Урок по теме "Воды суши. Подземные воды"

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель урока: на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению: создать условия для формирования у учащихся представления о происхождении, видах и значении подземных вод.

Задачи:

  1. Предметные результаты:формирование умения давать определение «подземные воды», уметь называть причины формирования подземных вод, называть особенности разных типов подземных вод, называть и показывать на карте территории распространения гейзеров, называть отрасли хозяйственной деятельности человека, в которой используются подземные воды.
  2. Метапредметные результаты:Формирование умения сравнивать грунтовые, подземные и артезианские воды, выявлять и объяснять особенности пространственного распространения термальных вод и гейзеров. Находить информацию в разных источниках знаний (схема, текст, видеофрагмент, презентация). Продолжить формирование других познавательных (умения формулировать проблему, строить высказывание), коммуникативных (постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли, управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества) и регулятивных (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка)универсальных учебных действий.
  3. Личностные результаты: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Оборудование: презентация, физическая карта материков и океанов, раздаточный материал (контурная карта мира, лист для ответов, схемы «Подземные воды», «Артезианские воды», «Гидросфера» с заданиями), видеоролик «Кроноцкий заповедник».

Тип урока: урок новых знаний.

Ход урока 

Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Актуализация знаний. (о составе гидросферы Земли, о происхождении воды на суше, о взаимозависимости всех частей гидросферы)

Провести инструктаж по работе на листах ответов.

Слайд 1. Схема «Гидросфера» продублирована раздаточным материалом. Прокомментировать задание.

Слайд 2. Проверяем.

Слайд 3. Вспомним, откуда вода берется на суше?

Нужно выделить мысль о взаимосвязи всех объектов гидросферы через круговорот воды в природе.

Рассмотреть листы для ответов

– Самостоятельная работа в парах. Выполняют задание на дидактических картах (заполнить пропуски в схеме «Гидросфера»). Заслушиваем одну пару. При необходимости дополняем, исправляем.

– Совместная проверка.

– Обдумываем иллюстрацию, отвечаем по желанию.

(океан – испарение – атмосфера – перенос на сушу – осадки: круговорот воды в природе)

II. Этап целеполагания.

Слайд 4. Вспомним соотношение вод суши.

Максимальная и минимальная доля?

Какие воды выделяются по положению, местонахождению и содержат оставшийся объем воды – 48%?

Слайд 5. Тема урока: Воды суши. Подземные воды.

Какова цель урока?

– Рассматриваем секторную диаграмму. Отвечаем на вопросы устно, по желанию.

– ледники (более 51%), др. воды суши (0,343%)

– подземные воды.

Записать на листе ответов.

– Познакомиться с водами суши.

III. Этап планирования.

Как же мы будем изучать их? Какие вопросы можно задать к понятию «подземные воды»?

(высказывания записать на доске или приклеить заготовки)

Слайд 6.

Сегодня мы будем говорить о разных объектах, связанных с подземными водами. Я вас прошу выбрать один из них и дома написать о нем небольшое сообщение (напоминание на доске).

Осмыслить задание, сделать предположения.

– Что такое ПВ?

– Как образуются?

– Какими бывают?

– Как используются человеком?

IV. “Открытие” нового знания. Учебные действия по реализации плана.

Слайд 7. Используя текст учебника на странице 3, дайте определение понятию «подземные воды».

Запишите его в листе для ответов №1.

Слайд 8-11. Горные породы по отношению к воде. Прокомментировать задание №2.

Слайд 11-14. Карст. Прокомментировать слайды, обратить внимание учащихся на задание №3.

Слайд 15-16. Работа с иллюстрацией №2. Подземные воды делятся на грунтовые и межпластовые. Пользуясь данной иллюстрацией, дайте определение этим типам вод. Задание №4.

Слайд 17-20. Артезиа́нские во́ды.
Задание: Рассмотрите рисунок. Подумайте и ответьте на вопрос, чем артезианские межпластовые воды отличаются от просто межпластовых?

(прокомментировать задание, при необходимости консультировать во время его выполнения).

Слайд 20-26. Внимательно прослушайте комментарии к следующим слайдам. Ответьте на вопрос: (задание №6): «А как сейчас человек использует подземные воды?»

Слайд 26. А почему воды бывают термальными?

Где такие искать?

Просмотр видеоролика www.youtube.com/watch?v=jxIEDdrX8Qw

(смена видов деятельности, релаксация под музыку) Задание: просмотрите видеофрагмент, определите связь с темой урока.

Слайд 27-30. «Где встречаются гейзеры?»

Прокомментировать задание, по ходу просмотра слайдов показывать места нахождения гейзеров на Земле, обозначать их на физической карте мира условными знаками.

Напомнить правила заполнения контурных карт.

– Выполнить задание. Озвучить по желанию

 

– Внимательно просмотреть слайды и сделать необходимые записи в предложенной таблице.

– Рассмотреть иллюстрации, записать термин «карст» в листе ответов. Обратить внимание на тему для сообщения.

 

 

– Задание выполняем в парах. Записываем, озвучиваем, при необходимости дополняем. Проверяем по слайду16.

– Задание выполняем в парах. Записываем, озвучиваем, при необходимости дополняем. Сравнить рис.1 и рис.2. Результат записать задании №5. Проверим по слайду 18.

– Проанализировать содержание слайдов, выделить необходимую информацию, сформулировать ответ и записать его, озвучиваем по желанию (при нехватке времени можно не озвучивать, а оставить до рефлексии).

– Вспомнить ранее изученный материал, сделать предположения: – расположены близко к магме; – вблизи границ литосферных плит.

– Гейзеры –(вспомнить об их происхождении)

Просмотреть слайды. Выбрать тему для сообщения

 

– На контурную карту мира нанести с помощью условных обозначений места распространения гейзеров на Земле.

 

V. Рефлексия (итог урока).

Слайд 31. Устно подведем итоги. Прокомментировать вопросы.

Вспомним цель и задачи урока. Достигли мы их? (Вернуться к вопросам на доске: на все ли ответили?)

Определились ли с темой для сообщения?

Домашнее задание Слайд 32 (прокомментировать)

  1. П. 29, читать, выучить определения.
  2. Подготовить небольшое сообщение о любом связанном с подземными водами объекте.

– ответить на вопросы опираясь на свои записи.

– проанализировать свои успехи на уроке. На все ли вопросы я теперь смогу ответить?

Выборочно озвучить темы сообщения.

 

Записать домашнее задание в дневник.

Приложение.