Урок математики по теме "Буквенные выражения". 2-й класс

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок изучения нового материала.

Дидактическая цель урока: создать условия для усвоения учащимися первоначальных представлений о буквенных выражениях.

Педагогические задачи: дать первичное представление о буквенных выражениях; вести подготовительную работу к изучению темы «Уравнение»; развивать вычислительные навыки; продолжать работу над задачами изученных видов.

Планируемые образовательные результаты:

  • Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
  • Предметные: знают: изученные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным, двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; отличительные особенности задачи; геометрические фигуры; умеют: складывать и вычитать двузначные числа в случаях вида: 36 + 2, 36 + 20, 36 – 2, 36 – 20, 26 + 4, 30 – 7, 60 – 24, 26 + 7; решать задачи и выражения изученных видов;
  • Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): регулятивные: формулируют учебную задачу урока на основании того, что уже усвоено, и того, что неизвестно; составляют план и последовательность действий; предвосхищают уровень усвоения знаний; контролируют, корректируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров; способны к саморегуляции; познавательные: формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию; структурируют знания; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; анализируют, сравнивают; создают алгоритмы деятельности; строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи; коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; достаточно полно и четко выражают свои мысли; управляют поведением партнеров, уважают всех участников образовательного процесса; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.

методы и формы обучения: частично-поисковый

Образовательные ресурсыkonspekt_uroka_bredikhina.doc

Основные понятия и термины: увеличить, уменьшить, сложение, вычитание, сумма, разность, прибавить, вычесть, задача, простая задача, составная задача, выражение, буквенное выражение, латинский алфавит.

Методические приемы: фронтальный опрос, работа по индивидуальным карточкам, работа в парах, самопроверка, взаимопроверка.

Оборудование: учебник «Математика 2 класс» Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. 1 часть, М.: Просвещение, 2012; карточки для индивидуальной работы; наглядный материал – плакат с латинскими буквами (на доску);  электронная презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Личностные УУД: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Регулятивные УУД:  самонастрой на учебную деятельность, волевая саморегуляция.

Прозвенел звонок для вас!
Он зовёт нас в светлый класс!
По местам тихонько сели
На меня все посмотрели.

– Покажите, с каким настроением вы пришли на урок. («Мордашки» появляются на слайде; у каждого ученика на парте три «мордашки». Дети показывают одну из «мордашек»)

– Я желаю всем удачи и хорошего настроения! – «Ученику – удача, учителю – радость».

2. Актуализация знаний

– Ребята, для нас лесные звери приготовили задание.

Лесовичок

– Что мы видим на доске?
– Что такое числовое выражение? (Числа, соединенные математическим знаком)
– Прочитайте и найдите значения выражений.
– Какая 2, 21, 12, 3, 1 буква алфавита?

32 – 30 = 2
28 – 7 = 21
22 – 10 = 12
63 – 60 = 3
59 – 58 = 1
Б
У
К
В
А
1 2 3 12 21
А Б В К У

– Что обозначает слово «буква»? (Это значок для написания обозначения звука.  Буквы пишем. Из букв складываем  слоги).
– Следующее задание предлагает лягушка:
– Но вот беда – болото впереди! Смелее! По кочкам его перейди! Рассмотрите ряды чисел, выявите  закономерности и продолжите числовой ряд.

100, 90, 80, 70, 60,…, …, …, …, …  .
12, 23,34,…,…,… .

Задание приготовила лиса

3. Изучение нового материала

Регулятивные УУД: способность ставить, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,  находить  средства для её осуществления; планировать  учебную деятельность, находить эффективные способы  решения учебной задачи.
Познавательные УУД: структурировать знания, выбирать  наиболее эффективные  способы  решения  познавательных задач.
Коммуникативные УУД: умение сформулировать проблему,  организовать сотрудничество в поиске информации и способов решения учебной задачи, умение выражать свои мысли.

На доске записаны выражения с пропусками:

– Разбейте на группы эти выражения.

36 – = 16
22 + = 30
15 + = 35
90 – = 85
3 –

– Можем ли мы решить данное выражение 3 – ?
– Какой вопрос у вас возникает? (Какие числа можно вставить в пусто окошко)
– Какие у вас есть предложения?
– Какие числа можно вставить? (0, 1, 2, 3).
– Мы точно знаем, какое число следует вставить? (Нет)
– Кто из вас знает, как в математике обозначается неизвестное число?
– Какими буквами?
– Математики решили заменить «окошки» латинскими буквами. Познакомимся с некоторыми буквами латинского алфавита. (Плакат на доске.)
– Латинский алфавит произошел от одного из вариантов западного греческого алфавита и стал самостоятельным в VII веке до нашей эры. В настоящее время латинский алфавит знаком всем людям на земле. Он  изучается на уроках математики, физики, химии.
 – Запишите это выражение с латинской буквой х.

3 – х

Прочитаем полученное выражение. Чтение.
– Как можно назвать выражение, в котором вместо числа пишем букву? (Буквенное выражение)
– Почему? (При записи вместо цифры используем букву).
– Какова же тема нашего урока? («Буквенные выражения»)
– Решите данное выражение

3 – х

– Что мы должны сделать, чтобы решить это выражение? Подставим в буквенное выражение значение х.

2 – х, если х = 3, 2, 0. (1 ученик у доски)

Но сначала составим  алгоритм  решения буквенных выражений.

  1. Прочитать
  2. Записать
  3. Подставить значение буквы в выражение
  4. Вычислить

4. Физминутка

Личностные УУД: укрепление здоровья младших школьников, развитие мелкой и общей моторики детей.

Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

5. Закрепление новых знаний и способов действий

Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге, правильно строить своё высказывание, управлять поведением партнера при работе в паре. Сравнивать полученные результаты с эталоном.
Регулятивные УУД: развитие способности к самооценке и самоконтролю, коррекция.
Познавательные УУД: умение чётко структурировать полученные знания. Проверка.

Работа с учебником

Учащиеся выполняют задание  (с. 77).
Прочитай выражения k + 7 и k – 7 и найди их значения, если k = 10, k = 7.
Учитель показывает образец записи: k + 7, k = 10. 10 + 7 = 17
Работа в  паре, 1 ученик у доски (для проверки ).

6. Работа над пройденным материалом

Личностные УУД: заинтересовать учащихся в расширении знаний и способов действий.
Коммуникативные УУД: умение говорить самому и слышать партнера.
Регулятивные УУД: самостоятельное выполнение учащимися задания на повторение, развитие самооценки.

У: Ребята, вам не кажется, что слышен чей-то плач? Сидит на пеньке зайчонок и плачет, Не может зайчонок решить задачу.

Задача № 2 с .77.

У: Поможем? Читаем задачу.
У: О ком задача? О чём задача?
У: Что известно? Что нужно узнать?
У: Запишем краткую запись.
У: Какие опорные слова выберем для краткой записи?

(На доске и в тетради записываем краткую запись.)

Было – 50р. и 10р.
Заплатила – 30р.
Осталось – ?

У: Найдите разные способы решения задачи.

(Дети решают задачу самостоятельно.) Проверка.

– Посмотрите, верно, ли выполнено решение на доске?
– Кто решил задачу по-другому? Напишите ваше решение.

У учащихся в тетрадях должны (в процессе проверки) появиться все способы решения задачи:

I. 30 – (5 + 7) = 18.
II. (30 – 5) – 7 = 18.
III. (30 – 7) – 5 = 18.

7. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Регулятивные УУД: самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организация рефлексии по применению нового знания.

Работа по индивидуальным карточкам (они содержат разноуровневые задания – базового и повышенного уровня сложности):

Карточка 1.

1. Какая из записей представляет буквенное выражение? Подчеркни её.

25 + 8           46 – а            7 > c            b – 2 = 5

2. Если а = 9,  то 20 – а равно:

29          12            11            6

Карточка 2.

1. Какая из записей представляет буквенное выражение? Подчеркни её.

          3 + c            3 + b = 9             a < 4                  12 – 5

2. Если а = 6,  то 38 + а равно:

           22         32          44           34

Карточка 3.

1. Какая из записей представляет буквенное выражение? Подчеркни её.

25 + 8           46 – а            7 > c            b – 2 = 5

2. Сколько всего значений может иметь выражение 2 – b?

одно                 два                   три                     сколько  угодно

Карточка 4.

1. Какая из записей представляет буквенное выражение? Подчеркни её.

3 + c            3 + b = 9             a  < 4                  12 – 5

2. Есть ли такое значение с, при котором значение выражения 10 – с  равно 1?

да                    нет

3. При а,  равном 8 , сумма а + 22 равна:

30                     40                      16                  14

8. Итог урока. Рефлексия

Познавательные УУД: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и над чем ещё надо работать, прогнозирование своей деятельности.

– Какие открытия сделали на уроке?
– Что показалось необычным?
– Кому бы вы хотели рассказать о том, что узнали на уроке?
– Как вы сегодня работали?  Настроение (мордашки)

9. Домашнее задание: №4 с.77.

20.07.2014

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306