Экологический проект «Знатоки леса»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


В лесу

Я с утра в лесу гуляю.
От росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
Про березку и про мох.
Про малину, ежевику,
Про ежа и про ежиху,
У которых за ежат
Все иголочки дрожат.
Н. Матвеева

Проблема:

  • Имеются пробелы в экологическом воспитании детей. Несформированность у детей представлений о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; о неразрывной связи человека и природы.
  • Дети не знают правила поведения в лесу.
  • В настоящее время большой процент родителей неохотно участвует в жизни детского сада и группы.

Актуальность:

  • Обострение экологической проблемы в мире диктует необходимость интенсивной работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.
  • Важно развивать у детей интерес к изучению природы родного края, расширять знания детей о растениях и животных леса, их внешнем виде, повадках, приспособленности к жизни, взаимосвязях.
  • Воспитывать чувства гордости за родную природу, бережного отношения к ней.
  • Так же актуальна и проблема взаимодействия педагогов ДОУ и родителей воспитанников, вовлечение их в жизнь детского сада и группы в частности.

Цель:

  • Формировать у детей представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории (жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга); о том , что человек и природа не могут существовать друг без друга, человек обязан заботится о природе; развитие познавательных и творческих способностей детей, навыков взаимодействия и сотрудничества.

Задачи:

  • Организация соответствующей предметно-развивающей среды (игр, дидактического материала, альбомов с иллюстрациями и загадками, презентаций по теме);
  • Формировать у детей представление о лесе, правилах поведения в лесу;
  • Развивать познавательные и творческие способности детей;
  • Развивать интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней;
  • Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление умение анализировать, сравнивать и обобщать;
  • Вовлечь в учебно-воспитательный процесс родителей.

Участники проекта:

  • Воспитатели
  • Дети
  • Родители.

Тип проекта:

  • по составу участников – групповой (дети, родители, педагоги);
  • по целевой установке – информационно-практико-ориентированный, исследовательский, творческий (участники проекта собирают информацию, реализуют ее, результаты оформляют в виде творческих выставок, конкурсов).

Сроки реализации:

  • октябрь-ноябрь,
  • февраль – апрель (длительный)

Место проведения: 

  • МБДОУ Детский сад №11 “Солнышко” п. Озерки, старшая группа “Пчёлки”

Этапы реализации проекта

  • 1 этап – подготовительный
  • 2 этап – основной (реализация проекта)
  • 3 этап – заключительный (защита проекта)

Первый этап – подготовительный.

Деятельность педагога:

  • Беседа с детьми о лесе (выявление уровня знаний детей о лесе, как о сообществе растений и животных).
  • Составление плана работы над проектом.
  • Сбор материала, необходимого для реализации цели проекта.
  • Разработка конспектов занятий, презентаций по планируемым темам .
  • Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.
  • Изготовление дидактических игр, пособий и т.д.

Деятельность детей:

  • Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.

Взаимодействие с семьей:

  • Проведение родительского собрания.
  • Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

Примечание: На этом этапе формулируется проблема, цель и задачи проекта.

Второй этап – основной.

Деятельность педагога

Беседы, занятия с детьми познавательного характера:

- “Что такое лес?” (запуск темы)

- Какую пользу приносит лес?

- Научитесь беречь лес!

- Растения – пища животных и человека.

- “Какие бывают леса?”

- “Деревья и кустарники наших лесов”.

-“Деревья наши друзья”.

- “Грибы”.

- “Ягоды”.

- “Лекарственные и ядовитые растения” или игра – путешествие в страну “ Полезных и вредных растений”

- “Охрана растений. Красная книга”

- “Кто живет в лесу?”

- “Зачем волкам нужны зайцы?”

- “Как дикие звери готовятся к зиме”

- Перелетные и зимующие птицы”

- “Хорошо ли жить в царстве пернатых”

- “Почему появились редкие птицы. Красная книга”

- “Охрана животных. Красная книга”

- “Насекомые” и др.

- “Знакомство с профессией лесника”

- “Мы друзья природы”

- “Охрана леса”

- “Как люди помогают лесным обитателям”,

Организация предметно-развивающей среды по заданной теме

  • подготовка информации по темам: ““Лес. Царство растений”, “Жители леса”, “Человек и природа” для родительских уголков
  • организация различных выставок, конкурсов, развлечений и т.д.
  • создание презентаций для занятий с детьми (“Ягоды”, “Грибы”, “Лес и его звуки”)

Детская деятельность:

  • Сюжетно-ролевые: “По грибы”, “В лесу”
  • Дидактическая игра: “Отгадайте, что за растение”; “Узнай и расскажи” , "Загадай, мы отгадаем" и др. “Что растет в лесу”; “Кто живет в лесу”; “Третий лишний”
  • Подвижные игры:  “Поймай листок”; “Листопад”; “К названному дереву беги” ; “Узнай растение” и др.
  • Сюжетно-ролевые: “Зоопарк”
  • Дидактическая игра: “Кто что ест?”; Что это за птица?”; “Найди детеныша для мамы”; “Четвертый лишний”, “Чей хвост, чья голова?” и др.
  • Подвижные игры: “Пустое место”, “Узнай по голосу”, “Голубь”, “Волк во рву”, “Хитрая лиса”, “Зайцы и волк” , “Пчелки и ласточки” , “Перелет птиц” и др.
  • Сюжетно-ролевые: “Лесник”, “Охота”
  • Дидактическая игра: “Отвечай одним словом”; Что было бы, если из леса исчезли…”; “Береги природу!” и др.

Чтение художественной литературы:

  • К.Ушинский “Спор деревьев”
  • А.Лопатина “Липкины дары”, “Жизнь дерева”, “Зеленая страна”и др.
  • Чтение русских народных сказок “Лисичка-сестричка и серый волк”, “Хвосты”, “Заяц-хваста”, “У страха глаза велики”; рассказов из пособия Т.А. Шорыгиной “Какие звери в лесу?”
  • Е. Пермяк “Русские сказки о природе”
  • Н.Сладков “ Сказки леса”
  • В.Бианки “Сказки” и др.

Продуктивная деятельность:

- Коллективная работа “Грибная семейка”- картина из пластилина

- “Грибы” - создаем коллекцию грибов из соленого теста

- " Гроздь рябины”"

- “Елочка”

-“Ягодка”

Аппликация:

- декоративное панно "Орнамент из листьев" ( на круге)

- “Во поле береза стояла”

Рисование:

- создание тематического альбома “Почему нас так назвали? (детские рисунки грибов + описание) и др.

“Какие разные кусты” (шиповник)- использование нетрадиционных приемов рисования

- “В грибном царстве, лесном государстве” и т.д.

Лепка:

- лепка сказочных персонажей (для настольного театра) из русской народной сказки “Колобок”: заяц, волк, медведь, лиса, колобок.

- “Учимся лепить птиц”

Аппликация:

- "Бабочка” - аппликация из пластилина

- “Медвежонок”

- “Царство диких зверей”

- “ Трусишка зайка серенький”

Рисование: (нетрадиционные приемы рисования)

- “Летят перелетные птицы”- рисуем “крупами”

- “Синички”- тычком

- “Снегири на ветке рябины”

- “Кто живет в зимнем лесу”

- “Ежиха с ежатами в ельнике”- рисуем “веником”

- “Бабочки летают над лугом” и т.д.

- рисование природоохранных знаков

- изготовление памятки “правила поведения в лесу”

“грибнику” и др.

- выставка рисунков “Лес – глазами детей” и т.д.

Коммуникативная деятельность:

Творческое рассказывание детей по темам: “Лес .Царство растений”; “Жители леса”; “Человек и природа” .

Работа с родителями:

- Вечер досуга “Люблю березку русскую”

- Информация в родительском уголке “Осень в лесу”, “ Лес зимой” и т.д.

- Работа над созданием совместно с детьми выставки поделок из природного материала “Осенние странички”

- Участие в акции “Посади дерево” (посадка ели и каштана).

- Чаепитие “У самовара” ( травяной чай и ягодное варенье)

- Совместная работа по подбору материала и оформлению альбомов “Грибы”, “Ягоды”, “деревья”

- Совместная работа по подбору материала для презентаций по теме.

- Совместная работа над созданием фильма “Животные нашего края”

- Презентация родителям экологической сказки “Один день из жизни синички”

- Проведение акции “Поможем птицам зимой” - изготовление кормушек из бросового материала

-Совместная работа по подбору материала для альбомов “Дикие животные”, “Насекомые”, “Птицы”.

- Проведение акции “Посади дерево”

совместный поход на природу.

- Подготовка и оформление совместной выставки рисунков, а затем и презентации “Правила поведения в лесу”.

Третий этап -заключительный.

Деятельность педагога:

  • Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работе)
  • Представление опыта работы в данном направлении на педагогическом совете ДОУ
  • Участие в выставке педагогических экологических проектов.
  • Деятельность детей и родителей: Проведение игры-викторины совместно со взрослыми “Знатоки леса” .
  • Знакомство с изготовленными презентациями детей средней группы.
  • Презентация проекта “Знатоки леса” для учителей начальных классов.
  • Презентация выставки рисунков “Правила поведения в лесу” ученикам первых классов.

Ресурсы:

1. Информационные:

- фото и видео материалы;

- библиотечный фонд.

2. Научно-методические:

- консультативная работа с родителями.

3. Дидактическое обеспечение:

- подбор произведений о растительном и животном мире леса;

- побор открыток, фотографий, альбомов;

подбор тематических дидактических игр.

4. Кадровые:

- воспитатели; музыкальный руководитель.

-5. ТСО: проектор; ноутбук; фотоаппарат;

- музыкальный центр, видеокамера.

Ожидаемые результаты для детей

- Сформированность представлений о лесе, как о сообществе растений и животных; о неразрывной связи человека и природы

- Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

- Ответственное отношение детей к окружающей среде (от этого зависит свое здоровье)

- Вовлечение в творческую деятельность каждого ребенка

- Развитие познавательного интереса к природе, коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.

Ожидаемый результат для родителей:

  • Повышение уровня экологического сознания.
  • Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.

для педагогов:

  • Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.
  • Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности дошкольников.
  • Личностный и профессиональный рост.
  • Самореализация.

Стали мы теперь друзьями
И с лугами, и с лесами.
И летит со всех сторон
К нам весёлый птичий звон.
Пусть живут спокойно ели,
И стрекозы, и олени:
Никогда никто из нас
Обижать друзей не даст.
Для того, кто станет другом
И для леса, и для луга,
Будет солнышко теплей,
Будет небо голубей.