Психологическая игра для дошкольников "Мы едем в путешествие за впечатлениями"

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


Тематическое содержание данной игры разработано на основе всеми известного упражнения “Паровозики”[1]. Несмотря на кажущуюся простоту, данное упражнение содержит в себе большие психологические возможности: диагностические, коррекционные.

Цель игры: повышение групповой сплоченности, осознание детьми собственных чувств и эмоций, осуществление коррекции индивидуальных личностных проблем у детей.

Задачи: формировать положительный эмоциональный фон в группе, развивать конструктивные формы межличностного общения, развивать рефлексивные умения.

Для проведения игры потребуется просторное помещение с минимальным количеством мебели.

Материалы к занятию:

мячик;

магнитофон;

запись детских песен: “Кто придумал светофор?”, “Песенка друзей”;

плотный шарф;

телевизор, DVD-плеер;

книга “Паровозик из Ромашково” [2] или мультфильм [3].

Ход занятия

Психологический настрой.

Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Вводная часть “Подготовка к путешествию”

Игра с мячом “Средства передвижения”

Психолог:

- Ребята, вы любите путешествовать?

Ответы: да, очень любим.

- Скажите, а на чем можно отправиться в путешествие?

Ответы: на велосипеде, на самолете, на вертолете, на автобусе, на байдарке, на корабле, на машине, на лошади, на поезде и т.д.

- Молодцы! Вы очень много знаете средств передвижения.

На сегодняшнем занятии мы с вами отправимся в путешествие на необычном паровозике.

- Представьте, что мы уже с вами на железнодорожном вокзале.

- Давайте создадим атмосферу вокзального шума и суеты.

Игра “Вокзальная суматоха” (по типу броуновского движения).

Дошкольникам предлагается двигаться с закрытыми глазами по игровому залу под детскую песенку “Кто придумал светофор?”.

Условие: постараться избежать столкновения с другими участниками, но если столкновение произошло, то необходимо открыть глаза и извиниться.

Примечание: психолог наблюдает за детьми во время выполнения упражнения и обращает внимание на тех детей, которые стремятся провоцировать столкновения с другими детьми.

По завершению игры участники садятся в круг, и происходит коллективное обсуждение.

Психолог:

- Какие ощущения вы испытывали при выполнении данного задания?

- О чем пелось в песенке, под которую вы выполняли упражнение?

- Для чего служит на дороге светофор?

Вывод по итогам обсуждения: у каждого человека должен быть свой внутренний светофор, который будет регулировать наше поведение среди окружающих людей и вовремя давать команду: “Стоп”.

Игра “Пассажиры, собирайтесь”

Итак, билеты на выбранные маршруты мы с вами купили, и теперь нам предстоит занять свои места в вагонах.

Условие.

Сигнал ведущего “два хлопка” – вагон № 2 (дошкольники образуют пару).

Сигнал ведущего “три хлопка” – вагон № 3 (дошкольники образуют тройку).

Сигнал ведущего “четыре хлопка” – вагон № 4 (дошкольники образуют четверку).

Фото 1. Вагон №2

Фото 2. Вагон № 3

Основная часть “Путешествие на необычном паровозике”

1. Выбор дежурного по вокзалу.

В группе выбирается (по желанию) дежурный по вокзалу и объясняются его полномочия. Он объявляет номер поезда, путь отправления, маршрут, желает пассажирам счастливого пути.

Например: Внимание, внимание! Поезд № 5 отправляется с первого пути по маршруту Воронеж-Москва, счастливого пути!

2. Из группы детей выбирается “тройка”: паровоз, пассажир, машинист.

“Тройка” представляет собой самостоятельный, способный к движению и управлению организм, но устроен он таким образом, что только согласованные действия участников способны привести его в движение.

Сначала по усмотрению ведущего выбирается “паровоз”.

Примечание: нужно учитывать, что некоторые дети испытывают серьезные затруднения, когда им приходится выполнять задания с закрытыми глазами. Поэтому лучше этот выбор осуществлять психологу.

“Паровозу” завязывают глаза шарфом, чтобы он полностью ощутил свою безответственность и пассивность. Он стоит первым в “тройке”, абсолютно пассивен и едет туда, куда его направят.

Далее выбирается по желанию “пассажир”.

У него нехитрая роль: его везут, он спокойно глядит по сторонам, думая о своем. Повлиять на движение он не может и никакие опасности ему не грозят.

Выбирается по желанию “машинист”.

Он отвечает за все: чтобы состав двигался, “паровоз” ни во что не врезался и чтобы “пассажиру было комфортно путешествовать. Держа свои руки на талии “пассажира”, “машинист” регулирует скорость и направление движения.

Фото 3. “Тройка”

Общая инструкция.

Положите свои руки на талию стоящего впереди участника. Упражнение выполняется молча, команды передаются через руки.

Рекомендации для участников.

Дежурный громко и четко произносит свою информацию.

Участник в роли “паровоза ” движется с закрытыми глазами и подчиняется командам машиниста.

Пассажир оценивает полученные впечатления от поездки.

Машинист управляет поездом и несет ответственность за безопасность путешествия.

Дается команда: “Гудок”, и паровоз отправляется в путешествие по залу, где предварительно построен лабиринт из стульев.

Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде этом ребята сидят.
Чух-чух-чух – гудит паровоз.
Далеко, далеко ребят он повез.

Желательно, чтобы каждый дошкольник побывал в каждой роли, но если участников группы слишком много, то хотя бы в двух ролях.

Фото 4. Паровоз в движении

Фото 5. Большой состав паровоза

Можно составить поезд из всех участников группы и совершить поездку по выбранному маршруту. Главное условие, чтобы ни один “вагончик” во время движения не отцепился. Большой состав движется под песню “Песенка друзей”.

Заключительная часть “Делимся впечатлениями от путешествия”

Обсуждение.

- Какая роль вам понравилась больше и почему?

- В какой роли было неуютно и почему?

Пантомима “Тяжелый груз”

Задание: изобразить пассажира с тяжелым багажом.

- Ребята, как вы считаете, почему люди так любят путешествовать, что человек приобретает в путешествиях?

- Я думаю, что ответить на этот сложный вопрос нам поможет просмотр мультфильма “Паровозик из “Ромашкова”.

Просмотр и обсуждение мультфильма “Паровозик из Ромашкова”.

Вывод. Путешествуя, человек узнает много нового, испытывает много положительных эмоций и чувств, знакомится с новыми людьми, учится ценить красоту окружающего мира.

Список литературы

[1]. Газета “Школьный психолог” № 41, ноябрь, 1998 г.

[2]. Цыферов Г. Паровозик из Ромашково. Изд-во АСТ, Астрель, 2007 г.

[3]. Мультфильм “Паровозик из Ромашково”, союзмультфильм, 1967 г.