Урок информатики по теме "Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы". 10-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (143,9 кБ)


Тип урока: с применением современных информационных технологий

Цели урока:

  • Образовательные:
    • ввести классификацию структур информационных моделей;
    • сформировать понятия «граф», «деревья», «таблицы»;
    • ознакомить обучающихся с граф-моделями и табличными моделями систем, сформировать умение строить такие модели, использовать их для решения практических задач.
  • Развивающие:
    •  развивать умение оценивать свою учебную деятельность и деятельность своего партнера;
    •  развивать умения выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать.
  • Воспитательные:
    •  стимулировать интерес обучающихся к  информационным технологиям;
    •  пробудить интерес к самостоятельному решению задач.

Задачи урока:

  • Знать:
    • понятия «граф», «дерево», «сеть», «таблица»;
    • структуры информационных моделей;
    • структуру и типы таблиц.
  • Уметь:
    • ориентироваться в граф-моделях;
    • строить граф-модели (деревья, сети, таблицы) по вербальному описанию системы;
    • строить различные по типу таблицы.

Формируемые умения:  самоанализ вопросов теста, слушать, работать по учебнику, по карточкам.

Цели использования ИКТ: проверить теоретические знания с помощью теста, созданного в программе MyTestXPro, объяснить новый материал с использованием презентации MS PowerPoint, закрепить знания с помощью кроссворда, созданного в презентации MS PowerPoint, работа по карточкам в текстовом редакторе  MS Word.

Этап урока, на котором использовались ИКТ: актуализация знаний, тестовый контроль, изучение нового материала.

Формы организации работы детей: индивидуальная, групповая, практическая.

Формы организации работы учителя: контроль, объяснение, консультирование.

Технологические особенности:  личностно–ориентированная, дифференцированная, объяснительно– иллюстративное обучение, технология учебной дискуссии.

Технические условия

Используемое оборудование: компьютерный класс с установленным ПО (MS Power Point, MS Word, MyTestXPro), проектор, экран.

Разработанные цифровые образовательные ресурсы: подготовка теста в MyTestXPro, презентации нового материала урока, кроссворда.

Литература: И.Г Семакина «Информатика 10 класс»,  § 14

Технологическая карта урока

Этап учебного занятия

Время Цель

Компетенции

Методы Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания Умения
I. Организационный момент 1 мин – проверить готовность обучающихся к уроку;
– познакомить с критериями оценивания работу на уроке.
        Презентация к уроку слайд № 8. (Приложение 3 –  гиперссылка в презентации к текстовому файлу).

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствует учащихся.
Демонстрирует таблицу  критерия оценивания работу на уроке.
Приветствуют учителя.
Размещаются за свои рабочие места.
Знакомятся  с таблицей  критерия оценивания работы на уроке.
Этап учебного занятия Время Цель Компетенции Методы Формы Используемые цифровые образовательные ресурсы
Знания Умения
II. Актуализация знаний 5 мин. – повторить базовые понятия изучаемой  темы. Основные понятия информационного моделирования: модель, информационная моделью. Работать с тестовой программой MyTestXPro. Самоорганизация контроля Самостоятельная работа Программа для тестирования MyTestXPro в режиме обучения.
Вопросы в двух вариантах – Приложение 1 (гиперссылка в презентации к текстовому файлу).
Презентация 1, слайды № 10-13.
Деятельность учителя Деятельность ученика
Подготовка контролирующей программы-теста на всех компьютерах класса.
Консультация учащихся при возникновении затруднений.
Обобщение материала при ответе на вопросы учителя (запускает презентацию слайды № 10-13).
Выставляет полученные баллы в карточку учета знаний за урок учащегося.
Размещаются за свои рабочие места за компьютером.
Отвечают на тест, состоящий из 7 вопросов с выбором одного правильного варианта, обращаются за помощью к учителю в случае неверного ответа.
Устные ответы учеников.
Этап учебного занятия Время Цель Компетенции Методы Формы Используемые цифровые образовательные ресурсы
Знания Умения
III. Мотивация и целеполагание 3 мин – подготовить учащихся к самостоятельному формулированию целей и задач урока;
– актуализировать и закрепить опорные знания учащихся, необходимые для создания информационных моделей на основе системного анализа.
Основные понятия информационного моделирования: модель, информационная моделью. Создавать информационные модели на основе системного анализа. сформулировать цели и задачи урока при использовании методики «Закончи предложение». Самостоятельная работа Презентация 1, слайды № 15-17.
Деятельность учителя Деятельность ученика
Объяснение материала, работа с Презентацией 1, слайды № 15-17,  беседа с обучающимися, подготавливающая  к самостоятельному определению и формулированию целей и задач урока. Помощь в составлении правильной формулировки цели и задач урока. Выставляет полученные баллы в карточку учета знаний за урок учащегося. Реализация цели осуществляется через составление графа, который через системный анализ объекта моделирования подготавливает обучающихся  к самостоятельному определению и формулированию целей и задач урока.
Этап учебного занятия Время Цель Компетенции Методы Формы Используемые цифровые образовательные ресурсы
Знания Умения
IV. Изучение нового материала 12 мин. – ввести понятия «структура данных», «граф», «сеть», «дерево» «таблица»;
– сформировать навыки построения графов, деревьев, по вербальному описанию системы;
– строить различные по типу таблицы.
Классификацию структур информационных моделей, понятия «граф», «дерево», «сеть», «таблица». Приводить примеры информационных моделей: «граф», «дерево», «сеть», «таблица». Когнитивный метод Лекция–демонстрация, беседа Презентация 1, слайды № 19-31.
Используются гиперссылки между слайдами на разнообразия моделей.
Деятельность учителя Деятельность ученика
Объяснение материала, работа с Презентацией 1, слайды № 19-31,  беседа с учащимися.
Выставляет полученные баллы в карточку учета знаний за урок учащегося.
Размещаются за свои рабочие места.
Конспектируют в тетради.
Этап учебного занятия Время Цель Компетенции Методы Формы Используемые цифровые образовательные ресурсы
Знания Умения
V. Первичная проверка понимания знаний 4 мин. – установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала;
– выявить пробелы и произвести своевременную коррекцию знаний.
Классификацию структур информационных моделей, понятия «граф», «дерево», «сеть», «таблица». Приводить примеры информационных моделей: «граф», «дерево», «сеть», «таблица». Самоорганизация обучения Самостоятельная работа Презентация с кроссвордом (Презентация 2) – гиперссылка в презентации.
Деятельность учителя Деятельность ученика
Демонстрация презентации с кроссвордом. Выставляет полученные баллы в карточку учета знаний за урок учащегося. Отвечают на вопросы, заполняя ответами кроссворд.
Этап учебного занятия Время Цель Компетенции Методы Формы Используемые цифровые образовательные ресурсы
Знания Умения
VI. Физминутка для глаз 1 мин. – снять усталость и напряжения обучающихся.         Презентация 1, слайды № 35-36.
Деятельность учителя Деятельность ученика
Демонстрация презентации с физминуткой. Просмотр видеоролика из презентации.

Этап учебного занятия

Время Цель Компетенции Методы Формы Используемые цифровые образовательные ресурсы
Знания Умения
VII. Закрепление нового материала 10 мин – обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Классификацию структур информационных моделей, понятия «граф», «дерево», «сеть», «таблица». Составлять  информационные модели: «граф», «дерево», «сеть», «таблица». Самоорганизация обучения Самостоятельная работа Презентация 1, слайд № 38 (гиперссылка в презентации к текстовому файлу
Приложение 2: указаны страницы с заданиями.
Текстовый редактор MS Word.
Деятельность учителя Деятельность ученика
Учащимся предлагается выполнить практическую работу, используя учебник: [1] или карточки.
Консультация по выполнению практической работы.
Консультация учащихся при возникновении затруднений.
Выставляет полученные баллы в карточку учета знаний за урок учащегося.
Работа выполняется на выбор учащегося в текстовом редакторе MS Word, либо в тетради.
Размещаются за свои рабочие места за компьютером.
Выполняют практическую работу.
Этап учебного занятия Время Цель Компетенции Методы Формы Используемые цифровые образовательные ресурсы
Знания Умения
VIII. Рефлексия урока 2 мин. – выявление уровня осознания содержания пройденного материала. Классификацию структур информационных моделей, понятия «граф», «дерево», «сеть», «таблица». Составлять, приводить примеры  информационных моделей: «граф», «дерево», «сеть», «таблица». «Закончи фразу...» Самостоятельная работа Презентация 1, слайд № 39.
Деятельность учителя Деятельность ученика
Помощь в составлении правильной фразы.
Выставляет полученные баллы в карточку учета знаний за урок учащегося.
Самостоятельно продолжают фразу, выявляя затруднения при  обучении.
Этап учебного занятия Время Цель Компетенции Методы Формы Используемые цифровые образовательные ресурсы
Знания Умения
IX. Подведение итогов учебного занятия 1 мин – оценить работу каждого обучающегося с обязательным указанием положительных моментов;
– выставить отметки за работу на уроке.
Классификацию структур информационных моделей, понятия «граф», «дерево», «сеть», «таблица». Составлять, приводить примеры  информационных моделей: «граф», «дерево», «сеть», «таблица». Самоорганизация самооценка Презентация 1, слайд № 40.
Приложение 3: критерии оценки работы на уроке (гиперссылка в презентации к текстовому файлу).

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Знакомство с критериями оценивания работы за урок. Подсчет набранных баллов. Выставление оценок. Комментарий оценок. Самооценивание по предложенным критериям.
Этап учебного занятия Время Цель Компетенции Методы Формы Используемые цифровые образовательные ресурсы
Знания Умения
X. Задание на дом 1 мин. – дать полную информацию о домашнем задании;
– прокомментировать предложенные на выбор задания.
Классификацию структур информационных моделей, понятия «граф», «дерево», «сеть», «таблица». Составлять, приводить примеры  информационных моделей: «граф», «дерево», «сеть», «таблица». Самоорганизация обучения   Презентация 1, слайд № 41.
Деятельность учителя Деятельность ученика
Комментарии домашнего задания.

Самоанализ урока (гиперссылка в презентации к текстовому файлу).

Запись д/з
Читать: учебник. § 14, стр.79 – ответить на вопросы: 1-5, 8, 9, 12-14 (устно), 17 (письменно в тетради или на компьютере).

Методическая часть

Элемент ИКТ Программа для тестирования MyTestXPro в режиме обучения Презентация MS PowerPoint
Презентация 2 (кроссворд)
Презентация MS PowerPoint Презентация1.pps (слайд №19 –31) Текстовый редактор MS Word
Как (приемы и методы) используется этот элемент в уроке личностно-ориентированная технология личностно-ориентированная технология объяснительно-иллюстративное обучение, технология учебной дискуссии практическая работа
Какие цели преследуются применением конкретно этого элемента на уроке проверить знания изученного материала, выявить пробелы, проанализировать ошибки проверить знания изученного материала, выявить пробелы, проанализировать ошибки – ввести понятия «структура данных», «граф», «сеть», «дерево» «таблица»;
– сформировать навыки построения графов, деревьев, по вербальному описанию системы;
– строить различные по типу таблицы.
закрепить навыки и умения работы по созданию информационных моделей: «граф», «сеть», «дерево» «таблица».
Каким образом этот элемент усиливает эффективность достижения названных целей индивидуальность работы, получение результата и анализ всех ошибок индивидуальность работы, получение результата и анализ всех ошибок иллюстративно-наглядное объяснение с обращением в форме вопросов к учащимся и комментарием учителя  самостоятельная работа учащихся за компьютером

Самоанализ урока (Приложение 4)

11.05.2014