Схема психолого-педагогической коррекционной работы по преодолению агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста

Разделы: Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика


Введение

На сегодняшний день особую тревогу вызывает жестокость и агрессия детей младшего школьного возраста. Повышенное агрессивное поведение детей является одной из наиболее острых проблем педагогов, психологов, родителей и для общества в целом. Число детей с таким поведением, к сожалению не уменьшается. Ухудшение социальных условий жизни детей, проблемы семейного воспитания, недостаточное внимание школы к нервно-психическому состоянию детей, увеличение доли патологических родов - все это является причинами возникновения повышенной агрессии у детей младшего школьного возраста.

Свою долю вносят также средства массовой информации, регулярно пропагандирующие культ насилия. Неоднозначная социальная и экономическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Каждый педагог обязан своевременно выявить и изучить психолого-педагогические причины агрессии ребенка, раскрыть условия, механизмы, средства профилактики и коррекции, уметь своевременно создать условия, обеспечивающие возможность самовыражения и снижения уровня агрессии детей.

Педагогу необходимо знать, что существуют различные виды и формы агрессии: физическая, вербальная, косвенная, открытая, скрытая, прямая. И причинами проявлений агрессивных состояний могут быть такие личностные особенности как: фрустрированность, чувство вины, недостаточно развитые коммуникативные навыки, стремление к доминированию. Наличие агрессивных форм поведения влияет на развитие ребенка, препятствует адаптивным возможностям личности. Степень выраженности детской агрессии зависит от таких социальных факторов, как особенности детско-родительских отношений, характера межличностных взаимодействий ребенка со сверстниками, уровень усвоения тендерных ролей.

В связи с сегодняшней ситуацией назрела необходимость в проведении комплексной коррекционной работы педагогов с детьми. Несмотря на то, что генетические факторы имеют большое значение и могут в немалой степени сказаться на воспитании, общение взрослых с детьми с самого раннего возраста играет важную роль в становлении типа поведения ребенка, который они усваивают впоследствии. Таким образом, биологические основы агрессии, действуют только в контексте социального окружения. Понять природу агрессии можно только в том случае, если педагог будет учитывать как биологические, так и социальные факторы. Учет этих факторов, видов и форм агрессии даст возможность целенаправленно воздействовать на поведение детей, у которых прослеживается тенденция к агрессии.

Диагностическое исследование агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

Успешная профилактическая работа по предупреждению детской агрессии невозможна без объективной диагностики различных проявлений агрессивности и предрасположенности к развитию агрессивного поведения.

Агрессивные дети младшего школьного возраста часто теряют контроль над собой; спорят и ругаются с детьми и взрослыми; намеренно раздражают взрослых и отказываются выполнять их просьбы; винят других в своем “неправильном” поведении и ошибках; завистливы и мнительны; часто прибегают к дракам; постоянно или длительно подавленны; раздражены и озлобленны; жестоки с животными; стремятся оскорбить, унизить; эгоцентричны; эмоционально черствы и т.д.

Если реакции неадекватны, то с большей долей вероятности можно утверждать, что агрессивное состояние имеет место. Для того чтобы убедиться в агрессивном состоянии ребенка, его намерении, скрытом побуждении, агрессивной фантазии, можно использовать специальные тесты, сочинения на заданную тему, беседы с учениками.

Например, можно использовать диагностическую методику-сочинение на заданную тему.

Целью данной методики является выяснение самооценки самим ребенком, то есть, как оценивает себя ребёнок, какие свои качества он считает самыми важными и хочет о них сказать всем детям.

Детям раздаются листочки бумаги, ручки.

Реализация: Попросить детей дописать предложение “Я. . .”.

Пусть напишут, что захотят. Обычно пишут то, что является главной частью их “Я-концепции”, например: “Я люблю животных”, “Я помогаю своей маме”.

Ответы изучаются, делаются выводы. Устанавливаются дети, требующие повышенного внимания и коррекции поведения.

Можно использовать тест - “Узнай себя”. Данный тест позволяет составить представление об агрессивных наклонностях учеников.

Реализация: Детям предлагается тест и определяется время на его заполнение (не более 2 минут).

Тест: Говорят, что ты:

    1. Нарушаешь школьные правила.
    2. Любишь смеяться над другими.
    3. Можешь ударить товарища.
    4. Любишь драться.
    5. Ругаешься плохими словами.
    6. Не имеешь друзей.
    7. Можешь сломать дерево.
    8. Обзываешь детей.
    9. Бьешь свою кошку, собаку.
    10. Говоришь одно, а делаешь другое.

Обработка результатов: 8-10 ответов “да” - у ребенка могут быть агрессивные наклонности. 6-8 положительных ответов – агрессивные наклонности проявляются умеренно, 4-6 слабо.

После получения результатов, а впоследствии выявления из общей массы учащихся детей с наклонностями к агрессии учителю необходимо составить план воспитательно-коррекционной работы.

Однако необходимо помнить, что искоренить агрессивность полностью невозможно, да и не нужно, речь идет о необходимости контролировать её проявления. Надо научить ребенка следить за своими эмоциями и выражать их в формах, приемлемых в обществе.

Система психолого-педагогической коррекционной работы по преодолению агрессивного поведения у детей

При работе с агрессивным ребенком учителю важно с уважением относиться к его внутренним проблемам. Агрессивным детям необходимо положительное внимание со стороны взрослого к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, и с которыми самостоятельно они не в состоянии справиться. За агрессивным поведением, как правило, прячется боль, разочарование, отверженность. Без принятия личности ребенка и без положительного внимания со стороны педагога вся называется “ Снежная баба”.

Из этого упражнения можно сделать небольшую игру. Дети катают по полу воображаемые комья снега, далее дети ее изображают.

Итак, “слепили дети во дворе снежную бабу (просим ребенка изобразить снежную бабу). Есть у нее голова, туловище, две руки, две ноги... Ночью подул коррекционная работа будет обречена на неудачу.

Также педагогу важно при работе с агрессивными детьми занять безоценочную позицию: не делать оценочных замечаний типа “нехорошо так говорить”, “нельзя так себя вести” и т. п., поскольку такие замечания не способствуют установлению контакта с ребенком.

В процессе коррекционной работы учитель может использовать: ролевые игры; беседы с детьми; игротерапию; коррекционные упражнения; релакционные упражнения.

Диагностическое исследование уровня агрессии ребенка, позволяет педагогу определить направления коррекционной работы. Первое направление должно быть направлено на снижение уровня личностной тревожности; второе – на развитие эмпатии; третье – на развитие позитивной самооценки; четвертое – на умение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом; пятое - на обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации; заключительное шестое направление коррекционной работы должно быть посвящено работе с родителями.

Коррекционная работа по первому направлению направлена на снижение уровня личностной тревожности ребенка.

У детей с агрессивным поведением слабо развит контроль над своими эмоциями, поэтому важно в коррекционной работе снизить уровень личностной тревожности, сформировать навыки контроля и управления собственным гневом. Работая по данному направлению, педагог может предложить детям релакционные мышечные упражнения. Одно, из которых, холодный ветер, и стала наша баба замерзать. Сначала у нее замерзла голова (дети напрягают голову, шею), потом плечи (дети напрягают плечи), затем туловище (дети напрягают туловище). А ветер дует все сильнее, хочет разрушить снежную бабу. Уперлась снежная баба своими ножками (дети напрягают ноги), не удалось ветру разрушить снежную бабу. Улетел ветер, выглянуло солнышко и начала наша баба таять. Сначала начала таять голова (дети свободно опускают голову), затем плечи (дети свободно опускают плечи), потом руки (дети мягко опускают руки), туловище (дети мягко оседают на пол). Дети сначала садятся, а затем ложатся на пол.

Далее можно использовать упражнение “Сдвинь камень”.

Учитель просит лечь детей на спину и представить, что возле правой ноги лежит огромный, тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее. (8-12сек.)

Затем нога возвращается в исходное положение; “нога теплая…, мягкая…, отдыхает...”. Затем то - же самое проделывается с другой ногой.

Для более эффективной коррекционной работы дополнительно можно использовать свободные движения под музыку.

Коррекционная работа по второму направлению предполагает работу по формированию осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитию эмпатии.

В семьях агрессивных детей, как правило, игнорируется внутренний мир ребенка. Тем самым у детей формируется нечувствительность к эмоциональному состоянию других людей. Также у них отмечается слабое осознание собственных эмоций, за исключением гнева, и отсутствие вины в случае, если ими невольно или намеренно была причинена боль (физическая или моральная) другому человеку (или животному). Развитие эмпатии, а также осознание собственного эмоционального мира и чувств других людей является важнейшей составляющей в комплексной коррекционной работе с агрессивными детьми.

Одной из форм такой работы предлагается провезти занятия под условным названием “Работа с фотографиями”.

Для работы необходим набор фотографий с изображением людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях, можно попросить детей принести фотографии из дома.

Детям предлагается рассмотреть фотографию и определить, в каком эмоциональном состоянии находится человек, изображенный на данной фотографии. Далее можно попросить детей придумать историю, которая произошла с этим человеком, позволяющую понять причины данного эмоционального состояния, отображенного на фотографии. В конце необходимо обсудить с детьми, испытывали ли они сами подобные чувства, и если да, то при каких обстоятельствах. Закончить занятие можно рисунком па обсуждаемую тему.

В работе по второму направлению, можно предложить детям послушать рассказы с целью подведения учащихся к тому, что непонимание людьми чувств друг друга может быть причиной конфликтов.

Примерные тексты рассказов: “Миша рос очень высоким и добрым мальчиком, но, к сожалению, он часто трусил. И вот пришло время идти в школу. Не хотел идти Миша в школу, боялся, что ребята обижать его будут. И может быть, поэтому, когда он вошел первый раз в класс, показалось ему, что ребята как-то странно на него смотрят, и сейчас бить будут. Сжал он кулаки, приготовился обороняться. А ребята видят: вошел высоченный мальчишка со сжатыми кулаками, драться хочет. Собрались они все вместе и отлупили Мишу”.

После чтения рассказа детям предлагается подумать, что чувствовали в этой ситуации Миша и что ребята, почему произошла ссора, и как ее можно было избежать. Учителю необходимо обратить внимание на то, как легко ошибиться в определении состояния другого человека.

“Оставшись как-то раз одна дома, Маша решила помочь маме помыть посуду и нечаянно разбила мамину любимую чашку. Очень ей стало стыдно и маму жалко, расстроилась Маша, забилась в уголок между диваном и шкафом. Пришла мама, увидела разбитую чашку, стала искать Машу, раскричалась: "Ни стыда у тебя, ни совести, Маша! Мало того, что чашку разбила, так еще и прячешься, уходишь от ответа". Расплакалась тут Маша. А мама еще больше рассердилась: "Ах, так ты еще плачешь, еще себя жалеешь?!"”

Здесь детям предлагаются задания: найти ошибки мамы и Маши в понимании друг друга; подумать, как им лучше было бы поступить в этой ситуации; придумать хорошее окончание к этому рассказу.

Работая по третьему направлению, над коррекцией заниженной самооценки детей, можно предложить детям упражнение “Хвасталки”.

Для работы понадобится : лист бумаги для рисования, фломастеры.

Ход упражнения:

Раздаем детям бумагу, фломастеры и просим вспомнить три своих поступка или подумать о трех своих качествах, которыми он гордится. Затем просим детей поделить лист на три части и представить эти качества (поступки) в виде небольших рисунков. После того как рисунки выполнены, ребенку предлагается рассказать о своих поступках. Необходимо активно хвалить его.

В содействии повышения самооценки детей предлагается использовать упражнение “Передаю взглядом”. Учитель должен быть ведущим. Ведущему нужно задумать качество, которое нравится в ребенке. Затем внимательно смотрим ребенку в глаза, “передавая это чувство” (при этом очень важен контакт глаз). Ребенок должен догадаться, какое качество задумано.

Также с целью содействия повышения самооценки детей может способствовать игра “Скульптура моих хороших качеств”, в которой ребенок должен вспомнить свои хорошие качества и подобрать к каждому пластилин определенного цвета. Затем определить свое главное хорошее качество. После этого он добавляет в скульптуру все другие свои качества.

Следующим упражнением на развитие позитивной самооценки может быть

“ Копилка хороших поступков”. Это упражнение желательно проводить в конце недели. Цель упражнения – вспомнить положительные поступки и достижения, которые они совершили в течение недели. После записи своих положительных поступков, ребятам предлагается похвалить себя одним спокойным предложением за все три события. Например: “Марина, здорово, что ты это сделала!” или “У меня это действительно хорошо получилось!”. Учащиеся должны записать эти хвалебные предложения на свой лист с хорошими поступками цветными фломастерами.

Следующие направление коррекционной работы должно быть направлено на обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом.

Формируя у детей умение, владеть своим поведением, необходимо научить детей выражать свой гнев приемлемыми способами во внешнем плане. Перед началом занятий, проводится с детьми беседа, на которой они пытаются понять, что такое гнев и нужно ли его скрывать, как можно его выражать.

Необходимо так выстроить беседу с детьми, чтобы они выявили наиболее приемлемые способы проявления агрессивного поведения: можно комкать и рвать бумагу; бить подушку или боксерскую грушу; топать ногами; громко кричать, используя “стаканчик” для криков, сделанный из ватмана; пинать ногой подушку или консервную банку; написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить в урну; втирать пластилин в картонку или бумагу; использовать водяной пистолет, надувные дубинки.

Для того чтобы коррекционная работа по отреагированию гнева была эффективной можно предложить использовать такую методику как: Пластическое изображение гнева, отреагирование гнева через движение”.

1. Просим детей встать в произвольную позу, затем просим подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает у них наибольшее чувство гнева.

2. Просим сосредоточиться на своих ощущениях и отметить, в каких частях (части) тела они наиболее сильные.

3. Затем предлагаем встать и начать совершать движения таким образом, чтобы максимально выразить те чувства (негативные ощущения), которые испытывают. Причем побудительный импульс движения должен исходить из той части тела, где негативные чувства (ощущения) наиболее сильные. При этом не нужно контролировать свои движения, важно выразить свои чувства.

4. На последнем этапе выполнения упражнения необходимо обсудить с детьми:

- легко ли им было выполнить упражнение;

- в чем они испытывали затруднение;

- что они чувствовали во время выполнения упражнения;

- изменилось ли их состояние после выполнения упражнения.

Пятое направление включает в себя коррекционную работу по обучению ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации.

Агрессивные дети в силу своих характерологических особенностей обладают достаточно ограниченным набором поведенческих реакций на проблемную ситуацию. Как правило, в проблемной ситуации они придерживаются силовых моделей поведения, которые, с их точки зрения, носят оборонительный характер. Целью данного коррекционного направления работы - научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, помочь ребенку сформировать навыки конструктивного поведения, тем самым расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации.

Благотворное воздействие на поведение детей может иметь “Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации”.

Детям предлагается придумать как можно больше различных вариантов поведения, возможных ситуаций, изображенных на картинке, а также придумать небольшую историю-продолжение к картинке в зависимости от выбранного поведения. В данном упражнении преследуются две цели - дать возможность агрессивному ребенку увидеть различные варианты поведения (через рассказы других детей), а также проследить последствия того или иного выбранного поведения.

В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка, поскольку психологический фон взаимоотношений в семье носит, в основном, негативный характер и во многом провоцирует ребенка на агрессивное поведение. Родители агрессивных детей нуждаются в положительном опыте общения со своими детьми, им не хватает навыков конструктивного, бесконфликтного взаимодействия с детьми и друг с другом. Развитие подобных навыков и обучение конкретным приемам конструктивного общения может быть основным содержанием работы педагога с родителями ребенка.

Основными формами взаимодействия с родителями являются:

- консультации;

-индивидуальные беседы;

- семинары – практикумы;

- родительские собрания.

На этих занятиях даются советы родителям как, посредством чего можно преодолеть приступы гнева и агрессии у детей, каких правил нужно придерживаться в общении и воспитании.

В воспитании агрессивных детей от родителей требуется много понимания, спокойствия и выдержки. Поэтому родителям необходимо помогать находить способы адекватного реагирования на проявление детской раздражительности.

Заключение

Представленные способы диагностики и психолого-педагогические коррекционные методики способствуют снижению искажений эмоционального реагирования у детей; формированию адекватных стереотипов поведения, не приводящих к агрессивным проявлениям; обучают положительному эмоциональному реагированию и навыкам взаимодействия; обеспечивают умение переносить достигнутые ребенком достижения в практику реальных жизненных отношений.

Литература

1. Ениколопов С.Н. Дети и психология агрессии // Школа здоровья, 1995. -Т.2. -№3. -С. 35-49.

2. Ильина И.Ю. Аффективное поведение и его коррекция в младшем школьном возрасте: Дис. канд. псих. наук. - М., 1996. - 161 с.

3. Кемпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. - СПб., 1997. - 200с.

4. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПБ 2002 г. – 160 с.

5. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. 2005 г.