Изготовление куклы-оберега. 6-й класс

Разделы: Технология

Класс: 6


Цель:  Познакомить учащихся со значением оберега в жизни человека.

Задачи: Сформировать понятие «оберег»; научить изготавливать куклу-оберег из ткани; формировать эстетический вкус у учащихся и развивать творческие способности детей; прививать у учащихся любовь к русской культуре.

Методическое оснащение урока: кабинет трудового обучения.

Дидактическое обеспечение

  • рабочая тетрадь,
  • плакат,
  • технологические карты (ТК) <Рисунок1>,
  • образец объекта труда.

Рис. 1

Словарная работа:

«оберег» – с греческого «отвращающий беду»
«коробейка» – сундучок из луба, с дном и крышкой из дерева,
«безликая» – лишенная своеобразия, индивидуальных, характерных свойств.

Тип урока: урок-практикум.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие, проверка явки учащихся, заполнение классного журнала, настрой учащихся на работу, доведение до учащихся плана урока.

II. Переход к изучению нового материала

Перед тем, как приступить к изучению новой темы, подведем итог по теме « Бумага и картон»

Повторение пройденного материала.

Вопросы:

  1. Дайте определение слову «бумага». (Слово «бумага», история происхождения, что означает «хлопок»).
  2. Какую страну считают родиной бумаги?  (Китай)
  3. Кто и в каком году создал устройство для измельчения древесины и получения хорошей плотной бумаги? (Фридрих Келлер, 1843 г).
  4. Что можно сделать с бумагой, используя её свойства? (Резать, мыть, рвать, сгибать, и т.д.)
  5. Какие виды бумаги вы знаете? Назовите.
  6. Перечислите поделки, которые мы с вами делали на уроке.

Наша цель – познакомится с различными материалами. Мы уже познакомились с темой «Бумага и картон», переходим к теме «Ткани и волокнистые материалы».

III. Изучение нового материала

Слово учителя.

В быту русской  деревни тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. В иных избах их было до сотни. Тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры. Пока дети были малы, кукол вышивали матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет девочки изготавливали кукол сами. Полностью содержание  куклы проявлялось в игре. У каждой девочки была своя «коробейка». Кукла требовала реальной игровой среды, для неё лепили посуду, шили одежду. Тряпичная кукла приобщала ребенка к обрядовой жизни деревни. К тряпичным куклам их хозяйка относилась с большой любовью: никогда не оставляла на улице, не разбрасывала по избе.
Изучая тряпичных кукол, ученые обратили внимание на безликость многих кукол. Чем же объяснить этот факт? (Ответ детей.)

Оберег – с греческого «отвращающий беду». (Запись в тетради)

В народе считалось, что кукла с нарисованным лицом имеет душу и, поскольку она связана с ребенком, то в каких-либо ситуациях может проявить свой нрав. Наделенная магической силой, она становится помощницей и заступницей в трудных делах. Тряпичная кукла принимала активное участие в обрядовых праздниках и заговорах. Кукла-оберег с самого раннего детства оберегала ребенка, появившегося в семье. Вместе с пеленками для новорождённого мастерили и куклу-талисман. Ее делали без ножниц и иголок, чтобы не навредить младенцу. Куклу сначала клали в пустую колыбельку – обжиться до появления хозяина, а когда рождался ребенок, кукла всегда находилась рядом и считалось, что все невзгоды и болезни кукла отвлечет на себя. (Отрывок из русской народной сказки «Василиса Прекрасная»).
Такую куклу, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя ее на замужество.
И в наше время можно заметить на свадебных машинах куклу. Это обычай, идущий из глубокой старины.
Сегодня у вас самих будет возможность сделать такую куклу-оберег своими руками.
Нам понадобится: кусок плотной ткани, белый лоскут, цветная ткань, нитки, ножницы.
Перед тем, как приступить к работе, вспомним требования техники безопасность при работе с ножницами.

IV. Практическая работа

  1. Взять плотную ткань, скатать ткань, загнуть ? на 1,5 см от края, перевязать ткань ниткой.
  2. Перевязать закрутку еще раз, но уже посередине.
  3. Накрыть закрутку
  4. Надеть на куклу платок.

V. Анализ и оценка урока

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Чему научилась?
  3. Что такое «оберег»?
  4. Почему у многих тряпичных кукол не было нарисовано лицо?

VII.Уборка рабочих мест

VIII. Сообщение о теме следующего урока, задание учащимся на подготовку к следующему уроку.