Учебно-дидактические игры как метод развития логического мышления учащихся

Разделы: Начальная школа


Введение.

Целью моей работы является осмысление роли учебно-дидактических игр в учебно-воспитательном процессе, а также анализ наблюдений психолога за поведением детей во время учебно-дидактических игр.

В проведенной мной работе, я перед собой ставила задачи рассмотреть значение дидактических игр в учебно-воспитательном процессе, ипроанализировать поведение и отношение детей к учебно-дидактическим играм; разобрать типологию дидактических игр, их особенности; обсудить положительные и отрицательные стороны применения дидактических игр на различных уроках. Немало важным считаю пополнить методическую копилку учителей дидактическими играми.

Методика учебно-дидактических игр была основана на:

  • Информационном этапе;
  • Выступление руководителя методического объединения об актуальности применения учебно-дидактических игр на уроках;
  • Выступление психолога о психологических аспектах использования учебно-дидактических игр;
  • Этапе практической работы ;
  • Работе в группах;
  • Вопросах выявления положительных и отрицательных сторон игры, необходимости и эффективности проведения учебно-дидактических игр на уроках;
  • Подведение итогов, выработка решений.

1. Теоретическая часть

1.1. Типология и особенности организации дидактических игр на уроках

Дидактическая игра – ценное средство воспитания умственной активности детей. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания и помогает им усвоить любой материал. Дидактическая игра направлена на усвоение, расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, развитие интересов и способностей.

Основная форма обучения в школе – урок. И дидактическая игра, в отличие от дошкольного учреждения, где она наравне с занятием выступала как организационная форма обучения (игра-занятие), в школе применяется как самостоятельный метод, в отдельных случаях – как дидактический прием.

Перед учителем стоит конкретная задача – развивать умственные способности учащихся, учить их мыслить, развивать поисковую творческую жилку, самостоятельность, постоянно создавать в учебном процессе ситуации, требующие повышенных умственных усилий. В решении этой задачи большую помощь учителю и окажет использование дидактических игр в сочетании с другими методами обучения.

Дидактическая игра предполагает наличие определенных знаний; выполнение задачи, поставленной в ней, требует от ребенка сосредоточенности, внимания, умения выделять в предметах общее и различное, восстанавливать недостающую часть, нарушенный порядок.

Структурными компонентами дидактической игры являются: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия и правила, результат.

Дидактическая задача определяется содержанием программного учебного материала и воспитательными целями. Игровые действия составляют сюжет дидактической игры, причем это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разработать и другое это чаще всего сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного.

Правила направляют деятельность детей, обеспечивают выполнение ими поставленной задачи. Они помогаю учителю управлять игрой, имеют обучающий, организационный и дисциплинирующий характер. Выполнение правил требует честности, усвоения способов и культуры общения, ответственности, точности. Игры, в которых дети объединяются в команды, формируют коллективизм, дружбу, переживание за успехи товарищей.

По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:

Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.

Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.

К этой группе относится большое число игр, направленных на формирование вычислительных навыков.

Приведем пример такой игры.

Определи курс движения самолета.

Учитель обращается к детям: “Летчик-командир придумал длязадание. Он наметил курс движения самолета из одного города в другие. Самолет должен лететь над городами в указанном порядке от меньшего числа (номера) к большему. Номер каждого города зашифрован (записан) примером. Чтобы расшифровать номера городов, надо решить правильно примеры. Далее надо показать линиями, как двигался самолет от одного города к другому, третьему и т.д. Покажите и расскажите, в каком направлении двигался самолет. Я буду исполнять роль летчика-командира, а вы – роль летчиков-курсантов (учеников)”.

Игровое действие выполняется поэтапно в соответствии с заданием.

Сначала дети расшифровывают номера городов (решают примеры).

Далее называют номера городов  по порядку от меньшего числа к большему.

Потом они поочередно показывают линиями путь движения самолета.

Затем дети по цепочке рассказывают, в каком направлении двигался самолет.

На доске учащиеся записывают ответы примеров и показывают мелом путь движения самолета (можно перемещать рисунок самолета от одного примера к другому).

Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся.

Например, игра“Контролеры”.

Учитель распределяет детей на две команды. От каждой команды вызывается к доске по 1 контролеру. Они следят за правильностью ответов: один – за первой командой, другой – за второй.

По сигналу учителя (Движению руки) ученики первой команды делают несколько ритмичных наклонов влево и вправо и считают про себя. По сигналу учителя (хлопку) они называют хором число выполненных наклонов (например, 5). Ученики второй команды по сигналу учителя дополняют число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счет про себя (например, 6 – прибавил 1, 7 – прибавил 2, 8 – прибавил 3). Затем они называют число выполненных ими наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками первой и второй команды, называется состав числа. Учитель говорит: “8 – это...”, ученики продолжают: “5 и 3”. Контролеры показывают зеленые круги, если они согласны с ответом.

Если допущена ошибка, упражнение повторяется.

Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу учителя (движению руки) сделать несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют число приседаний до заданного числа. Называется состав числа.

Аналогично анализируется состав числа на основе хлопков, выполненных учениками двух команд. Выигрывает та команда, которая не допустит ни одной ошибки или сделает меньшее число ошибок.

Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность.

Игра“Числа-перебежчики”.

Учитель делит класс на 3 команды (по рядам). Сначала он вызывает 5 учеников из первой команды и выдает им карточки с цифрами и знаками действий. Дети по заданию учителя составляют пример на сложение вида: 2+8=10. Учитель предлагает числам (ученикам) перебежать так, чтобы получился другой пример на сложение с этими числами. Дети составляют другой “живой” пример на сложение, например, 8+2=10.

Аналогично перебегая на другие места и меняя знаки действий, дети составляют другие примеры вида: 10=2+8, 10-2=8, 10-8=2.

Все примеры, составленные детьми, учитель записывает на доске. На основе сравнения первой пары примеров дети делают вывод о переместительном свойстве сложения. Затем учитель выдает карточки с цифрами и знаками действий пяти ученикам другой команды, они составляют цепочку аналогичных примеров.

Выигрывает команды, которая быстро и правильно составит цепочку взаимосвязанных примеров и сделает вывод о переместительном свойстве сложения.

Игры, включающие элементы поисковой деятельности.

Например, в игре “Угадай-ка” дети сами формулируют правило по данному рисунку, схеме и опорным словам.

  • Составьте по схемам примеры на сложение.
  • Вставьте в правило нужные слова:
  • Сумма, изменяется, не изменяется.
  • От перестановки слагаемых...

Выделяют следующие виды дидактических игр:

  • Игры-путешествия;
  • Игры-поручения;
  • Игры-предположения;
  • Игры-загадки;
  • Игры-беседы.

Руководство дидактической игрой всегда осуществляет учитель. Он сам – участник игры. Его позиция перед детьми открыта. Педагог ставит задачу, организует действия и оценивает их результаты.

Перед игрой учитель должен доступно изложить ее сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель должен обратить на это внимание.

В игре в той или иной роли должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски работает небольшое число учащихся, то все остальные должны выполнять роли контролеров, судей, учителя.

Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от ее места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа.

Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей.

На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение имеющихся знаний. В этом случае следует ограничить использование средств наглядности, а усилить внимание к громкому проговариванию усвоенного правила.

В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую.

В большинстве игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения. Для проведения соревнования учитель в таблице на доске отмечает, например звездочками работу команд в течение урока. Если активность и интерес детей какой-либо команды ослабевает (например, из-за того, что они набрали меньшее количество звездочек), учителю следует спросить ученика из этой команды, который ответит правильно и получит за ответ звездочку. В конце урока учитель вместе с детьми подводит итоги соревнования. При подведении итогов соревнования следует обращать внимание на дружную работу участников команд. Учитель должен отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Чтобы не нарушать впечатления от игры, ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце.

При проведении игры важны опыт, такт, мастерство педагога, умение вовлечь всех детей, найти способ подбодрить недостаточно активных, при необходимости помочь и поддержать интерес, интеллектуальное напряжение. Объединяя две формы деятельности – игру и обучение, педагог должен сохранить самостоятельный характер игры, ту радость и то удовольствие, которые она дает ребятам, и одновременно добиваться, чтобы у детей сформировались запланированные знания, умения и навыки и осуществлялись качественные сдвиги в развитии познавательных способностей, двигательной активности, нравственном становлении личности.

Всякая игра должна быть доведена до конца, до получения результата. Для учителя это показатель развития детей. А для учеников – их достижение, доставляющее не только удовольствие, но и интеллектуальное удовлетворение, чувство гордости, достоинства, уверенности в своих силах.

1.2. Использование игровых приемов на уроках

Профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут иногда казаться и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми, и заносчивыми, но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить их знаниями, навыками добывать эти знания, умения отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе все то лучшее, что делает человека человеком. Каждому учителю, бесспорно, хочется сделать свой урок интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность, чтобы они испытывали чувство успеха при обучении.

Если у учителей и воспитателей есть такие педагогические желания и цели, которые не могут осуществиться без увлеченности, уверенности, гордости и творчества детей, то они смогут найти помощь для осуществления заветных профессиональных желаний благодаря различным игровым приемам.

Использование игровых приемов на уроке пробуждает интерес школьников друг к другу. Игровые обязательства, добровольно принятые ими и друг перед другом, и перед учителем, обеспечивают повышение внимательности и работоспособности. Разумеется, учитель будет искать на своих уроках время и место для использования игровых заданий, рассеивающих ученические страхи, скандальные споры, враждебную настороженность и нежелание некоторых учеников работать. Т.е. важно, чтобы учитель творчески подходил к решению этой задачи и использовал в учебно-воспитательном процессе различные игровые и творческие задания, направленные на развитие учащихся.

В исследованиях Л.С.Выготского, А.И.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и других ученых отмечается, что в условиях игровой деятельности у детей развиваются способности к воображению. Игра побуждает учащихся к игровым действиям, дает возможность каждому ребенку лучше представить разыгрываемую ситуацию, полученные роли, определить необходимые для игры атрибуты. В игре дети учатся концентрировать свое внимание на игровых правилах и следить за их выполнением. Игра позволяет ребенку заново пережить яркие впечатления и события, однако “игра не есть простое воспоминание о пережитом”, считал Л.С.Выготский, а “творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка”. Играя, дети накапливают знания об окружающем мире, учатся самостоятельно принимать решения, проявляют оригинальность мысли и т.д. Таким образом, в процессе игры у детей создаются благоприятные условия для развития.

С помощью игры развиваются навыки устной речи, аудирования, творческие, мыслительные способности обучающихся, она заставляет их волноваться и переживать. В ней предполагается принятие решения: как поступить, что сказать, выиграть.

Обучающие игры помогают сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность ребятам преодолеть стеснительность, скованность, снять психологический барьер, усталость.

В любой вид деятельности на уроке можно внести элемент игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает привлекательную форму. Новое рождается почти на каждом уроке. Часто дети сами подсказывают тему игры или ситуации. Фразу “Давайте поиграем” они ждут с нетерпением. Их веселый смех, желание говорить служат показателем заинтересованности.

Наблюдение за процессом обучения с использованием игр и игровых приемов показывает, что их применение дает возможность привить учащимся интерес к уроку, создает положительное отношение к изучению, закреплению или повторению материала, стимулирует самостоятельную деятельность.

По мнению психологов, мотивация, создаваемая игрой, т.е. игровая ситуация, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией.

Д.Б.Эльконин считает, что игра выполняет 4 важнейшие для человека функции:

  • Средства развития мотивационно-потребностной сферы;
  • Средства развития произвольного поведения;
  • Средства развития умственных действий;
  • Средства познания.

Игра, как говорил Л.С.Выготский, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

Упражнения игрового характера могут быть разными по своему значению, содержанию, способам организации и их проведения, материальной оснащенности, количеству участников. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу или целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, произвольное внимание, творческие способности и т.д.

Сам факт, что игра вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя в привлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию материала. Этому же служит и тот факт, что знание материала является обязательным условием активного участия в игре. Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания; это своеобразный тестовый контроль, проверка усвоения изученного материала, навыков говорения. Игру можно проводить и на уроке, и во внеурочное время, как внеклассное мероприятие. Игровые приемы активизируют стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создают условия равенства в партнерстве, разрушают традиционный барьер между учителем и учеником.

Что касается фиксации ошибок во время игры, то желательно, чтобы учитель делал это, не отвлекая учащихся, осуществляя анализ после окончания игры. Подбадривание учащихся, поощрение их деятельности необходимы для устного протекания игры, создания правильных межличностных отношений в коллективе.

Безусловно, использование игр требует много сил и времени для подготовки необходимого дидактического материала, но они оправдываются положительными результатами. Перейдем к некоторым примерам игровых приемов.

Игровые разминки объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. В эту группу входят игры-задания, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения и учителя с классом, и учеников друг с другом. Данные упражнения могут стать мостками, по которым дети будут переходить от одного вида деятельности к другому (например, от игровой деятельности к трудовой).

Фонетические игры – игры-загадки, имитации, соревнования, игры с предметами, на внимательность. Например:

  • Какой звук я задумал? (игра-загадка). Учитель называет 5 слов, в которых встречается один и тот же звук.
  • Необычный телефон! (игра-соревнование). Рисуется телефон. На диске вместо цифр – буквы. Участники набирают слова по определенной теме и называют их.
  • Назови слово. (игра с предметом). Ведущий бросает участникам по очереди мяч, называя какой-либо вопрос, касающийся темы.
  • Правда-ложь. (игра на внимательность). Учитель показывает слова, в которых допущены ошибки, а участники должны найти эти ошибки.
  • Скороговорка (игра-имитация). Участники пытаются произнести за ведущим скороговорку, стишок или фразу на определенный звук.

Лексические игры – игры на карточках, загадки, кроссворды. Игры типа “Найди слово”, “Составь пословицу”, “Снежный ком”. Назвать слова противоположные или аналогичные по значению: закончить фразу, выбрать слова к теме и т.д.

Коммуникативные игры – составить предложение из слов, текст из разбросанных предложений.

Коммуникативная игра позволяет сосредоточить и сконцентрировать внимание участников на содержании, тренируя все навыки и умения. Данная группа игр обладает высокой степенью наглядности, т.к. они дают участнику игры возможность почувствовать язык как средство общения. Желание учащихся общаться достигается путем создания преподавателем конкретных ситуаций. Здесь важно соблюдать принцип постепенного усложнения заданий и нацеливать сначала учащихся на действия по аналогии с образцом, и, наконец, на самостоятельные действия творческого характера.

Сюжетно-ролевые игры – позволяют учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы, расширяют контекст деятельности, выступают как эффективное средство создания мотива к диалогическому общению, способствуют реализации деятельностного подхода в обучении, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями. Ситуации общения в ролевой игре позволяют приблизить речевую деятельность на уроке к реальной коммуникации.

Особое значение ролевая игра приобретает в изучении диалога речи школьников. Ученики стремятся быть похожими на взрослых, представлять себя взрослым и совершать соответствующие речевые поступки. Сюжетно-ролевая игра как раз обеспечивает общение на взрослом уровне, позволяет детям проявить инициативу и самостоятельность, реализует их стремление к самоутверждению.

Использование данной группы игр на уроке усиливает эмоциональное восприятие материала, в процессе игры участники приобретают опыт речевого общения. Возможность говорить от имени персонажа, роль которого играет ученик, позволяет освободиться от страха, показаться смешным, от стеснительности, тревоги. А именно страх, как известно, формирует и психологический барьер, сковывающий школьников, создающий эмоциональную напряженность.

Итак, сюжетно-ролевая игра – это эффективный приме работы, вызывающий интерес у учащихся, активизирующий их деятельность, дающий им возможность проявить свои творческие способности, содействующий более глубокому и прочному усвоению нового материала. С помощью данной игры можно создать условия, приближающиеся к реальным, где общение превращается в личностно-мотивированный процесс.
В психологии игры (упражнения) направлены на развитие познавательных процессов, без которых невозможно обучение ребенка в школе.

Развитие логического мышления, например:

  • “Общие понятия”. Нужно подобрать слова, имеющие общие признаки с обобщающим словом. (Река – берег, рыба, тина, рыболов, вода);
  • “Что на что похоже”. На доске написано слово над чертой. Участникам нужно вспомнить, что связано с этим словом. Выбрать самое близкое слово и написать под чертой (в виде дроби). Таким образом, можно разобрать более 10 слов;
  • “Составь рассказ”. Участникам 2 команд предлагается по одному набору из 6 картинок со скрытым смыслом. Нужно разложить данные картинки по порядку и составить по ним какую-либо историю или рассказ.

Развитие внимания, например:

  • “Найди отличия”. Нужно сравнить картинки между собой и назвать отличия;
  • “Числа”. Будем по очереди считать от 1 до 30. Будьте внимательны, т.к. числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, произносить нельзя. Вместо этого хлопок;
  • “Поем вместе”. Учитель предлагает хором спеть какую-либо песню. При этом 1 хлопок – начинаем петь, 2 хлопка – продолжаем петь, но мысленно, 1 хлопок – снова поем вслух.

Развитие слуховой и зрительной памяти, например:

  • “10 слов” и “10 картинок”. Развитие слуховой и зрительной памяти;
  • “Воспроизведение рассказа”. Зачитывается рассказ из 2-3 предложений, а учащийся должен повторить то, что запомнил;
  • “Кто больше запомнит”. Первый участник называет любое слово (например, животного). Следующий повторяет названное слово, и произносит свое по названной теме. Третий участник повторяет уже 2 предыдущих слова и произносит свое. И т.д.

Развитие восприятия, например:

  • “Делим на части”. Каждому участнику игры дается полоска белой бумаги. Учитель дает задание: не сгибая лист, разделить его на 4 части, отметить границы каждой части ручкой;
  • “Определи длину отрезка”. Участники делятся на 2 команды. Каждая команда чертит для другой на доске 3 отрезка любой длины. Команды должны определить, отрезки какой длины изображены на доске;
  • “Что изображено на картине”. Ведущий заранее должен приготовить репродукцию незнакомой картины, закрыть ее листом, который вдвое больше ее. В середине листа вырезается круглое отверстие диаметром 2 см. Через это отверстие участники команд рассматривают картину. После этого рассказывают, что изображено на картине.

2. Практическая часть

Работа в группах, дискуссия по поводу положительных и отрицательных сторон игры, необходимости проведения учебно-дидактических игр на уроках.

Практическая работа в группах:

1-я группа – разработать памятку “Основные условия проведения игры”.

2-я группа – памятку “Требования, предъявляемые к игре”.

3-я группа – памятку “Структура учебно-дидактической игры”.

Итог групповой работы – памятки, которые зачитывают представители групп (памятки прилагаются).

Представители групп зачитывают положительные и отрицательные стороны дидактической игры.

2.1.Отрицательные стороны игры.

Игра отвлекает от учебного материала.

Игра – это развлекательный момент (в лучшем случае организационный этап) урока.

Трудно поддерживать дисциплину на уроке, т.к. на объяснение правил игры и заданий уходит много времени.

Трудно оценить работу каждого ученика на уроке при игровом способе обучения.

Часть детей вообще не хотят играть, считая, что это не учеба, а развлечение, а часть включается в игру слишком поздно.

Много времени уходит на подготовку дидактической игры к уроку.

Трудно детей ввести и вывести из нее.

Нарушение детьми правил игры.

Возникновение конфликтных ситуаций.

2.2. Положительные стороны игры.

Игра – это средство познания ребенком действительности.

Игра обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой.

В играх учащиеся учатся анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности, умение действовать в коллективе, бороться за честь класса.

Повышается активность детей (все хотят быть продавцами, покупателями, пассажирами, космонавтами, капитанами ит.п.).

Игра – это школа социальных отношений. Именно в условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение.

Игра – это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

Игра облегчает межличностное общение.

В дидактической игре происходит развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.).

В игре закрепляются и применяются в нестандартной обстановке знания, полученные на уроках.

Игра носит обучающий характер.

Учебно-дидактические игры проводить нужно по ряду причин:

Игра в “школьном возрасте не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде”, - писал Л.С.Выготский. Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;

Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое “учиться”);

Имеются возрастные особенности детей, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов;

Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальной школе в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание не соответствуют друг другу. Существуют значительные трудности адаптации (освоение им роли ученика, установление взаимосвязей со сверстниками и учителями). Дидактическая игра способствует преодолению указанных трудностей.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения.

2.3. Использование дидактических игр на уроках русского языка и чтения.

По содержанию, особенностям организации, развивающему и воспитательному влиянию игры чрезвычайно разнообразны.

Дидактические игры на уроках чтения и русского языка направлены на решение конкретных задач обучения школьников, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Среди дидактических игр различаются игры интеллектуального характера (анаграммы, загадки, метаграммы, ребусы, шарады). Близки по педагогическому значению к дидактическим играм различные занимательные задания, иначе их называют игровыми.

Результативность таких игр зависит от методики и планомерности их проведения. Как адекватное возрастным особенностям учащихся средство решения программных задач дидактические игры полезно использовать не только на уроках или внеурочных занятиях, но и во всей системе работы с детьми.

Задачи игр по обучению грамоте, закрепление навыков чтения непосредственно связаны с программными задачами. В отдельных играх углубляются знания о том, что элементом речи является слово, в других – закрепляется умение составлять из букв слова, втретьих – отрабатываются навыки чтения отдельных слов или предложений.

Игровые элементы позволяют спрятать от детей дидактическую задачу и, таким образом, облегчить трудный для них процесс приобретения знаний.

На уроках обучения грамоте, русского языка и чтения используют такие виды игр:

Кроссворд – это игра на отгадывание слов, которыми надо заполнить фигуру из квадратов;

Ребус – это загадка, в которой слово или предложение зашифрованы с помощью рисунков, букв или знаков;

Мегаграммы – это загадки, в которых заданные слова отгадывают по признакам, сформулированным в сжатом рифмованном тексте, причем в содержании такого задания обязательно указаны буквы, изменение которых меняет смысл слова.

Например:

Я с “П” - кругла, желта, на вкус приятна
И прячусь под поверхностью земли,
А с “К” я – то мала, то необъятна
И поднимаю часто корабли.
(Репа – река);

Анаграммы – это слова из одних и тех же букв, но обозначающие названия разных предметов (пила-липа, весна-навес);

Шарада – загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей, представляющих, в свою очередь, отдельное слово;

Слог первый – восклицание,
Второй – достоин порицания,
А все – на севере далеком обитает
И жителей тех мест и греет, и питает.
(О-лень);

“Веселая азбука” - короткие образные стихотворения, помогающие детям быстрее запомнить буквы и отличать их по внешним характерным признакам;

Занимательные задания “Волшебницы буквы” помогают детям убедиться в том, что при замене одной или нескольких букв меняется весь смысл слова. Задние интересно тем, что оно эмоционально окрашено рассказом о волшебницах буквах, во власти которых различные чудесные превращения – домашнего кота буква может превратить в огромного кита, вредную моль – в соль, бак для воды в рогатого быка;

Задания “Составь новое слово” способствует обогащению речи на основе овладения словообразованием и закреплению навыков чтения практическими действиями с буквами. В начале дети выполняют задания на составление слова на основе изменяющегося корня и указанного суффикса или суффикса и окончания. Значение нового слова ученики осознают после того, как самостоятельно прочитают его;

Слова-перевертыши и предложения-перевертыши необычны тем, что при чтении слева направо и справа налево имеют один и тот же смысл;

Загадки с омонимами, как и другие виды игр с загадками, опираются на организацию мыслительной деятельности учащихся. Они способствуют развитию логического мышления, обогащают словарный запас и при составлении ответа из букв закрепляют навыки чтения.

2.4. Дидактические игры и занимательные задания при обучении грамоте.

Волшебницы-буквы.

Цель: формировать умения составлять и преобразовывать слова.

Содержание игры: в слове “рой” замени букву, обозначающую первый согласный звук, на “п” (пой); в слове “пей” - на “л”. В слове “лай” замени букву, обозначающую первый согласный звук на “м” (май). В слове “май” замени букву, обозначающую гласный звук, на “о” (мой).

Волшебницы-буквы.

Цель: формировать умения составлять и преобразовывать слова.

Прочти слово “хлеб”. Замени букву, обозначающую первый согласный звук, на “г”. Получилось имя мальчика. Как пишутся имена людей? Как ласково называют Глеба? (Глебко, Хлебушка). Кто больше придумает восклицаний с буквой “х”?   (х! Ох! Ух! Ха-ха! Хи-хи!) После записи надо коллективно назвать все придуманные восклицания.

Волшебницы-буквы.

Цель: формировать умения составлять и преобразовывать слова.

В слове “Петя” замени буквы, обозначающие согласные звуки, на “ф” и “д”. Получилось новое имя мальчика. Какое? (Федя).

Содержание игры: напиши слово “сел”. Теперь между двумя первыми буквами поставь “ъ”. Что получилось? (съел)

Узнай букву.

Цель: усвоить начертание печатных букв, развить умение составлять из букв слова.

Содержание игры: детям предлагаются буквы, вырезанные из плотного картона. Одному ребенку завязывают глаза. Он должен ощупать букву и назвать ее. После называния всех букв дети составляют из них (р, с, а, у, к, л) слова (рука, сук, мак, рак, лук).

Дополни до целого слова.

Цель: изучить новую букву, формировать умения и навыки правильного чтения слогов – слияния с новой буквой.

Содержание игры: в гости прилетает Гаркуша и приносит детям слоги: ка, ко, ки, ку. Дети учатся читать слоги, подбирают слова, в которых есть эти слоги (Гаркуша, кино, карандаш, картина, кукушка, яблоко, кошка).

Вкусные слова.

Цель: формировать умения и навыки составлять из букв, слогов слова.

Содержание игры: Буратино шел в гости к детям. Он нес “вкусные слова”. Дети помогают Буратино. Они складывают из букв и слогов слова (яблоко, слива, груша). После чтения слов по цепочке или хором дети приходят к выводу, что Буратино нес фрукты.

Помоги Карандашу.

Цель: формирование умений составлять рассказ по опорным словам, развитие речи и творческого мышления.

Содержание игры: Карандаш задумал, как ему лучше нарисовать картину. Дети помогают Карандашу. Они составляют рассказ, используя слова: Коля, собачка, утка.

Маячки.

Цель: формировать умения находить безударную гласную в корне слова.

Содержание игры: проводится звуковой анализ данных слов с составлением схемы, в которой обозначают опасные места, кладутся красные сигналы (кружки) под опасными местами. При этом с помощью вопроса: Как будете искать опасные места? – отрабатывается необходимый способ действий.

Как звучит слово?

Цель: формировать находить безударную гласную в корне слова.

Содержание игры: на доске записаны слова в три столбика для трех команд: ст...на, пл...та, гл...за, р...ка, в...да, п...тно, гр...бы, ш...рфы, с...бака. По сигналу члены команды начинают вставлять пропущенные буквы. Выигрывает та, которая вставит все пропущенные буквы правильно и быстрее остальных.

Заключение.

В заключении моей работы хотелось отметить, что применение учебно-дидактических игр в учебно-воспитательном процессе способствовали формированию логического мышления у большинства учащихся.

Задачи рассмотреть значение дидактических игр в учебно-воспитательном процессе, и проанализировать поведение и отношение детей к учебно-дидактическим играм были выполнены на основании учащихся первого класса. Детям было интересно играть в ролевые игры, игры на развитие логики мышления, индивидуально-групповые игры и т.д.

По ходу работы были выявлены положительные и отрицательные стороны применения дидактических игр на различных урока

Список использованной литературы.

  1. Газета “Начальная школа”, раздел “В союзе с психологией”.
  2. Журнал “Начальная школа”.
  3. Методическое пособие “Эффективный прием обучения – игра”.
  4. Развитие познавательных способностей детей младшего возраста. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192 с.,ил.
  5. Я иду на урок: хрестоматия приемов обучения: Книга для учителя. – М. Первое сентября, 2005.