частности, проблема жизнеустройства выпускников сиротских учреждений, не существует сама по себе. Это проблема каждого члена общества в целом. Каждого в отдельности потому, что, во-первых, человек не застрахован от того, что в семье не произойдет что-то экстраординарное, а во-вторых, потому, что каждый человек, определяя свое отношение к этому вопросу, формирует стратегию всего общества по отношению к тем, кого мы определяем как «дети-сироты» или лица из числа «детей-сирот».

Выпуск из детского дома – очень ответственное и сложное время для молодого человека. Это экзамен на его способность адаптироваться к новой обстановке, привыкать к новому укладу жизни, устанавливать контакты с социальным окружением.

Понятие адаптация обозначает приспособление, оно было изначально введено для обозначения такого явления, как приспособление организмов к окружающей среде. Впоследствии его стали употреблять для обозначения иного процесса – приспособления человека к социальным условиям жизни. Исследование социальной адаптации выпускников детских домов относится к проблемам социального воспитания, как создания условий для целенаправленного развития человека в процессе его социализации.

Для выпускников детских домов характерно несоответствие их адаптационного личностного потенциала условиям среды, в которую они должны включиться, что затрудняет их социальную адаптацию. После долгих лет, проведенных на полном государственном обеспечении, вчерашние детдомовцы часто оказываются неготовыми к самостоятельной жизни. Они не знают своих прав и не умеют их защищать, неспособны принимать самостоятельные ответственные решения и добиваться поставленных целей.

Разработка системы мер, направленных на преодоление трудностей и проблем, стоящих в настоящее время перед ребенком-сиротой в плане его социальной адаптации, реабилитации, социализации и всестороннего развития личности, является одной из главных задач Службы постинтератного сопровождения детского дома.

Как правило, мотивировать выпускников детского дома к самосовершенствованию, довольно сложно. По причине инертности, инфантильности и огромного количества комплексов, сложившихся в процессе воспитания в детском доме, низкой самооценкой. А также стереотипом воспитанника детского дома. Они считают себя ущербными, заранее не рассчитывая на успехи в чем-либо, наоборот избегая трудностей, не прилагая особых усилий для того, чтобы именно самосовершенствоваться и самореализоваться как личность.

Важнейшей задачей является разработка и реализация индивидуальных программ социальной адаптации выпускников интернатных учреждений, направленных на выход из трудной жизненной ситуации; подготовка выпускников к самостоятельному выбору своей будущей профессии; развитие форм работы, расширяющих применение действенных методов воздействия с целью коррекции поведения и социальной адаптации. В течение всего периода с выпускниками ведется работа по формированию позитивного отношения к людям; потребности в труде как в образе жизни; способности делать выбор, умения принимать решения и нести за них ответственность (активная жизненная позиция); способности жить в социальном пространстве. Основная цель данной работы не только помощь выпускникам в решении социальных проблем по обеспечению сиротского статуса, организация взаимодействия различных служб, но и психологическая поддержка на основе самостоятельности и инициативы самих молодых людей. Основной принцип: «Не мы решаем за тебя твою проблему, а ты сам решаешь ее при нашей поддержке».
Система работы включает в себя два этапа: 1 этап - подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в стенах учреждения общественного воспитания; 2 этап – постинтернатное сопровождение

На всех этапах работы важным звеном является психолого-педагогическая диагностика воспитанника-выпускника учреждения общественного воспитания.

Диагностика – одна из основных задач специалиста, осуществляющего постинтернатное сопровождение. Она необходима для правильного планирования процесса сопровождения и подведения итогов его реализации.

Диагностика позволяет дать всестороннюю объективную оценку социального поведения выпускника на основе четких показателей.

В качестве основного диагностического инструментария приняты методики, направленные на изучение социальных навыков и социальной сети выпускника, т.е. ресурсов и рисков социального окружения.

Диагностика основных социальных навыков

Несформированность социальных навыков – важный фактор возникновения дезадаптивного и даже асоциального поведения, выражающегося, например, в неумении поддерживать контакты с окружающими, в частной смене места работы или в агрессивном поведении по отношению к другим людям. Недостаточная сформированность социальных навыков может привести к замкнутости, страху и социальной изоляции выпускника.

Методика изучения уровня развития социальных навыков (Приложение 1)
Данная методика может применяться для обследования старших подростков, причем она особенно эффективна как сравнительная – для выявления уровня развития навыков в результате различных воздействий. Это психологическая методика, которая позволяет за короткое время определить уровень сформированности социальных навыков у выпускника и оценить, какие именно социальные навыки являются для него наиболее простыми, а какие наиболее сложными.

В первой серии работы мы получаем сведения о том, как человек сам оценивает свою социальную успешность в том или ином навыке. Однако этого недостаточно, поскольку мы не знаем, на какой уровень выполнения социальных навыков ориентируется обследуемый, с кем он себя сравнивает. Для того, чтобы выяснить эти ориентиры, проводится вторая серия, в которой предполагается оценить, насколько эти навыки, по мнению испытуемого, развиты у его сверстников. Только получив эту информацию, мы сможем понять, какие навыки и насколько значимы для данного выпускника.

В данной методике используется модель социального поведения, созданная А.П. Гольштейном. В этой модели выделяется 37 основных навыков, разделённых на 5 категорий:

  • Начальные навыки – некоторые минимальные умения, которые позволяют человеку вступать в контакт с другими людьми, участвовать в разговоре.
  • Самовыражение в разговоре – умение выразить свои чувства и переживания или передать информацию другому человеку.
  • Реакция на мнение другого человека в разговоре или на то, что он переживает.
  • Навыки планирования предстоящих действий – прежде чем разговаривать с другими людьми или делать что–то, необходимо это спланировать и как следует подготовиться к предстоящему действию.
  • Альтернативы агрессивному поведению – каким образом избежать конфликта и разрушения отношений или вести себя в конфликтной ситуации наиболее продуктивным способом.

Для определения ресурсов выпускника используется специальная диагностическая методика – «Экспертная оценка сформированности основных социальных навыков».

Экспертная оценка основных социальных навыков у подростков и молодых людей в возрасте от 12 лет до 21 года (Приложение 2)

Экспертная оценка выполняется специалистом, осуществляющим постинтернатное сопровождение. Его задача — оценить, в какой степени выпускник владеет каждым из включенных в методику навыков и перечисленных в опросном листе.

Оценка проводится по шести параметрам:

  • участие в обучении или работе — умение получать знания и навыки, помогающие в выборе профессии или работы;
  • осмысленное проведение свободного времени — умение с пользой проводить свободное время, находить интересное занятие;
  • создание и содержание собственного жизненного пространства и быта — обустройство места для проживания и умение вести домашнее хозяйство;
  • взаимодействие с руководством, общественными учреждениями и инстанциями — принятие как должного руководящих указания вышестоящих лиц; умение отстаивать свои интересы в рамках принятых норм поведения;
  • забота о здоровье и внешности — умение заботиться о своей физической форме и внешности, правильном питании, избегать факторов риска;
  • создание и поддержание дружбы и социальных контактов — умение устанавливать и поддерживать дружеские контакты, быть открытым, доверять другим и хранить доверенное в тайне, понимать важную роль товарищеских взаимоотношений.

Каждый параметр включает от 10 до 12 показателей, оцениваемых по 4-х бальной шкале:
0 — выпускник совсем не владеет навыком;
1 — владеет навыком лишь в небольшой степени;
2 — владеет навыком в большой степени, но не в совершенстве;
3 — владеет навыком в совершенстве.

Проводится вводная (первичная) диагностика выпускника на момент заключения договора о постинтернатном сопровождении и итоговая диагностика, по результатам которой можно судить о сформированности определенного навыка у выпускника в процессе постинтернатного сопровождения и эффективности деятельности по постинтернатному сопровождению. Возможна промежуточная диагностика, по итогам которой вносятся коррективы в индивидуальный план сопровождения.

Карта сетевого окружения

Социально-поддерживающая сеть выпускника — это та группа лиц, которая составляет его «естественную систему поддержки», с кем он наиболее близок и от кого получает эмоциональную, физическую, экономическую и информационную поддержку. Социальная сеть начинает формироваться в период отрочества, когда происходит интенсивная социализация подростка, усвоение социальных навыков взаимодействия, системы знаний, норм, ценностей, что ложится в основу формирования социального поведения взрослого человека. Именно качественные и количественные характеристики формирующейся социальной сети во многом определяют дальнейшее социальное и психическое развитие подростка, его возможности психологической адаптации во взрослом социуме.

Карта сетевого окружения (КСО). Секторы

Карта сетевого окружения включает несколько наиболее важных уровней (микросистем):

1. Се­мья. Под семь­ёй мы име­ем в ви­ду мать, отца, родных бра­тьев и сесте­р.

2. Род­ст­вен­ни­ки. Род­ст­вен­ни­ки – это «корневая система» выпускника, они – при­да­ют со­ци­аль­ной се­ти ста­биль­ность. К ним относятся род­ст­вен­ни­ки по ли­нии ма­те­ри и по ли­нии от­ца, а так­же все, кто состоит с ними в браке. Ес­ли раз­ве­дён­ные ро­ди­те­ли вступили в семейный союз, то новый член семьи становится родственником. «Пе­ре­стать быть» род­ст­вен­ни­ком не­воз­мож­но, да­же находясь с ни­ми в конфликте. Кон­такт пре­рвёт­ся, но родственники всё рав­но ос­та­нут­ся род­ст­вен­ни­ка­ми. Если выпускник вступил в се­мей­ный со­юз, то все родственники супруга станут и его родственниками.

3. Детский дом или школа-интернат. Этот сек­тор со­став­ля­л по­все­днев­ную ос­но­ву жизни выпускника. Имен­но в этой мик­ро­сис­те­ме выпускник на­хо­дил­ся еже­днев­но. Выпускник зна­ко­мился и об­щался с людь­ми, не прилагая для этого ни­ка­ких осо­бых уси­лий. В ре­зуль­та­те значимость окружающих людей возрастает, и выступает либо в ка­че­ст­ве фак­то­ра под­держ­ки, ли­бо вы­зы­вает раз­дра­же­ние. Фактором поддержки выступают значимые взрослые (специалисты интернатного учреждения) или друзья.

4. Шко­ла; учреждения НПО, СПО; работа. В школе выпускник учился в период пребывания в интернатом учреждении. После выпуска с интернатного учреждения обучался или обучается в настоящий момент в учреждении начального, среднего, высшего профессионального образования. В дальнейшем повседневную основу жизни выпускника будет составлять работа, где человек проводит почти столько времени, сколько и дома. В указанные периоды жизни выпускника, фактором поддержки выступают значимые взрослые из числа работников учреждений или работы и друзья, которые появились в период обучения.

5. Другие, остальные. В этом секторе указываются специалисты, значимые взрослые, знакомые, приятели и т.д. не указанные в других микросистемах.

Заполнение КСО. Сетевая карта заполняется выпускником самостоятельно. Выпускник находится в центре карты, в точке пересечения всех систем. Чем ближе к центру отображён тот или иной человек, тем он важнее, тем большую роль (возможно, и негативную) он играет в его жизни

Карта сетевого окружения позволяет:

  • Составить целостную картину контактной сети выпускника;
  • Предоставляет специалисту средство для установления контакта с выпускником.
  • Позволяет самому выпускнику задуматься над позитивными моментами своей жизни;
  • Сделать отношения выпускнику и связи внутри контактной сети понятными для него самого и специалистов.
  • Карта сетевого окружения позволяет выпускнику вспомнить всех людей, которые имеют хоть какое-то отношение к его жизни, проблемам, сложившейся ситуации.
  • Является хорошим исходным пунктом для продолжения работы по изменению ситуации.

Результаты диагностики социально-поддерживающей сети (определение членов социально-поддерживающей сети, круга особо важных людей, определение лиц социально-поддерживающей сетью выпускника рискованного поведения) отражаются в социальной карте выпускника (Раздел «Оценка развития социальной сети») и в плане постинтернатного сопровождения.

Социальная значимость проблем низкой адаптации выпускников, обуславливает необходимость их решения программными методами на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей риска.

Опыт работы показывает, что наиважнейшими являются собственные личностные ресурсы молодых людей, наличие социально поддерживающих контактов, социально необходимых навыков, а также отношение выпускников к себе и к своим возможностям. Четко спланированная (с помощью диагностики) деятельность педагога по сопровождению выпускников детского дома.

Литература:

1. Владимирова Н.В., Спаньярд Х. Постинтернат: Технология создания сети социально поддерживающих контактов выпускников. – М.: Генезис, 2008.
3. Владимирова Н.В., Спаньярд Х. «Шаг за шагом». Индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов. М.: Генезис, 2007.
4. Градосельская Г.В. Современные подходы к измерению сетевых взаимодействий// Интернет-конференция «Сетевые формы межфирменной кооперации: стратегические вызовы и конкурентные преимущества новых организаций XXI века». 2004.
5. Кочубей А., Умарова Н. Азбука семьи, или Практика работы с семьями: учебно-методическое пособие. – Псков: ПОИПКРО, 2004.
6. Кушелед В. Введение в практику социальной работы/ Пер. с англ. Т.Д. Шевеленковой. – М.Аспект Пресс, 2001.
7. Постинтернатное сопровождение детей-сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение. Материалы межрегиональной практической конференции. Ч. 1. 22-23 июня, г.Смоленск /Под.ред.И.А. Бобылевой. – М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «расправь крылья!», 2010.
8. Постинтернатное сопровождение детей-сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение. Материалы межрегиональной практической конференции. Ч. 2. 22-23 июня, г.Смоленск /Под. ред. И.А. Бобылевой. – М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «расправь крылья!», 2010.
9. Проблемы комплексного сопровождения детей-сирот в системе службы практической психологии образования./ Серия: «Инструктивно-методического обеспечения содержания образования в Москве» // Отв. Редактор Селявина Л.К. –М.: Центр «Школьная книга». 2005.
10. Прихожан А.М., Толтых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. – Спб.: Питер, 2005.
11. Семья Г.В. Проблемы технологии адаптации и социализации выпускников - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа/ методические материалы. М.: 2008г.
12. Шипицина Л.М, Психология детей-сирот: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та. 2005.