Урок географии по теме "Гидросфера и ее части. Мировой круговорот воды"

Разделы: География


1.

Предмет

география

2.

Класс

6

3.

Тема и номер урока в теме

Гидросфера и ее части. Мировой круговорот воды.
Урок № 1.

4.

Базовый учебник

Т.П. Герасимова, Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2008.

5 .Цель  урока: создание условий для формирования знаний учащихся о единстве водной оболочки Земли – гидросфере, её роли в жизни человека.

6. Задачи:
- обучающие:

  • сформировать общие представления о водной оболочке Земли – гидросфере, ее составе и строении, о Мировом круговороте воды; 
  • доказать единство всех частей гидросферы, а также связь между сушей и гидросферой;
  • расширить знания учащихся о значении воды в природе и для человека.

- развивающие:

  • развивать наблюдательность, память, логическое мышление (при работе с ЭОР), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;
  • развивать умение владеть картой, развивать умения и навыки работы с различными источниками географической информации, развивать умение приводить примеры, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  •  продолжить развивать навыки работы с современными средствами информатизации;
  • развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения;
  • создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого  материала.

- воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам, окружающему миру;
  • воспитывать информационную культуру;
  • воспитывать чувства интереса к открытиям на уроке;
  • формировать  научное мировоззрение.

Планируемые результаты обучения:
    Предметные:

  • Учащиеся извлекают информацию из текста учебника и ЭОР и дает определение понятия «гидросфера», «Мировой круговорот воды».
  • Учащиеся самостоятельно определяют состав гидросферы.
  • Учащиеся оценивают значение гидросферы в жизни человека и природы.

Метапредметные:

  • Умеют  определять понятия (гидросфера) по существенным признакам.
  • Умеют  находить причины и следствия (на примере анализа круговорота воды в природе).
  • Развивают способность излагать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам,выслушивать мнения других и конструктивно обсуждать их.

Личностные:

  • Осознают  ценности воды во всех ее проявлениях для жизнедеятельности.
  • Учащиеся осуществляет коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий.

7. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

8. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная работа.

Методы обучения: проблемный метод, частично-поисковый.

9. Необходимое техническое оборудование: физическая карта полушарий,  компьютер, проектор, Интернет, учебник,  ЭОР, размещенные в федеральных коллекциях ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru и ЕКЦОР http://scool-collection.edu.ru

10. Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР
(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время
(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Организационный

 

Проверяет готовность к уроку, настраивает учащихся на серьезную работу в доброжелательной обстановке.

Учащиеся готовятся к уроку. Акцентируют внимание, настраиваются на урок.

1 мин

2.

Целеполагание и мотивация

 

Чтение высказываний о воде и её роли, отгадывают загадку о воде, цель - повышение познавательного интереса, подготовка к восприятию материала.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, определяют
цели урока.

4 мин

3.

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

30 мин

1.Понятие «гидросфера»

 

Дает задание: вспомнить или в тексте учебника найти понятие «гидросфера», выяснить соотношение воды и суши на планете, ответив на вопрос: «Почему Землю называют «Голубой планетой»?

Работа с текстом учебника и физической картой полушарий, отвечают на вопросы, записывают тему урока и определение «гидросфера» в тетрадь.

2. Три состояния воды

 

ЭОР № 1, слайд 1.

 

Дает задание учащимся: используя текст слайда 1, назвать агрегатные  состояния воды.

Работают с ЭОР (слайд 1), отвечают на вопрос.

3.Состав гидросферы

 

 

ЭОР № 1, слайд 2.

 

 

 

Используя слайд 2, начертите схему «Состав гидросферы» в тетради, сравните её с  текстом учебника, сделайте выводы. Задает проблемный вопрос: Какие части гидросферы мы можем увидеть на карте,  а какие нельзя увидеть?

Работают с ЭОР (слайд 2), заполняют схему в тетради, отвечают на вопросы.

 

 

4. Мировой круговорот воды в природе

 

ЭОР №2

 

 

Читает стихотворение Ю. Дитриха, спрашивает,   о каком процессе идет речь.
Повторение Мирового круговорота воды в природе, используя анимированную схему.

Смотрят  ЭОР №2, делают  выводы о большом и малом круговороте воды в природе.

ЭОР №3

Дает задание изучить текст,  выяснить, какие компоненты связывает Мировой круговорот воды, сформулировать определение «Мировой круговорот воды».

Работают с ЭОР №3, зарисовывают схему, сравнивают определение Мирового круговорота воды с текстом учебника, записывают определение в тетрадь.

5.Загрязнение гидросферы

ЭОР №4, слайд 2.

Обсуждает с учащимися экологические проблемы гидросферы
Дает задание: используя слайд №2, выписать в тетрадь основные источники загрязнения гидросферы.

Работают с ЭОР №4 (слайд 2), читают и выписывают в тетрадь основные источники загрязнения гидросферы.

 

6.Значение гидросферы.

ЭОР № 1, слайд 3.

Задание учащимся: изучить схему и ответить на вопрос: Почему «Мать водица» - всему царица? Учитель подводит учащихся к выводу, о том что, вода необходима для жизнедеятельности планеты.

Изучают схему в  ЭОР (слайд 3),  рассказывают о роли воды в природе и в жизни человека.

4.

Проверка уровня усвоения материала

ЭОР №5

Задание учащимся: расставить слова на соответствующие места на схеме. Проводит анализ выполнения задания.

Выполняют  практическое
задание ЭОР №5.

5 мин

5.

Подведение итогов урока, рефлексия.
Выставление оценок.

 

Предлагает определить уровень своих достижений,
ответив  на вопрос: «Что я узнал на уроке?». Оценивание наиболее активно работающих на уроке.

Учащиеся высказывают свое мнение.

2 мин

6.

Домашнее задание

 

Предлагает выполнить практическую работу:
«Путешествие капельки по большому круговороту воды» в виде эссе, мини-сочинения, рисунка, используя схему учебника.
Ответить на проблемный вопрос: «Какие явления, связанные с Мировым круговоротом воды, можно встретить в нашей местности?»

Записывают д/з (§23, ответить на вопросы №1-6), получают образцы для выполнения практической работы.

3 мин

Приложение к плану-конспекту урока