Программа индивидуальных занятий по коррекции чувства обиды и развитию мотивации к самодисциплине воспитанников в условиях закрытого образовательного учреждения

Разделы: Школьная психологическая служба


Обида является характерным эмоциональным переживанием  подростков. Чувство обиды не имеет врожденного характера. Оно относится с социальным, самооценочным факторам, то есть связанным с оценочными отношениями и переживаниями своего  «Я». Особенно  болезненно  проживается данное состояние  у несовершеннолетних, которые не понимают или не принимают, как необходимость их направление в специальное закрытое учреждение для принудительно-воспитательных мер, по постановлению суда.

Воспитание подростков в неблагоприятных социально-психологических  условиях (асоциальные семьи, интернатные учреждения), формирует негативные жизненные сценарии, приводит к закреплению устойчивых отрицательных черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости. В результате формируется особый тип личности – хронически фрустрированный, вечно недовольный, обиженный человек.

Девиантные подростки, оценивают направление в специальную общеобразовательную школу (закрытого типа), по постановлению суда,  чаще, как несправедливое и слишком долговременное наказание.

Чувство обиды, на родителей, учителей, на своих прежних друзей-подельников, воспитанники  переносят  на новое окружение, что затрудняет их адаптацию и вхождение в воспитательно-образовательный процесс.

У воспитанников доминирует контрастная логика, а в отношениях они полярны и безапелляционны. Навыки критического мышления чаще отсутствуют, а уровень логического мышления  у большинства – низкий, не умеют выделять главное, анализировать.

Подростки часто обижают других теми же способами, какими были обижены сами, не придавая этому никого значения: «я же не обижал, я дал сдачи».

Для решения эмоциональных, поведенческих проблем воспитанников, связанных с чувством обиды, для их подготовки к групповым формам работы нами создана программа индивидуальных занятий по коррекции чувства обиды и развития самодисциплины.

Индивидуальная психокоррекция эффективна тем, что глубже раскрывает особенности воспитанника позволяет  преодолевать психологические барьеры, которые неизбежно возникают  у  подростков в новой для них воспитательно-образовательной среде, как с  педагогами, так и со сверстниками.

Программа индивидуальных занятий по коррекции чувства обиды и развития самодисциплины адресована  подросткам 12-15 лет.

Цель программы: создать условия для преодоления эмоциональных трудностей связанных с чувством обиды и развития мотивации  к самодисциплине.

Задачи программы:

  • содействовать адаптации воспитанников и снижению эмоционального напряжения в условиях спецшколы;
  • научить распознавать эмоции и чувство обиды; развивать навык рефлексии; подготовить к преодолению обид;
  • развивать навык анализа и осознания ситуаций обиды, развитие навыка выбора способа реагирования;
  • формировать мотивацию, навык позитивного целеполагания и самодисциплины;
  • развивать адекватную самооценку  и навык саморегуляции.

Динамика процесса психологической помощи в преодолении обид включает ряд последовательных этапов:

  • диагностический этап;
  • формирующий (пропедевтический) этап;
  • «фасилитирующий» этап;
  • рефлексивный этап.

Данная программа индивидуальных занятий находится во взаимосвязи с групповыми коррекционно-развивающими программами «Наши чувства и эмоции», «Жить в мире с самим собой и другими», направленные на развитие эмоционально-волевой сферы. Воспитанникам нуждающихся в закреплении навыка анализа и выбора способов реагирования предлагаются  данные индивидуальные занятия в малой группе (до 2-3 воспитанников).

Результаты индивидуальных коррекционно-развивающих занятий определяются с помощью итогового тестирования по методикам:

–  краткая  многомерная шкала удовлетворённости жизнью  (Zullig, Huebner, Gilman, Patton, Murray, 2005; перевод Д.А. Леонтьева)  (Приложение 1);
– модифицированная  М.И. Рожковым и М.А. Набатовой методическая диагностика по  определению уровня  подготовленности к преодолению обид (Приложение 2).

В данной программе  использованы практические  материалы М.И. Рожкова, М.А. Набатовой, И.А. Фурманова, упражнения Дж. Аллана, К. Фопель, адаптированные с учетом особенностей воспитанников спецшколы. (Приложение 3)

В результате работы, по данной программе  воспитанники получат возможность познать сущность и формы выражения чувств и эмоций, повысить уровень удовлетворенности жизнью; понять   причины возникновения чувства обиды, ее осмысление, извлечение урока из ситуации, поиск причин поведения обидчика, важность самодисциплины; научиться контролировать свои эмоции, выбирать конструктивные формы реагирования в сложных ситуациях, овладеть навыками саморегуляции.

Программа состоит из 8 тематических занятий. При необходимости  корректируется содержание занятий, увеличивается время работы с воспитанником  для проработки конкретной темы до 2-3 занятий и закрепления полученных знаний, умений, в зависимости от индивидуального уровня интеллектуального, психологического развития подростков.

Тематический план

Темы  занятий

Кол-во часов

Формы контроля

1 Диагностика уровня подготовленности  подростка к преодолению  обид.

1

самодиагностика
2 Разбор, есть ли у обиды основания и есть ли лучшие, чем обида, способы реагирования.

1

рефлексия
3 Развеивание чувства обиды (освобождение от надуманных обид), расширение способов саморегуляции и формирование ответственности за свои эмоциональные реакции.

1

рефлексия
4 Выплеск и переключение обиды. Преодоление обиды.

1

ситуации-пробы
5 Определение взаимосвязи эмоций и поступков.

1

 
6 Развитие самодисциплины и навыка позитивного целеполагания.

1

рефлексия,
самодиагностика
7 Развитие личной самоорганизации мотивации к самодисциплине.

1

рефлексия,
самодиагностика
8 Развитие эффективного мышления и умения сделать социально-значимый выбор.

1

анкета обратной связи
Минимальное количество тематических занятий (часов) 8
При необходимости  корректируется содержание занятий, увеличивается время работы с воспитанником  для проработки конкретной темы до 2-3 занятий,  закрепления полученных знаний, умений, в зависимости от индивидуального уровня интеллектуального, психологического развития воспитанников.

Содержание  программы

Занятие 1 

Тема. Диагностика уровня подготовленности  подростка к преодолению  обид.

Цель занятия: создание условий для углубления процессов самораскрытия,  выявление  индивидуальных   проблем   в   эмоциональной   сфере   подростков,   определение
уровня  подготовленности подростка к преодолению обиды.

Содержание занятия.

Вводная беседа.
Цель:  сформировать положительную мотивацию к предстоящим занятиям.
Упражнение  «Антоним»
Цель: пополнение   арсенала   лексических   единиц, связанных со сферой чувств подростков, создание благоприятной атмосферы.
Упражнение  «Футболка с надписью»
Цель: развитие стремления подростка найти положительное качество в себе и других людях.
Самодиагностика
Краткая  многомерная шкала удовлетворённости жизнью.
 (Zullig, Huebner, Gilman, Patton, Murray, 2005; перевод Д.А. Леонтьева) (Приложение 1)
Методика Голубева И. К. определение уровня  подготовленности к преодолению обид и уровня удовлетворенности жизнью (Приложение 2)
Упражнение  «Детские обиды»
Цель: формирование стремления  преодоления трудностей, мешающих полноценному самовыражению.
Задание на дом «Самонаблюдение»
Цель:  формирование навыка самонаблюдения и самоанализа.
Рефлексия.

Занятие 2

Тема. Разбор, есть ли у обиды «основания» и есть ли лучшие, чем обида, способы реагирования.

Цель занятия: обсуждение типичных обидных ситуаций (проблем), совместно с воспитанником поиск и обсуждение способов «выбрасывания» обид, способов поведения в обидной ситуации.

Содержание занятия.

Упражнение «Мои проблемы»
Цель: обучение осознанию своих проблем и поиску их решения, а также преодолению трудностей, мешающих полноценному самовы­ражению.
Упражнение «Обиженный человек»
Цель:  поиск внешних ресурсов по преодолению обиды.
Упражнение «Я могу»
Цель: развитие навыков критического мышления, поиск внутренних ресурсов  по преодолению обиды.
Упражнение «Копилка обид»                          
Цель: обсуждение типичных обидных ситуаций, и способов «выбрасывания» обид.
Упражнение «Никто мне не обязан»
Цель:  развитие ответственности подростка за свое эмоциональное состояние и выбор способов реагирования.
Упражнение «Не делай того, чего не хочешь  получить от других людей»
Цель:  формирование   ответственности  за    отношения  с  другими    людьми.
Арт- упражнение «Цвета и твое состояние»
Цель: снижение эмоционального напряжения, обучение приему саморегуляции.
Рефлексия.

Занятие 3 

Тема. Развеивание  чувства обиды (освобождение от надуманных обид), расширение способов саморегуляции и формирование ответственности за свои эмоциональные реакции.

Цель занятия:  всесторонний анализ реальной (виртуальной) ситуации, ее осмысление, поиск причин поведения обидчика, извлечение урока из ситуации.

Содержание занятия.

Упражнение «Принимаю ответственность на себя»
Цель: развитие самопознания и адекватной самооценки.
Задание «Твои ценности»
Цель:  способствовать осознанию самых важных ( базовых) ценностей в жизни человека.
Упражнение  «Как выразить обиду»
Цель: показать подросткам, что каждый по своему выражает одну и туже обиду, исходя из своих ценностей, обсуждение способов поведения в трудных ситуациях, обучение принятию своих реакций и реакций  других людей.
Сказка про Ивана-дурака (О. А. Апуневич)
Цель: познакомить подростков  с некоторыми приемами овладения своими чувствами.
Упражнение с мусорным ведром (О. А. Апуневич)
Цель:  обучение  приемам саморегуляции
Мини-беседа «Перестать себя накручивать»
Цель: активизировать представления о взаимосвязи собственных оценок и представлений о ситуации, развитие умения констатировать факты без эмоций
Упражнение  «Переключение внимания»
Цель: формировать навык  оценивать ситуации нейтрально или позитивно для  адекватного разрешения проблемы.
Задание на дом: тренировка переключения внимания и  констатации фактов, без оценочном описании предметов или явлений.
Цель: закрепление навыка переключения внимания и безоценочного анализа увиденного.
Рефлексия.

Занятие 4

Тема. Выплеск и переключение обиды. Преодоление обиды.

Цель занятия: облегчение эмоционального состояния, переживание воспитанником обиды через ее  «опредмечивание» и «выбрасывание», развитие навыка выбора  способа реагирования и снятия эмоционального напряжения.

Содержание занятия.

Упражнение  «Переключение внимания»
Цель: закрепление навыка  оценивать ситуации нейтрально, без оценки.
Упражнение  «Вернись страшной сказки в реальность»
Цель: закрепление навыка развеивания чувства обиды.
Дыхательная гимнастика для саморегуляции.
Цель: освоение дыхательных приемов саморегуляции
Упражнение  «Почему они так поступают?»
Цель: развитие навыков критического мышления, оправдание поведения обидчика, развитие способности переключать внимание с внутреннего на внешнее.
Рефлексия

Занятие 5 

Тема. Определение взаимосвязи эмоций и поступков.

Цель занятия: развитие понимания у подростков взаимосвязи эмоциональных состояний  и поступков, формирование правильного отношения к своим переживаниям, избегать  «застревания аффекта», способствовать осознанию необходимости самодисциплины.

Содержание занятия.

Мини-беседа « Переключение внимания, отвлечение от обиды»
Цель: закрепление навыка  переключения внимания и формирования позитивного отношения к  обидным ситуациям.
Аутогенная тренировка
Цель: повышение психологической компетентности, закрепление навыка переключения внимания через достижения аутогенного состояния.
Физиологическая прокачка обиды
Цель:  познакомить с приемами саморегуляции, снижение психоэмоционального напряжения.
Упражнение «Выплеск и переключение обиды»
Цель: создание ситуации  завершения  обиды у подростков.
Упражнение «Встань на его место»
Цель: формирование умения принимать чувства другого человека  в конфликтной ситуации, развитие навыков рефлексии.
Мини-лекция «Что такое самодисциплина?»
Цель:  повышение психологической компетентности и осознанию необходимости  развития самодисциплины.
Задание на дом
Цель: развитие стремления  подростков к  самоопределению и самодисциплине
Рефлексия  анкета

Занятие 6 

Тема. Самодисциплина.

Цель занятия: развитие мотивации к самодисциплине через формирование позитивного  целеполагания и осознанного подхода к делу, которое кажется сложным.

Содержание занятия.

Мини-беседа «Что такое самодисциплина, пути ее достижения»
Цель: развитие представления о дисциплине и способов достижения самодисциплины.
Диагностика потребности в достижении успеха
Цель: определить, насколько сильны устремления  воспитанника  в достижении успеха.
Упражнение  «Стратегия выбора. Формулирование цели»
Цель: повышение  мотивации к  самоорганизации ,  и формирование навыка построения позитивных целей.
Мини-беседа «Система организации дня»
Цель:  актуализация представлений подростка о самоорганизации и  своей ответственности за достижения в ближайшем времени и в будущем, развитие самодисциплины.
Упражнение «Тетрадь успехов»
Цель: формирование стремления к успеху, повышение уверенности в себе.
Рефлексия

Занятие 7 

Тема. Развитие  личной самоорганизации.

Цель: повышение компетентности подростков по личной самоорганизации (развитие навыка  целеполагания, планирования и структурировании времени).

Содержание занятия.

Упражнение «Создавая действительность»
Цель: закрепление мотивации и навыка  формулирования позитивной цели и выявление ресурсов для ее достижения.
Мини-беседа  «Ты и твои дела важнее обиды»
Цель: развитие мотивации к саморазвитию и структурированию времени.
Упражнение «Дела срочные и дела важные»
Цель: развитие навыков рефлексии, формирование ответственное отношение ко времени, определение приоритетов при  попадании в затруднительные ситуации.
Задание  «План и распорядок дня»
Цель: закрепление навыка организации дня, навыка планирования дел на день, месяц.
Рефлексия

Занятие 8 

Тема. Закрепление навыков критического мышления, понимания и стремления к социально-значимым выборам.

Цель: развитие навыков рефлексии, закрепление навыка анализа ситуаций, поиска адекватного решения.

Содержание занятия.

Тренинг «Переключение внимания»
Цель: закрепление навыка  оценивать ситуации нейтрально или позитивно для  адекватного разрешения проблемы.
Упражнение «Я могу»
Цель: закрепление навыков саморегуляции.
Проведение итоговой диагностики
Цель: выявление результатов индивидуальной работы по тестам
Упражнение «Преодоление обиды»
Цель: осмысление, извлечение урока из ситуации, обсуждение способов поведения в конкретной обидной ситуации, развитие навыка саморегуляции.
Анализ обид  (метод Рожкова М.И., Набатовой М.А.)
Цель: проверить, насколько подростки усвоили  материал (научились рационально себя вести, справляться с обидой).
Дилеммы.
Цель: развитие умения анализировать ситуации, аргументировать свое решение, мнение.
Рефлексия по итогам занятий – заполнение Анкеты обратной связи.
Цель: подведение итогов индивидуальных занятий.

Литература

  1. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками [Текст] / Л.Ф. Анн.– СПб.: Питер, 2006.–271 с.
  2. Дендеберя, Е.В. Как поднять самооценку [Текст] / Е.В. Дендеберя, – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 352 с.
  3. Лемайте, К. Оптимизм. Новая программа для улучшения настроения. [Текст] / К. Лемайте, – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. – 383 с.
  4. Прихожан, А.М., Толстых, Н.Н. Как не попасть в неприятную ситуацию. Психологические ловушки для мальчиков. [Текст] / А.М.Прихожан, Н.Н. Толстых, – М.: Академический Проект, 2001.–48 с. (Ты не один).
  5. Рожков, М.И., Набатова, М. А. Как помочь ребенку преодолеть обиду [Текст] / М.И. Рожков, М. А. Набатова, – Ярославль, Академия развития, 2006. – 192 с.