Экзаменационный материал для промежуточной аттестации по обществознанию. 8-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Пояснительная записка. Экзаменационные билеты по обществознанию составлены в соответствии с Образовательным минимумом Федерального Государственного стандарта основного общего образования и требованиями к уровню подготовки учеников 8-го класса основной школы. А также программы общеобразовательных учреждений Обществознание. 6-9 кл. под редакцией Боголюбов Л.Н. Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Просвещение 2009,учебника для 8—9 кл. общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова.— М.: Просвещение, 2008.

Цель экзамена: проверить уровень знаний учащихся за курс 8-го класса.

Экзамен проводиться в тестовой форме. Тесты сформированы по принципу ГИА и включают в себя две части. Первая часть содержит 10 тестов с выбором правильного ответа, вторая часть содержит 5 заданий на сравнение социальных объектов, выявление их общих черт и различий.

Вопросы проверяют знания по основным разделам курса обществознания за 8 класс.

Время на выполнение работы – 45 минут.

Задания содержатся в двух вариантах.

Критерии оценивания:

  1. За каждый правильный ответ первой части (А) – 1 балл ( итого 10 баллов)
  2. За каждый правильный ответ 1 и 2 задания второй части (В) – 2 балла, при допуске одной ошибки – 1 балл.

За каждый правильный ответ 3-5 заданий второй части – 1 балл

Итого за вторую часть – 7 баллов.

Отметка за выполнение работы:

“2” – менее 5 баллов; “3” – 6 – 9 баллов ; “4” – 10 – 15 баллов; “5” – 16-17 баллов.

Вариант 1. К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Укажите номер верного ответа.

Часть А.

А1. Человек это существо:

1. Социальное; 2. Общественное. 3. Биологическое. 4. Биосоциальное.

А2. Глобальные проблемы человечества возникли:

1. В эпоху Великих географических открытий; 2. С рождения рыночных отношений; 3. В условиях научно – технической революции; 4. В период формирования колониальной системы.

А3 . Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Принято различать материальную и духовную культуру.

Б. Духовная культура включает в себя ценности и нормы.

1. Верно только А. 2. Верно только Б. 3. Верно оба суждения. 4. Оба суждения неверны.

А.4 Чем отличается искусство от науки?

1. Отражает реальный мир. 2. Использует художественные образы. 3. Доказывает истинность суждений. 4. Стремиться воссоздать картину мира.

А5. Расплачиваясь за покупки в кассе магазина, девушка обронила сторублёвую купюру. Стоящий сзади подросток оказался перед выбором: обратить внимание девушки на выпавшие деньги или, дождавшись её ухода, присвоить их. Эта ситуация отражает выбор

1. Правовой. 2. Экономический. 3. Политический. 4. Моральный.

А6. Увеличение количества самостоятельных продавцов на рынке бытовой техники привело к снижению цен на неё. Это результат

1. Государственного регулирования. 2. Ценового сговора производителей. 3. Технического прогресса. 4. Конкурентной борьбы.

А7.  Какая из названных функций является внешней функцией современного государства?

1. Обеспечение участия граждан в управлении делами общества. 2. Организация воспитания подрастающего поколения в духе демократических ценностей. 3. Обеспечение законности и правопорядка. 4. Отстаивания государственных интересов и правопорядка.

А8. Какая социальная группа образована по профессиональному признаку?

1. Пассажиры. 2. Мужчины. 3. Инженеры. 4. Горожане.

А9. Что является признаками прирождённого статуса?

1. Национальность, квалификация. 2. Социальное происхождение, национальность. 3. Образование, квалификация. 4. Пол, образование.

А10. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Стремление сторон отстоять свои взгляды – одна из причин социального конфликта. Б. Социальные конфликты всегда влекут за собой отрицательные последствия для общества.

1. Верно только А. 2. Верно только Б. 3. Верно оба суждения. 4. Оба суждения неверны.

Часть В.

В1. Установите соответствие между биологическими и социальными признаками в человеке.

Биологическое в человеке Социальное в человеке
   

А. Наличие кровеносной системы.  Б. Инстинкт самосохранения. В. Способность создавать орудия труда.  Г. Обмен веществ между организмом и природой. Д. Творческая деятельность

В 2. В таблице представлена профессиональная структура населения страны

Профессия

% от числа всех трудящихся
Наёмные работники в сфере обслуживания, банковской сфере.

25

Чиновники

14

Военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов

7

Рабочие промышленных предприятий

20

Фермеры, наёмные сельскохозяйственные работники

15

Другие категории

19

Проанализируйте данные таблицы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

  1. В непроизводственной сфере занято большинство трудящихся страны С.
  2. В сельском хозяйстве занятость выше, чем в промышленности.
  3. В сфере обслуживания и банковской сфере занята четверть трудящихся.
  4. В стране С чиновников больше, чем военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.
  5. Рабочие промышленных предприятий составляют десятую часть трудящихся.

Ответ:________________________________________

В 3.

Запишите понятие, выподающее из логического ряда понятий:

Конкуренция, спрос, партия, предложение, безработица, рынок

Ответ:___________________________________________

В 4. Укажите правильную последовательность действий потребителя

  1. Письменная претензия к продавцу (производителю) товара.
  2. Обращение в суд.
  3. Выявление недостатков товара.
  4. Оплата товара.
  5. Получение полной достоверной информации о товаре.

Ответ_________________________________________

В 5.

Вставьте термин определяющий данное значение:

…………– положение в экономике, когда часть трудоспособного населения , желающая трудится, не может найти себе работу

Вариант 2.

Часть 1.

А1.Что из перечисленного является важнейшим признаком понятия личность? 1.Социальная роль; 2. Особенности темперамента; 3.Прямохождение; 4.Особенности внешности.

А 2. Вывод: “Что посеешь то и пожнёшь” – является результатом

  1. Паранаучного знания.
  2. Обобщения жизненного опыта.
  3. Художественного вымысла.
  4. Экспериментальной проверки.

А3. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Принято различать материальную и духовную культуру.

Б. Духовная культура включает в себя ценности и нормы.

  1. Верно только А.
  2. Верно только Б.
  3. Верно оба суждения.
  4. Оба суждения неверны.

А 4.Экономика как наука изучает

  1. Исторический аспект развития общества.
  2. Юридические законы.
  3. Развитие науки и техники.
  4. Различные аспекты экономических отношений людей.

А5. Основу экономики страны А. составляет сельское хозяйство. Семьи сообща овладеют землёй и работают на ней. Значительную роль в управлении обществом играют церковь и армия. К какому типу принадлежит это общество?

  1. Традиционное.
  2. Индустриальное.
  3. Информационное.
  4. Постиндустриальное.

А6. Верны ли следующие суждения о соотношении спроса и предложения в рыночной системе экономике?

А. С ростом спроса на товары и услуги растёт и их предложение.

Б. С ростом предложения на товары и услуги обязательно вырастает и спрос на них.

  1. Верно только А.
  2. Верно только Б.
  3. Верно оба суждения.
  4. Оба суждения неверны.

А7. Отклоняющееся поведение – это поведение:

  1. Не соответствующее принятым в обществе нормам.
  2. Всегда нарушающее нормы права.
  3. Не имеющее осознанных мотивов.
  4. Обязательно ведущее к негативным последствиям.

А8. Данный статус передаётся по наследству. Его обладатель наделён определёнными социальными привилегиями. Это статус

  1. Чиновника.
  2. Аристократа.
  3. Финансиста.
  4. Предпринимателя.

А9. Сын Антошка ученик 8 класса. Он любит свою маму, помогает ей по хозяйству, а в праздники любит делать для неё сюрпризы. Данная ситуация говорит о

  1. Социальном статусе.
  2. Социальной роли.
  3. Социальной мобильности.
  4. Социальной структуре.

А10. К глобальным проблемам современности относится:

  1. Гибель редких животных.
  2. Исчерпаемость природных ресурсов.
  3. Освоение новых земель.
  4. Наличие озоновых дыр.

Часть 2. В 1. Установить соответствие характеристик экономических систем и их типов

Характеристика экономических систем Типы экономических систем
1. Многообразие форм собственности.

2. Контроль за производством со стороны государства.

3. Действие закона спроса и предложения.

4. Плановое ценообразование.

5. Экономическая независимость товаропроизводителей

А. Командно-административная

Б. Рыночная

В 2. В таблице представлена профессиональная структура населения страны

Профессия % от числа всех трудящихся
Наёмные работники в сфере обслуживания, банковской сфере.

25

Чиновники

14

Военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов

7

Рабочие промышленных предприятий

20

Фермеры, наёмные сельскохозяйственные работники

15

Другие категории

19

Проанализируйте данные таблицы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

  1. В непроизводственной сфере занято большинство трудящихся страны С.
  2. В сельском хозяйстве занятость выше, чем в промышленности.
  3. В сфере обслуживания и банковской сфере занята четверть трудящихся.
  4. В стране С чиновников больше, чем военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.
  5. Рабочие промышленных предприятий составляют десятую часть трудящихся.

Ответ:________________________________________

В3. Укажите понятие, выпадающее из логического ряда понятий:

Социальная структура, статус, спрос, социальная роль, конфликт.

Ответ_________________________________

В4. Вставьте термин, определяющий данные характеристики:

_____________– это проявление активности, самооценка, убеждения, творчество.

А5. Укажите правильную последовательность действий потребителя

  1. Письменная претензия к продавцу (производителю) товара.
  2. Обращение в суд.
  3. Выявление недостатков товара.
  4. Оплата товара.

Ответы