Урок информатики по теме "Всемирная паутина"

Разделы: Информатика


Цель: сформировать понятие об информационных ресурсах и сервисах Интернета; познакомить со структурой Всемирной паутины.

Задачи.

Обучающая:

- изучение информационных сервисов сети Интернет;

- сформировать представление Всемирной паутине как информационном ресурсе Интернета, универсальном указателе ресурса URL;

- формирование у учащихся практических навыков упорядочивания запросов поискового сервера с помощью кругов Эйлера-Венна и умение правильно записывать URL-адрес файла.

Развивающая:

- развивать познавательные интересы, навыки работы за компьютером, культуру пользователя сети Интернет;

- помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость учебного материала;

обеспечить развитие умения грамотно пользоваться поисковыми системами.

Воспитывающая:

- воспитывать информационную культуру обучающихся;

- повысить мотивацию обучающихся за счёт различных форм ведения урока и использования ИКТ.

Оборудование: смарт презентация «Всемирная паутина», тест Smart Response «Информационные ресурсы», интерактивная доска Smart Board 680, система интерактивного опроса Smart Response PE, компьютер, проектор, дидактический материал (карточки с заданием), документ-камера Smart.

Ход урока

I. Организационный момент

Почему в реке вода?
Облака плывут куда?
Почему летают птицы
И не могут заблудиться?
Почему должны мы спать,
Завтра ведь опять вставать!
Сто вопросов "Почему"!
Отвечать по одному -
Целый год прообъясняешь
Любознательному!

А где же вы ищете ответы на все "почему"? Конечно же, в Интернете. Предлагаю Вам повторить основной материал, изученный на прошлом уроке.

II. Проверка домашнего задания и актуализация знаний

1. Тестирование учащихся с использованием системы интерактивного опроса Smart Response PE. Альтернативным вариантом может быть бумажный или заранее созданный в приложении MS Office.

Вопросы теста

1. Всемирная глобальная компьютерная сеть, сеть сетей – это:

а) локальная сеть,

в) сеть с выделенным сервером,

с) Интернет,

d) одноранговая сеть.

2. Компьютер, подключенный к Интернету, обязательно имеет:

а) IP-адрес.

в) сервер,

с) домашнюю Web-страницу,

d) доменное имя.

3. Адрес компьютера, записанный четырьмя десятичными числами, разделенными точками, это…

а) URL,

b) WWW,

c) протокол,

d) IP-адрес.

4. Программа, с помощью которой осуществляется просмотр Web-страниц, это…

а) браузер,

в) модем,

с) ICQ,

d) URL.

5. На сервере отправителя сообщение разбивается на… (укажите правильное название):

а) протоколы,

в) пакеты,

с) части,

d) адреса.

6. Протоколом передачи сообщения в сети Интернет называют…

а) набор правил и соглашений при передаче данных,

в) аппаратное обеспечение для передачи данных,

с) программное обеспечение для передачи данных,

d) сервер Интернета.

7. Какой протокол в сети Интернет используется для передачи сообщения:

а ) TCP,

b) IP,

c) TCP / IP,

d) URL.

8. Какой протокол отвечает за передачу пакета в сети (маршрутизацию):

а ) TCP,

b) IP,

c) TCP / IP.

9. Какой протокол отвечает за транспортировку пакета и «сборку» на сервере получателя:

а ) TCP,

b) IP,

c) TCP / IP.

10. На сервере отправителя каждый пакет «получает» числовой адрес (заголовок), в котором содержится:

а) адрес отправителя,

в) адрес получателя,

с) информация для правильной сборки пакетов на сервере получателя,

d) полный текст отправленного сообщения.

11. Провайдером называют

а) протокол передачи сообщения:

b) организацию – владельца узла,

с) тип модема,

d) средство для просмотра Web-страниц.

Вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Ответ C а d а b a C b а abc b

2. Практическое задание.

Каждый компьютер, подключенный к сети Интернет, имеет свой IP-адрес.

Задание 1. Определите IP-адрес компьютера в классе.

(Учащийся выполняет следующие действия: Сетевое окружение – свойства – протокол TCP/ IP- свойства)

Вопросы.

Из каких частей состоит IP- адрес компьютера. (Адреса сети и адреса компьютера)

Назовите адрес сети? (Первые три числа адреса)

Назовите адрес компьютера? (Последнее число адреса)

Почему нежелательно в качестве адреса компьютера использовать 1? (Это адрес модема)

Что показывает маска подсети? (Количество компьютеров локальной сети)

Задание 2. Петя записал IP-адрес школьного сервера на листке бумаги и положил его в карман куртки. Его мама случайно постирала куртку вместе с запиской. После стирки Петя обнаружил в кармане 4 обрывка с фрагментами IP-адреса. Эти фрагменты обозначены буквами А, Б, В, Г. Восстановите IP-адрес.

Форма работы: индивидуальная (задание 2 - у доски), работа в парах – 5 вариантов. (Приложение 1)

Ответы:

Задание 2 - БГАВ

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа
БВАГ ВГБА ВБГА ВАГБ ВГАБ

Задание 3. Укажите все возможные маршруты доставки Интернет - пакетов от сервера И (источник) к серверу П (приемник) с учетом имеющейся архитектуры сети (начало транспортировки - сервер 1).

№ п/п Варианты
1 1 - 3 - 2 - 4
2 1 - 3 - 2
3 1 - 3 - 4
4 1 - 2
5 1 - 2 - 4
6 1 - 3 – 4- 2
7 1 - 4 - 2
8 1 - 2 - 3 - 4
9 1 – 4
10 1-4-3-2

2 вариант проверки: учитель отображает (делает снимок) ответ с помощью документ- камеры Smart вариант решения задания с помощью графа (Рисунок 1). Учащиеся наглядно определяют ответ- 10 маршрутов.

III. Создание проблемной ситуации

Я наверное не ошибусь, если скажу, что каждый из вас пользуется Интернетом постоянно.

Вопрос.

- Для каких целей вы его используете? (Для общения, поиска информации, передачи информации с одного компьютера на другой.)

Интернет настолько прочно вошёл в нашу жизнь, что даже не специалисты в области ИКТ, могут блеснуть такими терминами, как Web-браузер, электронная почта, поисковая система. Вам они знакомы также. Сеть Интернет предоставляет нам, как пользователям сети услуги по поиску и использованию данных, а так же услуги по обмену информацией между пользователями сети (коммуникационные услуги). Эти услуги иначе называют службами Интернета.

Службы Интернета делятся на информационные и коммуникационные

Задание 4. Определите среди перечисленных сервисов и ресурсов (Всемирная паутина, телеконференция, социальные сети, чат, файловые архивы, Web-форумы) информационные и коммуникационные (задание выполнено с помощью конструктора занятий).

Один учащийся выходит к доске (работа в конструкторе занятий).

Знает обо всём эта волна:
Катастрофы, рейтинги, цена,
Спорт, погода – всё в одном наборе.
Победить в любом ты можешь споре.
Он всё знает, дельный даст совет
Друг твой электронный Интернет.

- Как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?

(Обучающиеся формулируют цель урока).

IV. Сообщение темы урока

Учитель показывает тему урока (шторка). Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из информационных служб Интернета – всемирной паутиной, ее основой, узнаем, что такое гиперссылка, URL адрес файла.

V. Изучение нового материала

1. Объяснение учителя. (Запустить презентацию «Всемирная паутина» из вложения)

Всемирная паутина – это вольный перевод английского словосочетания «World Wide Web», которое часто обозначается как WWW или Web.

World Wide Web – это самая популярная служба современного Интернета. Её очень часто отождествляют с самим Интернетом, хотя на самом деле это лишь одна из его многочисленных служб. Служба World Wide Web предназначена для доступа к электронным документам особого рода, которые называются Web-документами или, упрощенно, Web-страницами.

Немного истории: Дата рождения – 6 августа 1991 г.. Основатель - Тим Бернерс-Ли (европейский центр ядерных исследований в Женеве), опубликовал краткое описание проекта WWW

Всемирная паутина использует технологию гипертекста, в которой документы связаны между собой с помощью гиперссылок.

– Что такое гиперссылки? (Выслушать ответы учащихся и подвести итог, дав определение этому понятию)

Гиперссылка – это специальным образом оформленное указание на иное место в данном тексте, на данной Веб-странице или на другой ресурс сети.

Гиперссылка состоит из двух частей : указателя ссылки в виде текста (синий цвет, подчеркнутый) или рисунка и адресной ссылки (показывающий адрес ресурса, т.е. URL (универсальный указатель ресурса – сам адрес файла). URL состоит из следующих частей:

название протокола со знаками :// в конце названия

доменное имя сервера со знаком / в конце названия

полного имени файла на сервере, где он находится.

Запись учащихся в тетради:

URL-адрес= имя протокола ://доменное имя сервера/полное имя файла

Задание 5. Назовите «части» данного URL - адреса

http://www.metod-kopilka.ru/page-2-2-9-09.html

http - протокол доступа

www.metod-kopilka.ru - доменное имя сервера

page-2-2-9-09.html – имя файла

Основой WWW являются web-страницы (документы, содержащие гиперссылки) и web-сайты (группа тематически объединённых Web-страниц частного лица или организации, объединенных одним доменным именем или IP- адресом).

Для работы со Всемирной паутиной необходима специальная программа – браузер (или веб-обозреватель), например, Opera, Mazilla Firefox и т.д

Определение:

Браузер – это программное обеспечение для просмотра веб-сайтов, т.е. для запроса веб-страниц сети Интернет, их обработки, вывода и перехода от одной страницы к другой.

Наиболее часто используемые браузеры вы видите на слайды.

И поисковая система (веб-портал или сайт компьютерной сети), который предоставляет пользователю различные Интернет-сервисы, которые работают в рамках этого веб портала), например, Яндекс, Рамблер и т.д.

Найти необходимый документ можно тремя способами:

в адресной строке ввести его URL-адрес;

по гиперссылкам;

в строке поиска ввести имя документа.

Что же происходит при работе в сети Интернет. Каким образом браузер определяет запрошенную нами веб-страницу. Ответ на этот вопрос мы узнаем из фрагмента видео-урока моего коллеги из республики Беларусь Дмитрия Тарасова.

(Демонстрация видеоролика)

VI. Закрепление материала

При поступлении запроса от пользователя поисковая система на основании имеющейся в ней информации формирует список страниц, соответствующих критериям поиска. Результаты таких запросов можно представить графически с помощью кругов Эйлера-Венна.

Задание из ГИА (18)

Ниже приведены запросы к поисковому серверу, обозначенному буквами от А до Г. Расположите обозначения запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу

А Рим | Лондон | Париж
Б Париж & Экскурсии
В Рим | Париж
Г Париж | Лондон | Рим | Экскурсии

Учитель показывает графическое решение задачи.

Ответ: БВАГ

Задания на закрепление. (Учащиеся выполняют самостоятельно. Задание на доске)

Индивидуальное задание для учащихся, сдающих ГИА. (Рисунок 2)

VII. Практическая часть

Давайте мы с вами отправимся в путешествие по Всемирной паутине. Мне нужен помощник. К компьютеру вызывается один ученик. Учащиеся удаленных классов работают на компьютерах.

Задание 5. Путешествие по Всемирной паутина.

Откройте браузер (двойной щелчок по ярлыку браузера).

Открыть домашнюю страницу поисковой системы.

В строке поиска введите запрос «сайт учителя информатики Болговой Натальи Анатольевны».

Благодаря технологии гипертекста, мы можем перемещаться с одной Web-страницы на другую, посещать различные Web-сайты и т.д.

Вы видите огромное количество гипертекстовых ссылок на web-страницы, в имени которых содержится слова «сайт учителя, учителя информатики, Болгова Наталья Анатольевна, МБОУ СОШ, Тербуны».

Кликнуть мышкой по первой ссылке ( http:// bolgovana. ucoz. ru).

Мы переходим на главную страницу. В адресной строке мы видим URL сайта ( http:// bolgovana. ucoz. ru).

Просмотрите страницы сайта страница «Готовимся к экзаменам - ГИА», «Мои ученики», «Фотоальбомы» (кликните мышью на фотографию для ее увеличения).

Закройте вкладку сайта.

Комментарий: в качестве просмотра можно предложить учащимся посетить сайт своей школы)

Задание 6.

В строке поиска введите запрос «ГИА ИНФОРМАТИКА».

Кликните мышью по гиперссылке ФИПИ.

В категории «9 класс – экзамен в новой форме» выберите пункт меню «Контрольные измерительные материалы».

Кликни мышью по гиперссылке «ГИА 9 2013 г» - КИМ ГИА 9 – информатика.

Открывается диалоговое окно «ЗАГРУЗКА ФАЙЛА».

- Какого типа файл мы можем открыть или сохранить»? (Архив)

- Каким образом происходит загрузка этого архива, по какому протоколу передачи, как называется сервер, хранящий данный архив (файл) мы узнаем на следующем уроке.

VIII. Подведение итога урока

Вопросы.

Что значит WWW? (Всемирная паутина)

Из чего состоит веб-сайт? (Из веб-страниц)

С помощью чего организована связь между веб-страницами и веб-сайтами? (С помощью гиперссылок)

Из каких частей состоит гиперссылка? (Из указателя и адресной части)

Что может являться указателем ссылки? (Текст, рисунок, кнопка, фотография)

Что значит термин « URL адрес»? (Адрес документа в Интернете)

Задание: Соберите правильный URL-адрес школьного сайта. На доске записаны отдельные части адреса: http, index. html, ://, ucoz. ru, terbuny – school.

Правильный ответ - http:// terbuny- school. ucoz. ru/ index. html

IX. Домашнее задание: п 6.3.1.

X. Выставление оценок

Литература

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика и ИКТ» учебник 9 класс базовый уровень: Москва, БИНОМ, 2012.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Рабочая тетрадь «Информатика и ИКТ» 9 класс»: Москва, БИНОМ, 2012.
  3. Соколова О.Л. «Поурочные разработки по информатике 10 класс»: Москва, ВАКО, 2008
  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [ http:// school- collection. edu. ru].
  5. Википедиа [http://ru.wikipedia.org].
  6. Федеральный институт педагогических измерений [http://www.fipi.ru].

8.08.2014