Тренинг по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Технологическая карта №1

Цель: профилактика асоциального поведения.

Задачи: знакомство с группой, формирование доверительной атмосферы, знакомство с Конвенцией о правах ребенка и законодательством РФ.

Этап

Назначение

Содержание занятия

Материалы оборудования

Время
1. Принятие правил групповой работы Выработать правила, по которым будет проводиться каждое занятие Ведущий рассказывает участникам, что несколько человек, которые объединяются в группу для реализации какой-либо деятельности всегда действуют по правилам. Если эти правила предварительно не обсуждаются и не принимаются, в группе могут возникнуть разногласия конфликты. Чтобы их не было в данной группе, ведущий предлагает принять правила. Они записываются на бумаге. Ведущий озвучивает основные пункты, к которым участники делают дополнения.
  1. То, что происходит в группе, не должно негативно влиять на взаимоотношения.
  2. Нельзя унижать и оскорблять.
  3. Нельзя употреблять нецензурные выражения.
  4. Обращаться друг к другу только по имени.
  5. Говорить по одному, при высказывании необходимо поднять руку.
  6. Указания ведущего не обсуждаются.
  7. Нельзя выходить из группы без разрешения ведущего.
  8. Кроме того определяются штрафные санкции для нарушителей. Вывод участника за дверь является крайней мерой наказания. Самым оптимальным наказанием за нарушение правил является лишение права голоса на одно упражнение. Обычно подростки достаточно тяжело переживают, что им не разрешат высказать свое мнение.
Правила работы в группе 5 мин.
2. Мозговой штурм «Составление портрета современного человека». Создание на основе представлений участников собирательного образа современного подростка. Подросткам предлагается составить словесный портрет современного подростка, обозначив его основные черты личности, увлечение, моду в одежде, в музыке, в с порте. Необходимо, чтобы были обозначены и негативные черты: портрет не должен быть идеализированным. Предложения участников записываются на листке ватмана составляются до последнего занятия. Ведущий объясняет, что этот портрет понадобится на последнем занятии, а для чего, ребята поймут сами. Лист бумаги, ручка. 10 мин.
3. Упражнение «Я хочу – я могу» Осознание подростками своих реальных желаний и возможностей. Участникам группы предлагается составить список своих желаний возможностей. В группе проводится обсуждение на тему: «Все ли мои желания исполнимы и что необходимо, чтобы они исполнились».Ведущий спрашивает ребят: «Могут ли предпринимаемые вами действия для достижения цели испортить жизнь другим людям, повлечь за собой нанесение какого-либо ущерба»? В обсуждении заостряют внимании на том, что только позитивные действия проводят к положительным результатам. Лишь соблюдая правила других людей, человек может испытать полное удовлетворение от своих действий, а нарушив их, напротив будет иметь неприятности с законом. Листы бумаги, ручки на всех участников. 10 мин.
4. Информационно-правовая часть: «Конвенция о правах ребенка и законодательство РФ Знакомство с основными международными и государственными законами, защищающими права несовершеннолетних. Ведущий предлагает вниманию участников общие принципы Конвенции о правах ребенка и законодательства РФ, защищающиеся права нес совершеннолетних, а также гражданские права свободы. Ведущий может сказать следующее: «Для охраны прав детей еще в 1924 году была принята Женевская декларация прав ребенка. Государства, которые подписали эту декларацию, признавали любого человека полноправным гражданином своей страны. Со временем происходили изменения некоторых пунктов Декларации, вносились поправки. В 1959 году Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций принята Конвенция о правах ребенка. В нашей стране Конвенция вступила в силу в 1990 году. Но так как большинство детей воспитываются в семьях, особое внимание уделяется именно семье.В нашей стране принят Семейный кодекс, в котором отражены права, обязанности и ответственность всех членов семьи. В этих законах не забыты и дети, оставшиеся без попечения родителей, заботу о которых взяло на себя государство.

И в Конвенции, и в Семейном кодексе провозглашаются, что дети имеют право на особую заботу и помощь. По какой же причине, дети должны быть окружены особым вниманием?

В Конвенции указано:«…ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»

Правовая защита ребенка, что это такое? А это, ребята, соблюдение его прав. Какими же правами обладаете вы? В первую очередь ребенок имеет право на жизнь, никто не имеет право ее отнять.

Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Ребенок имеет право на всестороннее развитие умственных, физических способностей, образование, на участие в культурной и творческой деятельности лечение, досуг и отдых. И, наверное, самым главным является право жить и воспитываться в семье. Ни одного ребенка никто насильно не может забрать из семьи, если в этой семье не нарушаются его права. А за выполнением этих прав наблюдают Органы опеки и попечительства.Каждый ребенок может самостоятельно обратиться в эти органы, если его родители злоупотребляют своими правами – жестоко обращаются с детьми, не обеспечивают его пищей необходимыми вещами, не лечат. В России ребенка до 14 лет принято считать малолетним, С 14 до 18 лет – молодежью.

Таким образом, вы все обладаете правами и обязанностями и ответственностью. О вашей ответственности и обязанностях вы узнаете на следующих занятиях.

  15 мин.
5. Рефлексия Получение обратной связи. Участники по кругу высказывают свое мнение о занятии. Что понравилось, что оказалось трудным.   5 мин.

Продолжение