Интегрированный урок на тему "Чувашские числовые знаки". 5-й класс

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Получение новых знаний о чувашских числовых знаках.
  • Умение применять комбинированные знания в области математики, краеведения.

Задачи урока:

  • Ввести понятие позиционной системы счисления,
  • Ознакомление с истоками математической культуры чувашей;
  • Ознакомление с чувашскими числовыми знаками и решение задач;
  • Формирование уважительного отношения к истории и культуре чувашского народа
  • Развитие познавательных интересов.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, колонки, экспонаты школьного этнографического музея (налоговые бирки, бердо).

Программное обеспечение: MS PowerPoint ХР.

Дидактический материал: мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Ход урока

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Наш урок посвящен чувашским числовым знакам. Количественные представления людей, формировавшиеся во взаимодействии с условиями жизни, впоследствии, под влиянием практических потребностей развивались и постепенно складывались в науку о числе и счёте.

У чувашей не было письменности, но они с древних времён широко пользовались приемами пиктографии (картинное письмо) и идеографии (иероглифы), имели свои числовые знаки. Чувашские числовые знаки имели некоторое внешнее сходство с римскими, но не совпадали с ними. Вот некоторые из них (внизу поставлено их значение арабскими цифрами):

1 - I

2 - II

3 - III

4 - IIII

5 - /

6 - I/

7 - II/

8 - III/

9 - IIII/

10 - X

20 - XX

100 - img2.gif (181 bytes)

Учитель: Прочитайте числа, которые написаны чувашскими числовыми знаками и запишите их, используя арабские цифры.

1 III  
2 IIX  
3 XXX  
4 /X  
5 X  
6 /  
7 II/X  

Учитель: В чтении чисел возникли трудности. Почему? (Ответы учащихся).

Чувашские числовые знаки.

Принято думать, что чуваши не имели знаков для изображения чисел, не имели цифр. Многие недоумевают, когда слышат о чувашских цифрах. На самом деле у чувашей были свои знаки для чисел, свои цифры, напоминающие римские. Чувашские цифры существенно отличаются от римских, например, 4, 5, 9, 14, 15, 19 и др. Материалом для обметки чисел у чувашей служило дерево, а орудием воспроизведения числового знака - складной нож.

Всем известны чувашские бирки (картсем). На них острым ножом вырезались знаки: I = 1, II = 2, III = 3, IIII = 4, / = 5. Дальнейшие числа изображаются прибавлением первых цифр с левой стороны (но допустимо и справой): I/ = 6, II/ = 7, III/ = 8, IIII/ = 9. Десять у чувашей изображалась как и у римлян, в виде сложенных накрест больших пальцев обеих рук.

Учитель: Вернемся к таблице. Попробуем прочитать ранее непрочитанные числа. (Ответы учащихся).

Учитель: Обратите внимание на следующую таблицу. (Чтение таблицы с комментариями).

Учитель: Используя данные таблицы, решим задачи (раздаточный материал).

Как изображаются чувашскими знаками следующие числа?

1948   2002  
1999   336  
746   511  

Решите примеры и заполните таблицу.

IIII/XXX - II/X =  
IIIX + III/XXX =  
/XXXX - ? = III/X  

Продолжите последовательность чисел:

а) X, XX, XXX, :?

б) I, II, III, :?

Применение числовых знаков чувашами.

Учитель: Где можно увидеть чувашские числовые знаки? (Ответы учащихся).

Учитель: Действительно, знаки применялись плотниками для нумерации венцов сруба, обозначения размеров нитченок и берда. Они наносились на своеобразные счетные документы - земельные брусы, бирки сборщиков хлебных податей и др. В нашем школьном этнографическом музее хранятся следующие экспонаты: налоговые бирки, бердо от ткацкого стана. (Показ экспонатов).

Учитель: Народный музей села Чувашская Сорма хорошо известна далеко за пределами Аликовского района Чувашской Республики. В этом музее хранится тетрадка в зелёном переплёте - податная книга, в которой фиксировалась уплата налогов крестьянами. Чуваши называли её "симес кенеке" (зелёной книгой - по цвету обложки). Первая запись гласит, что 24 февраля 1846 года сборщик податей получил 14 р.78 копеек, в чём и расписался. Особый интерес здесь представляет то, что сумма на следующей строке продублирована условными знаками - чувашскими цифрами. Как же она записана?

Особые знаки денежного счета чувашей
1 копейка - I

10 копеек - Х

1 рубль -

10 рублей -

Ответ:

Задача. Книга стоила XXXXII рубля. Когда Миша и Маша посчитали свои деньги, они обнаружили, что не хватает 15 копеек. Сколько было у них денег?

Ответ: XXIIIIIII.

Рефлексия.

Продолжи фразу:

Сегодня на уроке :

Теперь я знаю :

Мне на уроке :

Подведение итогов.

У народов Поволжья существовали две группы числовых знаков - плотницко-столярные и денежная.

Плотницко-столярные знаки в деревянном строительстве ввиду удобства их нанесения топором практикуются по настоящее время. С распространением грамотности денежная группа была вытеснена и забыта.

Чувашские цифры были громоздки и неудобны, поэтому они были вытеснены из обихода чувашей. В быту они стали пользоваться арабскими цифрами.

7. Домашнее задание.

1. Напишите чувашскими цифрами день рождения родителей.

2. Изобразите древнечувашскими знаками следующие денежные суммы:

17 р. 54 к., 3 р. 47 к.

Список использованной литературы:

  1. Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. Вып. 4. - Чебоксары, 1994.
  2. Енькка Е. Родной край. Учебное пособие для 5 класса. - Чебоксары, 2005.
  3. Мерлина Н. И., Яковлева М. В. Счёт и фольклорные математические задачи чувашей. - Чебоксары, 2004.

Презентация.

Приложение.