Формирование политико-правовых знаний и правовой культуры на уроках истории Древнего мира. 5-й класс

Разделы: История и обществознание


В чести и силе та держава,
Где правит здравый ум и право,
А где дурак стоит у власти,
Там людям горе и несчастье.

Себастьян Брант

Важность правого образования и воспитания велика. Воспитание человека, который соблюдает порядок в обществе, знает права и обязанности свои и других людей, важная задача уроков социально - гуманитарного цикла.

1. "Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа" определяет роль и место уроков обществознания в основной школе.

Экзамен по обществознанию является экзаменом по выбору в 9 классе. Но его выбирают до 50% обучающихся девятиклассников. Поэтому изучение фактического и теоретического обществоведческого материала учителю следует организовать уже с 5 класса и на уроках истории.

Сайт ФИПИ ежегодно публикует материалы для сдающих экзамены в формате ГИА. В 2014 году Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ содержательные блоки и элементы содержания Приложение 1.

Анализируя материалы ГИА - 9 , можно выделить те элементы содержания, которые изучаются на уроках истории уже в 5 классе, наполняются фактическим и теоретическим материалами и дальше в 6-9 классах.

Элементы содержания, проверяемы на ГИА 9 Элементы содержания материалов по истории, изучаемые в 5 классе
5.1 Власть. Роль политики в жизни общества  
5.2 Понятие и признаки государства Складывание единого Древнеегипетского государства
Как было устроено Древнеегипетское государство
Первые государства Междуречья
Вавилон при царе Хаммурапи
Возникновение государства (в Китае)
Появление полисов (в Греции)
Образование Спартанского государства
5.4 Формы государства

государство

Как было устроено Древнеегипетское государство
Устройство Персидского царства
Государственное устройство Спарты
  Государственное устройство Древних Афин
Рождение республики в Риме
Диктатура Цезаря
Правление Августа
5.5 Политический режим. Демократия Государственное устройство Древних Афин
Рождение республики в Риме
5.7 Участие граждан в политической жизни Как было устроено Древнеегипетское государство
Появление полисов (в Греции)
5.8 Выборы, референдум Как выглядел полис
Кто мог быть гражданином полиса
Разделение граждан на разряды
Возрастание роли демоса в управлении Афинами
Реформы Солона
Основные черты афинской демократии
Развитие демократии (в Афинах, в V веке до н.э.)

 

 

Неравенство: богатые и бедные, должники
Первый уход плебеев на Священную гору
Продолжение борьбы плебеев
6. Право

6.1 Право, его роль в жизни общества и государства

Вавилон при царе Хаммурапи
6.2 Норма права. Нормативный правовой акт Законодатель Ликург.
Законы Драконта
Реформы Солона
  Законы XII таблиц.
6.3 Понятие правоотношений  

При изучении истории Древнего мира я использую учебник, авторами которого являются С.В.Колпаков, Н.А.Селунская. Это учебник "История Древнего мира. Москва, Дрофа, 2012 год. Учебник для образовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации". Анализируя материалы учебника, мной были выбраны темы уроков, на которых идет изучение материалов из истории возникновения и развития государства и права. (Приложение 2)

Разработанные мною рабочие листы позволят организовать работу по изучению не только исторического фактического материала, но позволят начать формирование начальных знаний по праву у учащихся 5 классов.

Примеры материалов урока, на которых идёт работа с понятиями из политико - правовой сферы жизни общества

Понятие и признаки государства

Понятие "государство" материал учебника истории не даёт, то по тексту учебника учащиеся могут самостоятельно его сформулировать и определить его признаки.

Государство - особая организация политической власти общества, занимающая определенную территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.

Понятие и признаки государства

Текст учебника стр.21., вопрос к параграфу 5. Каково было устройство Египетского государства? Кто составлял основную массу населения?

После чтения учебника, составления схемы, учитель организует беседу:

  1. Назовите основные группы населения в Древнем Египте?
  2. Назовите их обязанности.
  3. Расскажите, в чем выражалось подчинение одних групп другими.
  4. Какова роль вельмож и писцов.

В Египте было войско. Какие роли оно выполняло в Египте?

Параграф 26. Древние Афины

Где расположено Афинское государство

2. Основные занятия.

3. Государственное устройство Древних Афин.

Демос

Аристократия

Народное собрание Совет знати
   

4. Положение афинских земледельцев (крестьян)

Реформы Солона в Афинах.

Работа с текстом пункта.

Демос -

Требования демоса

Солон - это

Реформа

Вот как Солон пишет о своей деятельности. Объясни, как понял

Мать черная, земля многострадальная.
С которой сбросил я позорные столбы,
Рабыня раньше, а теперь свободная.
На родину, в Афины, в наш прекрасный град,
Вернул я многих на чужбину проданных.
Освободил и здесь на милой родине
Рабов, дрожавших перед волею господ.

Уроки истории в 5 классе, когда интерес детей к изучаемому материалу велик, могут заложить основы правового образования в основной школе. На увлекательном историческом материале учитель может начать формировать понимание политико - правовых понятий. И когда в старших классах начнется систематическое изучение политологии, социологии, правоведения, знания, полученные в 5-6 классе, станут основой правовых знаний и правовой культуры.

16.07.2014