О системе непрерывного образования в условиях ДОУ

Разделы: Администрирование школы


Дошкольное образование согласно новому закону «Об образовании в Российской Федерации» является первым звеном в системе единого образовательного пространства, обеспечивающего формирование здоровой, развитой личности ребенка, любознательного, овладевшего предпосылками учебной деятельности.

Кроме этого, за многолетнюю историю дошкольного образования принят федеральный государственный образовательный стандарт, предполагающий реализацию одной из целей - повышение социального статуса дошкольного образования, в центре которого стоит личность современного педагога.

Сегодня педагог детского сада должен быть подготовлен не только профессионально к исполнению своих обновлённых функциональных обязанностей, но и готов психологически и мотивирован на новый качественный результат собственной деятельности.

Следует отметить, что изменение парадигмы педагогического образования означает не только переориентацию базового профессионального образования с педагогического на психолого-педагогическое, но и необходимость непрерывного повышения квалификации педагогов в процессе профессиональной деятельности. Это предполагает непрекращающееся обучение, ориентированное на развитие самих педагогов, овладение развивающими технологиями, которые позволят учитывать возрастные особенности и всестороннее раскрывать интеллектуальный и личностный потенциал воспитанников.

Собственные исследования показали разный уровень мотивации наших педагогов на профессиональную переподготовку и освоение современных образовательных технологий, что объясняется ежегодным обновлением коллектива не только молодыми педагогами, но и педагогами, не имеющими базовое дошкольное образование.

Условия экономической неопределённости на протяжении ряда лет, связанные с невысокой заработной платой при занятости на одну ставку, невозможность удовлетворить насущные потребности человека в избранной профессиональной деятельности привели к печальной ситуации в дошкольном образовании. В частности, факультеты дошкольного воспитания в ВУЗах до сих пор не пользуются популярностью среди абитуриентов. Этот факт свидетельствует о том, что студенты дошкольных отделений изначально зачастую имеют недостаточный уровень среднего (полного) общего образования, а также элементарный уровень личностного развития: несформированное профессиональное самосознание, отсутствие мотивации к труду и т.д.

Являясь базовым учреждением на протяжении более трёх десятилетий для прохождения практики студентов педагогических ВУЗов и ССУЗов, мы убеждаемся, что профессия воспитателя, к нашему сожалению, действительно не привлекательна.

В нашей ДОО, как и во многих других, отмечается текучесть кадров: ежегодно педагогический состав обновляется, причём с дошкольным образованием приходят 1-2 %. Основным мотивом устройства на работу педагогов является возможность обеспечить ребенка местом в детском саду. Отработав положенные год-два, данная категория педагогов уходят из детского сада, да и молодых специалистов не привлекает оплата труда в комплексе с требованиями к выполнению функциональных обязанностей, предъявляемых как со стороны администрации, так и со стороны родителей с «повышенными» требованиями.

Практически с первых дней существования детского сада вопрос профессиональной компетенции педагогов был в центре нашего внимания и на данный момент сложилась определённая система профессионального развития педагогов через непрерывное образование. Профессиональное развитие нами понимается как рост, становление профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений.

В связи с этим, создание системы непрерывного образования внутри учреждения представляется для нас весьма важной и базовой задачей. Мы пришли к выводу, что педагоги, занимаясь своим саморазвитием, вкладывая значительные средства в собственные достижения, актуализируя личностные ресурсы, начинают ценить свою профессию, себя в профессии, обретают смысл профессионального развития и роста. А это возможно при наличии высокой мотивации у педагогов.

Нами учитывался тот факт, что непрерывное образование не является дополнением к основному образованию. Скорее наоборот, все формы основного образования, дополнительного образования, повышения квалификации, переподготовки, самообразования и иных видов обучения - вся эта совокупность включена в состав непрерывного образования и образования через всю жизнь.

Непрерывное образование нужно не только тем, кто учится, но и тем, кто учит. Характерная для нашего времени тенденция учиться в течение всей жизни актуальна для профессии педагога. Необходимость непрерывного образования педагогов диктуется, прежде всего, непрекращающимся развитием самого общества, постоянным обновлением учебных планов и программ, совершенствованием технических средств обучения, изданием новых методических пособий, появлением новых педагогических и информационных технологий, способствующих повышению профессиональной компетентности педагога, возрастающими темпами роста научной информации.

На сегодня обеспеченность педагогическими кадрами в нашей организации составляет 94% (1 педагог-совместитель), из них: 70% - с высшим образованием, из них с педагогическим - 2%, с дошкольным - 44%, 1 педагог-кандидат психологических наук, 3 педагога закончили магистратуру, 4 обучаются в ВУЗе, 7 имеют правительственные награды, 60 % аттестованы, 5 молодых специалистов, средний возраст педагогов - 38 лет, 4 - пенсионного возраста, средний стаж работы - 12 лет.

В основе создания системы непрерывного образования педагогов мы учитывали следующие факторы:

  • инновационное содержание методической службы ДОО;
  • статус базового учреждения для прохождения практики студентами педагогических ВУЗов и педагогического колледжа;
  • работа ДОО в режиме развития;
  • статус организации как центра развития ребёнка с 2004 г;
  • наличие командного духа за счёт высококвалифицированных и мобильных педагогов;
  • позитивный имидж учреждения в сфере образовательных услуг через активное участие в научно-практических конференциях, образовательных форумах, профессиональных конкурсах, фестивалях, методических объединениях;
  • мотивационная готовность большей части педагогов к самосовершенствованию;
  • статус педагогической площадки при ИРО в рамках ФЦПРО и экспериментальной площадки при ВСГАО;
  • техническое оснащение современными информационными ресурсами;
  • стопроцентное овладение педагогами ИКТ-технологиями;
  • создание ИТР – индивидуальных траекторий развития для педагогов.

    Нами были определены и основные проблемы, негативно влияющие на реализацию идеи непрерывного образования:

  • текучесть педагогических кадров;
  • старение педагогических кадров;
  • уменьшение количества педагогов с педагогическим образованием, в том числе дошкольным;
  • недостаточная теоретическая подготовка педагогов в области вопросов психологии;
  • отсутствие мотивации у части коллектива к творческому труду.

    Система работы по реализации идеи непрерывного образования включает в себя как традиционные, так и альтернативные формы повышения квалификации:

  • аттестация;
  • самообразование;
  • курсы повышения квалификации при ИПКРО, ВСГАО, ИРО, ЦИМПО;
  • дистанционные курсы повышения квалификации при МГУ ПУ «Первое сентября»;
  • методические объединения педагогов по направлениям;
  • методические мероприятия ДОО (педсоветы, малые педсоветы, педкурьеры, «Школа совершенствования профессионализма», семинары-практикумы, конкурсы, работа в творческих микрогруппах, мастер-классы, авторские дни);
  • участие в профессиональных конкурсах и фестивалях различного уровня;
  • заочное обучение в ВУЗе;
  • участие в образовательных форумах;
  • заочные семинары в ДОУ;
  • авторские и проблемные семинары;
  • участие в научно-практических конференциях;
  • обобщение и распространение ППО;
  • обучение в магистратуре при ИГУ, ВСГАО, ИГЛУ, БГУЭП.

    Каждым педагогом ежегодно определяются темы самообразования в соответствии с углублённой работой по какому-либо направлению, что характеризует разносторонний характер их профессиональных интересов, используя при этом как методическую литературу, периодическую печать, так и интернет-источники.

    Одной из эффективных форм освоения профессионального мастерства педагогов является организация работы Совета наставников в соответствии с планом работы (таблица №1)

    Таблица №1

    План работы совета наставников


    п\п

    Формы работы Срок,
    ответственный

    1.

    Оформление выставки в методическом кабинете «В помощь молодому специалисту».

    Сентябрь

    ст. воспитатель

    2.

    Консультация «Работа педагогов по совершенствованию профессионализма»

    Сентябрь

    член Совета наставников

    3.

    Индивидуальная работа с педагогами по изучению профессиональных интересов и возможностей:

    - Анкетирование «Для начинающих педагогов»

    - Беседы «Кем я вижу себя в будущем»

    - Наблюдения в период адаптации за деятельностью молодых специалистов

    Сентябрь-май

    Члены

    Совета наставников

    ст. воспитатель

    4.

    «Неделя Наставничества» - открытые мероприятия для молодых специалистов:

    утренняя гимнастика, прогулка, театрализованная деятельность;

    оздоровительные мероприятия из программы «Ручеёк здоровья»;

    игровая деятельность;

    совместная деятельность по сенсорному развитию

    Октябрь

    Совета наставников

    5.

    Тренинги с педагогом-психологом:

    «Познание другого через познание себя» (включение молодых специалистов в педагогический коллектив);

    «Практикум общения педагогов с родителями»;

    «Тренинг личностного роста»

    Сентябрь-май

    Педагог-психолог

    6.

    Методические дни для молодых специалистов:

    теоретические основы работы с детьми дошкольного возраста;

    экскурсия по библиотеке методической литературы;

    модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком в ДОУ;

    мастер-класс «Активные методы и приемы работы с детьми»;

    деловая игра «Искусство общения»;

    консультация «Мальчики и девочки в детском саду»

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Совет наставников

    7.

    Обсуждение открытых мероприятий совместно с молодыми специалистами Январь

    Педагоги-наставники

    8.

    Индивидуальные консультации по запросам молодых специалистов:

    планирование работы;

    составление перспективного плана;

    особенности взаимодействия с семьями воспитанников;

    ·стиль взаимодействия с детьми разного возраста.

    Совет наставников

    По заявкам педагогов, по потребностям

    9.

    Просмотр и анализ режимных моментов, занятий молодых специалистов

    Февраль-март

    Педагоги-наставники

    10.

    «Наши достижения» - самопрезентация результатов работы по теме самообразования.

    Апрель

    Молодые специалисты

    11.

    Создание копилки лучших сценариев досугов, развлечений, занятий, интересных приёмов.

    Апрель

    Молодые специалисты

    12.

    Оформление портфолио

    Май

    Молодые специалисты

    Совет наставников помогает осуществлять преемственность в работе педагогов разных поколений, создавая условия для профессионального роста начинающим работникам. Это ценный опыт сопровождения введения в профессию молодых воспитателей, в котором предусмотрена передача знаний, разбор неординарных профессиональных ситуаций, решение задач, стоящих перед педагогами с помощью «коллективного разума» и др. Это - двусторонне движение навстречу друг к другу между опытом и юной смелостью, желанием быть успешным профессионалом.

    Занятия не только предусматривают практико-ориентированное обучение через активные формы восприятия материала: мультимедийные и видео лекции, практикумы, проекты, слайд-презентации, мозговая атака, рефлексивные тренинги.

    Особая роль отводится нами организации работы методической службы в ДОО.

    Методический кабинет является творческой лабораторией и центром развития для всего педагогического коллектива, его работа построена в соответствии ФГОС ДО и реализуются в таких направлениях работы: совершенствование развивающей среды методического кабинета, пополнение наглядно-дидактическим и методическим материалом, формирование, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, письменные консультации и информации по разным темам, выставки к педсоветам, семинарам-практикумам, педкурьерам, «ШСП» и т.д., индивидуальные консультации по совершенствованию навыков работы на компьютере, мультимедийном проекторе, ноутбуке, планшетнике, сканере, цифровом фотоаппарате, брошюровщике, ламинаторе и освоению навыков работы на интерактивной доске (по заявкам педагогов).

    Профессиональная компетентность позволяет нашим педагогам ежегодно принимать участие в научно-практических конференциях разного уровня, включая международный, по итогам которых печатаются статьи в сборниках и научно-методических журналах, так, за период с 2008 г. опубликовано 126 статей.

    Эффективность профессионального мастерства выражена в одиннадцати авторских программ и методических пособий, разработанными нашими педагогами, которые утверждены научно-методическим советом ЦИМПО ДО КСПК.

    ДОУ имеет статус экспериментальных площадок муниципального, регионального и федерального уровней с привлечением к инновационной деятельности опытных и молодых педагогов.

    Говоря об активности и целеустремлённости наших педагогов, следует подчеркнуть факт наличия мотивации к организации дополнительного образования, в том числе к оказанию платных образовательных услуг, что способствует не только удовлетворению запросов родителей как социальных заказчиков, повышению качества работы с детьми, но и возможности улучшения личного материального благополучия.

    В ДОО высококвалифицированные опытные педагоги, имеющие стабильные результаты работы, ответственные и самостоятельные в решении поставленных задач работают на доверии и самоконтроле и в соответствии с Положением о педагогах, работающих на доверии, в конце учебного года предоставляют на Методическом совете анализ работы. Как показала практика, мотивирующим стимулом является получаемый ими сертификат доверия, подкреплённый пятью баллами ежемесячных стимулирующих выплат.

    Участие педагогов в профессиональных объединениях ДОО также направлено на саморазвитие, совершенствование педагогического мастерства, приобретение навыков и умений, а также формирование собственного опыта реализации инновационных идей.

    Таким образом, мы видим, что весьма разнообразные формы и методы работы детского сада по созданию системы непрерывного образования позволяют нам не только не снижать уровень оказания образовательных услуг, но и идти вперед в профессиональном и личностном росте, соответствовать современным требованиям, которые предъявляет общество к дошкольным образовательным организациям. Все это нам необходимо для создания имиджа позитивного, конкурентоспособного, высоко культурно детского сада, востребованного в своем микрорайоне и городе.