Музейная среда как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся

Разделы: Музыка, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


В процессе адаптации ребёнка в социуме большое значение имеет уровень развития его коммуникабельности, т.е. способности к общению и установлению контактов и связей.

Коммуникабельность влияет на развитие индивидуальных психологических качеств ребёнка, являясь одним из необходимых условий его гармоничного развития.

Применительно к школьникам коммуникативная компетентность – это потребность в общении с взрослыми, со сверстниками, потребность к совместному действию со взрослыми и сверстниками, выбор адекватных вербальных и невербальных средств общения.

Ни для кого не секрет, что современные дети всё больше времени проводят за компьютером, общаются виртуально, заводят знакомства, ведут переписку в социальных сетях. Всё это приводит к тому, что дети хуже понимают друг друга, становятся разобщёнными, плохо идут на компромисс, у них мало социального опыта для того, чтобы сформировались модели поведения в различных ситуациях. Всё это ведёт к неврозам, эмоциональным срывам, конфликтам.

Образовательные стандарты второго поколения постулируют развитие личности учащихся на основе освоения способов деятельности. Музейная среда – широкое поле для формирования навыков научно-поисковой деятельности учащихся, возможность для активизации познавательной, социально-нравственной, эмоционально-волевой сферы учащихся.

Я – учитель музыки. Работаю в школе №1268 с 1994 года, являюсь создателем и руководителем детского коллектива фольклорного ансамбля “Крупица”. На сегодняшний день в ансамбле более 100 участников, это школьники 1-11 классов. В 2011 году вместе с учениками, их родителями и педагогами ансамбля открыла в школе музей “Истории ансамбля “Крупица”. Основу экспозиции составили предметы быта, костюмы, музыкальные инструменты, привезённые из фольклорных экспедиций, собранные участниками ансамбля, слушателями концертных выступлений коллектива.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе музейной деятельности осуществляется по следующим направлениям:

  • Деятельность актива музея позволяет объединить учеников разного возраста, их родителей и педагогов идеей создания программы бытования и развития музея ансамбля, распространения информации о нём.
  • Занятия в группах лекторов-экскурсоводов. Здесь происходит обучение навыкам поиска, сбора информации, умениям составления планов и сценариев экскурсионных программ. Участники музея овладевают навыками общения с детьми разного возраста, приходящими на экскурсии в музей, учащимися из других учебных заведений; общению со взрослыми, посещающими музей (родителями учеников школы, родителями будущих учеников школы, педагогами школы, педагогами – участниками конференций, круглых столов, семинаров, проходящих в стенах школы). 16.11.2012 года члены актива музея встречали участников Всероссийской творческой мастерской “Фольклор и дети”. Провели для них обзорную экскурсию по музею.
  • Занятия в группе “Друзья музея”. Сюда приходят ученики, которые занимаются сохранением, пополнением и изучением музейной коллекции.

Наш музей – постоянный центр общения для детей.

Интересной школой сотрудничества стали для учеников музея встречи с научными работниками, экскурсоводами московских и российских музеев. Мы очень дружим с П.С. Соковым – директором музея МГУКи, сотрудничаем с представителями музея им. Глинки, музея русской гармоники Альфреда Мирека, музея-усадьбы “Кусково”. 21.12.2012 года участники музея “История ансамбля “Крупица” выступили с сообщением на открытии выставки “Рождество в музыке” в Российской Государственной библиотеке; получили ценные советы по созданию и построению тематических выставок от научных работников одной из лучших библиотек страны.

Особое место в жизни школьного музея занимает организация и проведение праздников. Участники актива музея воссоздали театрализованное представление “Вертеп”, и вот уже четвёртый год показывают его для учеников школы №1268, для жителей района, для воспитанников Морского корпуса им. Петра Великого, для ветеранов войны и труда Пансионата №19. Доброй традицией стало участие в празднике о. Виктора – иерея, священника храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово. Третий год участники музея помогают в организации и проведении районного фестиваля-конкурса “Сияй над Россией Рождество”.

Участники музейного актива в 2011 году выступали на окружном и городском конкурсе музеев “Первые шаги”, стали победителями этих конкурсов, были приглашены на торжественный городской бал, посвящённый юбилею Отечественной войны 1812 года, который состоялся 04.11.2012года в музее им. В.И. Вернадского. Участникам музея был вручён приз “За сохранение народных традиций”. При подготовке публичных выступлений большое место занимают занятия с детьми по технике сценической речи. Владение речью, языком тела развивает и формирует вербальную и визуальную коммуникации.

Отдельная страница деятельности музея – это сотрудничество с участниками выставки-форума “Православная Русь”. Помимо выступлений в концертных программах участники музейного актива на протяжении многих лет (2005-2014 гг.) изучают материалы выставки, учатся современным технологиям освоения выставочного пространства.

“Наш музей – это наш второй дом”, - говорят участники ансамбля “Крупица”.

Музейная среда помогает обеспечить органичное вхождение ребёнка в социальное окружение; развивает универсальные трудовые и практические умения; объединяет потребности личности и семьи; помогает в профессиональном определении.

В образовательных стандартах второго поколения проблема освоения образцов национальной культуры, нравственных ценностей – рассматривается как залог национальной безопасности и национального единства.

Глубокое погружение в мир народной культуры, осознание уникальности истории и культуры своей страны воспитывают в наших учениках уважение и интерес к культурам других народов.