Мосты взаимопонимания

Разделы: Начальная школа, Инклюзивное образование


Может ли аутичный ребёнок учиться в обычной школе? Удержится ли в ней, продолжится ли коррекционная работа с ним, сохранится ли надежда на улучшение его социальной адаптации в будущем?

Для семьи, воспитывающей ребёнка с диагнозом «нарушение эмоционально-волевой сферы», такие вопросы часто возникают вне зависимости от формального уровня интеллектуального развития ребёнка, вне зависимости от сформированности его направленности быть учеником, ходить "как все" в школу, от возможного владения некоторыми учебными навыками.

Личный мой опыт и опыт моей ученицы подсказывает, что может, если ребёнок достаточно подготовлен к этому процессу.

Эффективность обучения  по инклюзивной программе не гарантирована одним лишь нахождением аутичного ребёнка в классе обычной образовательной школы и присутствием подле него взрослого. (В Законе об образовании введены следующие понятия:

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий).

Детский аутизм внешне принимает очень разные формы. Многое зависит от интеллектуального уровня ребёнка с таким заболеванием, от его нарушений в развитии, а также от уровня поддержки, в которой нуждается ребёнок с аутизмом в повседневной жизни. Принимая решение об обучении  ребёнка-аутиста в обычной школе, вы должны руководствоваться главным: способностями и потребностями ребёнка. Необходимо постоянное сопровождение ребёнка, даже высокоинтеллектуального, дефектологом (в нашем случае – школьным психологом) для его успешного обучения в обычной школе. Но вас не должно это пугать.

Это позволит демонстрировать хорошие результаты в школе, не бояться выйти к доске или ответить с места. Между психологом, родителями  и учителем в школе должен быть постоянный контакт. Тогда учитель класса может спланировать учебный процесс, выделить цели для обучения, а также стать связующим звеном между всеми участниками программы – родителями, учителями, одноклассниками.

Если у ребёнка высокий интеллект, то он учится в обычной школе. Но  педагог должен  пройти специальную подготовку и знать, как работать с такими детьми. Знание особенностей аутичных детей поможет учителю включить их в педагогический процесс. В моём случае – обучение на курсах Московского института открытого образования по темам: «Обучение детей с ограниченными возможностями с использованием Интернет-технологий», «Информационно-коммуникационная образовательная среда учебного заведения».

Здесь есть масса особенностей и в оформлении класса, и в объяснении материала, и в опросе.  В коллективе здоровых детей ребёнок-аутист будет стремиться стать таким же. Те аутисты, которым дали возможность развиваться и адаптироваться, впоследствии часто проявляют необычные способности. Аутичный ребёнок может достичь даже большего успеха, чем его нормальный сверстник.

Я уже могу порадоваться первым успехам своей ученицы, обучая её в частном  образовательном учреждении в течение 4-х лет (курса начальной школы). У моей ученицы проявилась феноменальная память, что помогает ей не только хорошо запоминать правила по русскому языку, стихотворные и прозаические тексты по литературе, окружающему миру, на английском языке, но и успешно применять их на практике. Она очень любит читать детскую разножанровую литературу. Хотя, в первый год обучения девочка чаще не принимала, даже порой протестовала против учебной деятельности. Но желание родителей, по образованию педагогов, вера в своего ребёнка, помогли им убедить себя и других, что  она способна обучаться в обществе здоровых сверстников, что у неё всё получится. Её ждёт полноценное будущее. На четвёртый год обучения  наша ученица – активный, любознательный, пользующийся определённым авторитетом у одноклассников, участник учебного процесса.

Помощь родителей  в учебном процессе очень важна.  Мать ученицы присутствовала на каждом уроке, вникала в учебную программу, дома ещё раз с дочерью проговаривала учебный материал, помогала добросовестно выполнять  все домашние задания.  Мне, как учителю, иногда подсказывала более действенные приёмы успешного обучения для такой ученицы, которые хорошо срабатывали и на других учениках. Например: правила для заучивания заключать в схему, таблицу, видеоряды словарных слов, проигрывание проблемных ситуаций в виде мини-инсценировок (с учётом  возрастных психологических особенностей  младших школьников). Аутичному ребёнку  легче воспринимать научный теоретический материал  через образное восприятие.

Первые два года обучения контроль  усвоения учебных знаний и навыков я осуществляла  индивидуально. Контрольные задания по русскому языку и математике давала ввиде тестов, использовала более крупный шрифт, даже время для выполнения работы выделяла  вне урока, в более комфортной обстановке. Постепенно контрольные работы она стала выполнять на уроках вместе с одноклассниками в соответствии с общими требованиями.

В четвёртом классе успешными были проекты учеников класса и этой ученицы как итоговое заключение к очередной изученной теме по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, английскому языку. С удовольствием  моя ученица, о котором идёт речь, участвовала и побеждала в международных  интеллектуальных  дистанционных конкурсах по английскому языку. Итоговые аттестационные работы за курс начальной школы она выполнила успешно: на «отлично» – по русскому и английскому языкам и «хорошо» – по математике.

Особо стоит отметить поведение остальных учеников класса в отношении «особенной» ученицы. Молодцы! Воспитание толерантности налицо. Для этого проводилась разноплановая  работа не только с учениками, но и с их родителями с первого года обучения детей в школе.

Хочу  предложить Вам список из 10 фактов для педагогов и специалистов, составленный Никитой Щуруком (аутист из Москвы написал книгу о себе, «чтобы другим было полегче».), которые я применяю в своей работе. Он написал:

  • Пожалуйста, говорите со мной так же, как и со всеми другими людьми. Я понимаю то, что вы говорите, даже если не всегда кажется, что это так.
  • Пожалуйста, говорите напрямую со мной, а не с моим сопровождающим, моей мамой или моим учителем.
  • Пожалуйста, уделяйте основное внимание моим сильным сторонам. У меня их много.
  • Пожалуйста, будьте терпеливы.
  • Пожалуйста, относитесь с уважением, если мне нужен перерыв. Я просто делаю то, что нужно, чтобы сохранить способность учиться в классе.
  • Пожалуйста, не нужно награждать меня по любому поводу. Лучше настоящая «хорошая работа» или настоящая пятёрка, как и для других учеников.
  • Пожалуйста, не обращайтесь со мной как с маленьким.
  • Пожалуйста, помните, что я человек, как и вы.
  • Я очень хорошо чувствую хороших и плохих людей. Если рядом кто – то скандалит, или сильно спорит, то я могу заболеть с высокой температурой.
  • Без помощи я жить не смогу — теряюсь.

Эту заметку из книги я поместила у себя дома над рабочим столом, ежедневно перечитывала  её, начиная свой первый год работы со своей ученицей. Поверьте, даже спустя время с этими фактами трудно поспорить.

Ежегодно Всемирная организация здравоохранения публикует данные об этом заболевании.  И если раньше, лет двадцать назад, на 10000 человек был 1 случай аутизма, то по данным на начало 2013 года этот диагноз ставили уже каждому 160 ребёнку, а в этом году цифры обещают быть ещё менее утешительными. Неудивительно, что эта проблема вызывают всё большую обеспокоенность. Социальной адаптацией аутистов вовсю занимается весь цивилизованный мир. Особенность жизни людей с аутизмом в России заключается в том, что у нас нет такого диагноза. Есть диагноз «ранний детский аутизм», но во взрослом состоянии он либо снимается, либо (и это проис­ходит чаще всего) превращается в «шизофрению».

В нашей стране об этой  проблеме  заговорили только лет  десять назад. Поэтому у нас нет пока чёткой  государственной программы по социализации и поддержке аутистов, нет даже системы диагностики заболевания. Всё  делается родителями и специалистами-подвижниками, которые сами читают, сами учатся и сами занимаются с детьми.

Первый и пока единственный в России центр медико-психологической помощи детям-аутистам открылся в Перми.Специальный класс для детей-аутистов открыли в московской школе №198. Первая попытка российского государства встроить детей-аутистов в обычную социальную среду. Но это все только частные случаи, системы пока нет.

Безусловно, для таких детей необходимо создать особый тип школы со своей программой психолого-педагогической коррекционной работы, соответствующей их особым нуждам, где сама организация среды, взаимодействия педагога и ребёнка позволят максимально использовать, развить его способности к обучению и социальной адаптации. Организация таких школ, надеюсь, является делом недалекого будущего.

Я убеждена, что  уже сейчас руководители и педагоги частных школ, учитывая проблемы, характер трудностей детей-аутистов, могут помочь им и в обучении, и в организации социально адекватных форм поведения, контактов со сверстниками.
Сохранить такого ребёнка в школе, создать для него условия обучения — это значит сохранить его стремление к жизни вместе с другими людьми, надежду семьи на лучшее будущее ребёнка.

Когда-то аутизм считали «неизлечимой болезнью», но теперь это мнение не выдерживает никакой критики перед лицом знаний и информации, объёмы которой увеличиваются прямо сейчас, пока вы это читаете. Богатый опыт работы с аутичными детьми накоплен специалистами из США и Японии. Публикуется много литературы, статей о данной проблеме. Назову только некоторые источники.

Видео

Книги

  • Кэтрин Моррис «Услышать твой голос»
  • Роберт Шрам «Детский аутизм и АБА»
  • Ловаас И. «Книга Я»
  • Эллен Нотбом «10 вещей, о которых хотел бы рассказать вам ребенок с аутизмом»
  • ПОБЕДИТЬ АУТИЗМ Метод семьи Кауфман
  • Прайор Карен «Нe рычите на собаку!»
  • «Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей» Эрик Шоплер, Маргарет Ланзинд, Лезли Ватерс
  • «Исповедь матери аутичного ребенка, или внутренняя феноменология первой сессии холдинговой терапии» Дедюхина Г.В., Кириллова Е. В.
  • Мама-терапия от профессора Драпкина
  • П.Сатмари. Дети с аутизмом.    
  • «Кто такие аутисты?» Никита Щирук. Отрывки из книги.

Исследования

Ссылки

Статьи

Давайте же  вместе работать, чтобы построить между нами мосты. Чтобы сказать детям, страдающим аутизмом: «Мы поможем Вам! Мы на Вашей стороне! Мы верим в Вас!»