Формирование социальной компетентности на уроках математики

Разделы: Математика


О достоинствах человека надо судить не по его хорошим качествам, а по тому, как он умеет ими пользоваться.
Ларошфуко

Основным направлением модернизации российского образования является достижение нового, современного качества образования через идею компетентностного подхода.

В условиях преобразований в обществе значительные требования предъявляются к развитию социальной компетентности.

Главные составляющие социальной компетентности, выделенные правительственной стратегией модернизации образования:

  • работа в команде, коммуникативные навыки;
  • стремление к пониманию собственных потребностей, способность принимать свои решения;
  • умение определить собственную роль в обществе;
  • ценностные ориентации;
  • саморегуляция; культура межличностных отношений.

Как же строить уроки, которые будут способствовать формированию социальной компетентности?

Социальная компетентность – это мотивированность, социальная активность, желание жить в обществе.

Поэтому в процессе обучения для формирования социальной компетентности необходимо использовать методические средства:

  • мотивацию учебной деятельности,
  • создание в образовательной деятельности обстановки, вызывающей положительные эмоции,
  • создание ситуации успеха,
  • организацию положительных эмоций в общении «учитель – ученик», «ученик – ученик»,
  • организацию самоанализа обучающимисясобственной деятельности.

Анализ психолого-педагогических исследований позволяетопределить задачи развития социальной компетентности в образовательном процессе:

  • организация работы в парах, группах. Групповая работа способствует социальному созреванию, расширяет возможности освоения новых социальных ролей.
  • для овладения нормами общения предоставление обучающимсявозможности проживания разнообразных ролей;
  • для накопления опыта осознанного выбора систематическое предложение заданий на выбор;
  • проведение различных видов рефлексии.

Задачи можно решать во внеурочное время, на уроке.

К методам обучения, которые способствуют вовлечению обучающихся в активный процесс получения знаний, в процесс их переработки, относятся: работа в группах, учебная дискуссия, игровое моделирование, проектная деятельность, деловые игры, ролевые игры и т.д. Эти формы обучения важны для обучающихся, поскольку позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения, увидеть многомерность задачи и пр.

Структура деловой игры на уроке математики:

  • знакомство с реальной ситуацией;
  • построение её имитационной модели;
  • постановка главной задачи командам;
  • создание игровой проблемной ситуации;
  • определение необходимого теоретического материала;
  • разрешение проблемы;
  • обсуждение и проверка полученных результатов;
  • коррекция;
  • реализация принятого решения;
  • рефлексия;
  • оценка результатов работы.

Специфика ролевой игры характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия обучающихся в моделируемойжизненнойситуации в соответствии с сюжетом игры и распределёнными ролями.

Уроки - ролевые игры можно разделить на три группы:

  • имитационные, которые направлены на имитацию профессионального действия;
  • ситуационные, которые связаны с решением конкретной проблемы;
  • условные, которые посвящены разрешению различных конфликтов и т.д.

Формы проведения ролевых игр:урок - путешествие, урок – суд, дискуссия на основе распределения ролей, пресс-конференция.

Проектная деятельность - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, самостоятельной деятельности обучающихся, которая осуществляется под руководством педагога, направлена на решение творческой, исследовательской, социально значимой проблемы. Проектная деятельность формирует умение работать в коллективе, чувство ответственности за принимаемое решение. Ответственность является основой для развития социальной компетентности.

Примерный перечень критериев оценки проектной деятельности:

  • Обоснование и постановка цели,планирование путей ее достижения.
  • Полнота использованной информации,разнообразие источников.
  • Творческий и аналитический подход к работе.
  • Соответствие требованиям оформления работы.
  • Анализ процесса и результата работы.
  • Качество проведения презентации.

Темы проектов по математике:

  • Числа вокруг нас.
  • Стоимость ремонт собственной квартиры?
  • Математика в борьбе с загрязнением окружающей среды.
  • Как обсчитать бюджет семьи?
  • Грамотный покупатель.
  • Математика в медицине.
  • Статистика не существует без процентов.
  • Приложения определённого интеграла в экономике.
  • Многогранники в архитектуре нашего города.

Средством формирования социальной компетентности обучающихся является и использование мультимедийного оборудования. При использовании информационных технологий на уроках повышается степень усвоения знаний обучающимися, так как при этом задействуются несколько каналов восприятия. Активная работа обучающихся с динамическими интерактивными объектами, игровыми заданиями превращает обычный урок в творческий процесс.

Для развития социальной компетентности существенным моментом является потребность в усилении практического аспекта образования, которая заявлена в концепции школьного стандарта математического образования. Необходимо научить школьников находить, описывать и разрешать с помощью математических моделей жизненные ситуации, уделять больше времени решению практико-ориентированных задач.

Используемыетехнологии формирования социальной компетентности помогают воспитывать человека, умеющего находить гуманистический, ценностно-смысловой аспект образования, самостоятельно творчески мыслящего, умеющего находить и рационально решать проблемы.

Список литературы:

  1. Калинина Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения. – Психологическая наука и образование, 2001, № 4.
  2. Лэнгдон Н. Снейч Ч. С математикой в путь! – М.: Лайда, 1987
  3. Мадер В.В. Математический детектив. – М.: Просвещение, 1992
  4. Манвелов Конструирование современного урока математики. – М.: Просвещение, 2002
  5. Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа «Я» в ситуации перелома. – Вопросы психологии, 1995, № 5.
  6. Минскин Е.М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1982
  7. Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся /Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». – М., 2004
  8. Учурова С. А. Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе. – Известия Уральского государственного университета, 2007, № 50.