Урок информатики по теме "Решение задач в программной среде КуМир"

Разделы: Информатика


Время реализации урока: 45 минут

Класс: 9

Тип урока – урок обобщения.

Вид урока: комбинированный

Структура урока – традиционная с элементами проблемной технологии.

Формы учебной работы учащихся: фронтальная, групповая работа, индивидуальная работа за компьютером

Методы: словесные, наглядные, практические

Цели урока:

Предметные:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о понятии исполнитель, СКИ
  • Отработать навыки составления и выполнения простых программ в программной среде КуМир
  • Обеспечить усвоение учащимися основных алгоритмических конструкций

Метапредметные:

  • Развивать логическое и алгоритмическое мышление
  • Развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций.
  • В процессе обучения, кроме привычных предметных учебных действий, формирую следующие блоки Универсальные Учебные Действия:

Личностные:

  • Воспитание ответственности за выполняемую работу
  • Воспитывать умение слушать других и принимать совместное решение

Оборудование урока: Компьютерный класс с установленной на каждом компьютере учащегося программой КуМир, мультимедийный проектор, интерактивная доска,.

Дидактическое обеспечение урока: Карточки с заданием, презентация для интерактивной доски, папка с заданием на рабочем столе компьютеров для работы обучающихся, ссылка на ментальную карту,

Список литературы:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008. – 295 с. : илл.

Интернет – ресурсы

  • Ментальная карта. URL: http://sorvin.ru/=43w
  • Материалы для видеофильма. URL:
  • http://sorvin.ru/=43x
  • http://sorvin.ru/=43y
  • http://sorvin.ru/=43z
  • http://sorvin.ru/=440
  • http://sorvin.ru/=441
  • http://sorvin.ru/=442

План урока

  1. Организационный момент.– 1 мин.
  2. Актуализация опорных знаний –10 мин.
  3. Учебный фильм – 5 мин.
  4. Распределение на группы и инструктаж – 5 мин
  5. Практическая работа –12 мин.
  6. Физкультминутка – 1 мин
  7. Промежуточные итоги. 5 мин
  8. Презентация решения задачи.– 6 мин.
  9. Подведение итога, рефлексия. – 5 мин.

Ход урока

1 . Организационный момент

Приветствует учеников, проверяет присутствующих.

2. Актуализация опорных знаний.

Посмотрите, пжл, на доску и скажите, как вы думаете, в какой программной среде мы будем работать?

Какие исполнители будут нам помогать?

Подсказка спрятана на слайде 3, инструмент ластик позволит отобразить информацию

 

Скажите, пжл, о чем нужно помнить, составляя программу для любого исполнителя?

Напомните мне, какая Система Команд у каждого из перечисленных исполнителей?

А есть ли у данных исполнителей применение в жизни?

Потребуются ли вам навыки составления программ для исполнителей??

Существуют такие профессии, в которых необходимы умения составлять программы для исполнителей.

3. Учебный видеофильм

Как вы поняли из фильма, на май месяц этого года в нашем регионе планируется запуск горно-обогатительного комбината. Для работы на ГОКе требуются высококвалифицированные специалисты по следующим специальностям: горнопроходчик, изыскатель, обогатитель.

4. Распределение на группы и инструктаж

Давайте посмотрим примеры задач, которые решают данные специалисты.

Задача. Проложить маршрут движения самоходных машин внутри горы для бурения шахты.

Т.о. человек может не подвергать свою жизнь опасности, а написать программу самоходной машине.

ЗадачаПроложить дорогу для вывоза апатитонефелиновой руды, не затрагивая Природной зоны «Хибины».

Маркшейдеры установили контрольные точки, через которые пройдет дорога, задача изыскателей привязать этот проект к рельефу местности.

Задача. Смонтировать дробильно – сортировочный комплекс. На схеме обозначены соответственно: дробление, флотация, фильтрация и сушка – все этапы получения апатитонефелинового концентрата. Задача обогатителя создать автомат, на котором будут последовательно выполняться все обозначенные операции.

Вы уже в 9 классе. Пришло время задуматься о выборе будущей профессии. Предлагаю вам попробовать свои силы в одной из профессий. Для этого необходимо разбиться на три бригады, назначить бригадира.

* На столе при входе в класс, учащимся предлагалось выбрать бейдж (картинки разные, но различия сразу не видны, так как бейджи выполнены в едином стиле). [Приложение1]

Распределяют обязанности в группе:

  • выбирают бригадира
  • назначают ответственных за публикацию результатов решения задачи в сети
  • назначают ответственных за проведение защиты проекта, заполнить и сдать табели учета рабочего времени своей бригады. [Приложение2]

5. Практическая работа

За 12-15 минут нужно решить задачу, приготовиться к ее защите по следующим вопросам:

  • какого исполнителя необходимо использовать при решении,
  • перечислите СКИ,
  • основные алгоритмические структуры, которые применяли при решении.

Ответы на вопросы оформить в картах памяти (ссылка указана в путевом листе и лежит в электронном варианте на компьютерах учащихся), перечислить основные этапы и необходимые умения для решения.

6. Физкультминутка

Внимание, внимание, говорит цеховой врач.… Всем бригадирам срочно провести у своих подчиненных производственную гимнастику. Комплекс упражнений вы найдете на стенде в уголке здоровья. Спасибо.

7. Промежуточные итоги.

Публикуют ментальную карту

Публикуют результаты решения задачи в сети

Готовятся к презентации решения задачи

Обсуждают, готовятся к выступлению и продумывают возможные вопросы и ответы

8. Презентация решения задачи

Презентуют работу в группе

Оценивают работы каждого члена команды

9. Подведение итога, рефлексия

Итак, ребята, наше занятие подходит к концу. Мы с Вами узнали новую информацию о молодом перспективном предприятии и даже попробовали свои силы в некоторых специальностях, где могут применяться исполнители. Я желаю вам выбрать достойную профессию и быть востребованными на нашей Кольской земле!

Таблица с ходом урока.

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6 (видеофайл удален ввиду превышающих допустимые пределы размеров и дублирования приложением 7)

Приложение 7