Языческие верования и обычаи древних славян

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Цель урока: развитие у учащихся первичных представлений о верованиях и обычаях восточных славян.

Задачи урока:

  • знакомство с верованиями древних славян;
  • освоение понятий язычество, капище, идол, религиозный обряд, волхвы;
  • совершенствование умений в области чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания;
  • обогащение лексического запаса и формирование эрудиции;
  • развитие образного мышления;
  • развитие интереса к изучению предмета.

План урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Оборудование, источники и т.п.
Актуализация знаний Консультирование по домашнему заданию; постановка вопросов для обсуждения; организация деятельности учащихся Ответы на вопросы, анализ предоставленного дидактического материала Раздаточный иллюстративный материал или компьютерная презентация
Постановка и формулировка проблемы Постановка вопросов для обсуждения, организация деятельности учащихся Формулировка проблемных вопросов Классная или интерактивная доска, тетради
Планирование деятельности Организация деятельности учащихся Планирование алгоритма решения проблемы, запись проблемных вопросов Классная или интерактивная доска, тетради
Решение проблемы и применение полученных знаний Комментированное чтение текста учебника; организация деятельности учащихся; сообщение дополнительной информации Комментированное чтение текста учебника; индивидуальная работа с материалом рубрики; словарная работа; работа с иллюстрированным материалом; ответы на вопросы учебника и проблемные вопросы Учебник, иллюстрированный материал к уроку
Рефлексия и оценивание Организация деятельности учащихся Ответы на вопросы учебника; ответы на вопросы рефлексивного характера; оценка урока Интернет, учебник, материал для оценивания урока
Домашнее задание Инструктирование, консультирование Индивидуальные задания 2-3, с.52. Общее задание на повторение материала раздела 2. Завершение индивидуальных проектов Учебник, русские народные сказки, Интернет

Ход урока

Актуализация знаний

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Расскажите о каком континенте мы говорили на прошлом уроке?

2. Как зовут девочку, которая рассказывала об этом континенте?

3. Что вам больше запомнилось из ее рассказа?

Постановка и формулировка проблемы

Чтение и обсуждение названия урока 8. Возможные задания и вопросы для обсуждения:

1. Как вы думаете, о чем нам предстоит узнать на этом уроке?

2. Какие слова мы можем назвать ключевыми для этого урока?

Примерные проблемные вопросы:

1. Каковы были верования древних славян?

2. Каким предстает мир в верованиях древних славян?

Проблемные вопросы могут быть записаны на доске или оформлены каким-либо другим способом.

Планирование деятельности

  • Чтение текста учебника.
  • Работа с иллюстративным материалом.
  • Ответы на вопросы учебника.
  • Поиск ответов на поставленные вопросы.

Решение проблемы и применение полученных знаний

Чтение текста урока 8.

По мере чтения на доске (или в тетрадях) выписываются основные понятия урока:

язычество, капище, идол, религиозный обряд, волхвы.

  • Чтение текста урока.
  • В процессе чтения текста урока учащимся предлагается проанализировать иллюстрации, на которых изображены леший и водяной (с. 47, 50):
  • Работа с текстом рубрики Р (с. 51) о славянских идолах.
  • Словарная работа со словом “идол”, “капище” (с.51)

В заключение работы с текстом урока можно организовать коллективное обсуждение репродукции картины Н. Рериха на с. 52, предложив для этого задание:

Рассмотрите репродукцию картины Н. Рериха “Идолы”, опишите, что вы видите. Составьте рассказ по картине.

  • Работа с понятиями, выписанными на доске в процессе чтения. Учащиеся должны объяснить смысл понятий.
  • Ответы на поставленные учащимися проблемные вопросы с опорой на прочитанный текст, текст рубрики и информацию, полученную от учителя (фронтальная или групповая работа).

Рефлексия и оценивание

Выполнение заданий и ответы учащихся на вопросы:

1. Расскажите, в каких богов и почему верили древние славяне.

2. Расскажите, с верованиями каких народов мира вы познакомились на предыдущих уроках.

Учитель может попросить детей оценить урок по системе, принятой в классе (смайлики, цветные карточки).

Домашнее задание

1. Найдите и прочитайте вместе со взрослыми сказку, где представлены персонажи верований древних славян. Подготовьте ее пересказ.

2. Общее задание на повторение: повторить новые понятия, изученные в разделе 2.

Приложение 1

Дополнительный материал для учителя

Происхождение славян

Славяне верили в свое происхождение от некоего прародителя. Например, некоторые племена считали своим прародителем Волка. Он считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Во время зимнего солнцестояния все мужчины этих племен во главе с языческими жрецами надевали волчьи шкуры (длаки), что символизировало превращение в волков. У звериного предка просили силы и мудрости. Позднее, с приходом христианства, словом "волкодлак", то есть облаченный в звериную шкуру, стали называть злого оборотня.

Боги и богини

Славяне населили мир разнообразными богами и богинями. Были среди них главные и второстепенные, могучие, всесильные и слабые, шаловливые, злые и добрые.

Во главе славянских божеств, стоял великий Сварог - верховный владыка Вселенной, бог неба и небесного огня, сын Рода. По поверьям древних славян, он разбивал лучами-стрелами небесный покров. Когда-то Сварог бросил на землю с неба кузнечные клещи, и с тех пор люди научились ковать железо. Он покровитель кузнецов. Его и самого представляли как молодого сильного кузнеца

Даждьбог - бог солнца, сын Сварога, весьма почитался славянами. Каждое утро он выезжает на колеснице, запряженной белыми огнедышащими конями. Его сестры - Утренняя Заря и Вечерняя Заря - поочередно выводят и заводят в конюшню коней Даждьбога. У него были две прислужницы, разгонявшие тучи и с помощью дождей очищавшие его лицо.

Молились славяне Роду и рожаницам - богу и богиням плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и был, поэтому особенно популярен. Род - творец всего сущего, он “вдувал” в людей жизнь. Когда в семье хотели иметь детей, для Рода готовили особое жертвоприношение - кашу, сыр, хлеб и сладкий, сваренный на меду напиток. Вкусив это угощение, Род будто бы посылал в помощь людям верно служивших ему дев - рожаниц, которые и должны были позаботиться о приплоде. Лада - старшая из рожаниц, богиня красоты, любви, счастья, брака, плодородия и ее дочь Леля, богиня весны и первой зелени.

Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя скотоводства, это был своеобразный "скотный бог". Считалось, что он способствует обогащению. В X веке именем Велеса клялись князья и их дружинники при заключении договоров с византийскими монархами. Праздник Велеса отмечался в начале января. К Велесу дня выпекалось особое печенье в виде домашних животных. Люди рядились в звериные маски, надевали на себя вывороченные тулупы.

Стрибог - бог-повелитель ветров. Стрибог может вызвать и укротить бурю. Мореплаватели молили Стрибога, чтобы он дал “ветра в парус”.

Стрибога обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посредине моря-океана.

Ярило - бог солнца, весенних гроз. Олицетворял собой весну, пробуждающуюся от зимней спячки природу. Ярило славянам представлялся в виде молодого юноши, ездившего по полям на белом коне: где Ярило проедет, там вырастет богатый урожай.

Единственным крупным женским божеством у славян была Макошь - богиня урожая, меры и судьбы. Её почитали, в основном, женщины. Она покровительствовала всем женским занятиям, в особенности прядению.

Со временем, уже по мере выдвижения в общественной жизни славян князей, воевод, дружин, начала великих военных походов, в которых играла молодая удаль зарождающегося государства, на первый план у восточных славян все больше выдвигается бог молнии и грома Перун, который к IX в становится главным небесным божеством.

Для поклонения своим богам славяне не строили храмов. Они совершали свои обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные, а иногда и каменные статуи языческих богов - идолы. Чтобы задобрить разгневанного бога или заручиться его милостью, ему в жертву приносили животных, а в особо важных случаях - даже людей.

Большую роль в жизни славянских племен играли языческие жрецы - волхвы, которые, по мнению славян, могут общаться с богами, творить заклинания и предсказывать будущее.

Злые и добрые духи

Но языческие представления не исчерпывались лишь главными богами. Мир был населен и другими сверхъестественными существами. Многие из них были связаны с представлением о существовании загробного царства. Именно оттуда к людям приходили злые духи - упыри.

А добрыми духами, оберегающими человека, являлись берегини. Славяне стремились защищаться от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми "оберегами".

В лесу обитал леший и баба-яга, в глубине каждого озера или реки, по представлениям славян, жил водяной, у воды жили русалки. Славяне верили, что это души умерших выходящие весной насладиться природой.

Леший - дух леса, который живет в дупле старого дерева и наводит на людей ужас своими протяжными завываниям, жутким хохотом, стонами и плачем. Леший - хозяин леса и повелитель зверей. Выглядит он наполовину как человек, наполовину как зверь. На нем звериная шкура, на голове рога, а ноги кончаются не пальцами, а копытами. Глаза у лешего зеленые и светятся в темноте. По своему желанию он может быть то не больше гриба-мухомора, и тогда его не сыскать среди травы и палой листвы, а может стать вровень с самыми высокими и могучими лесными великанами-дубами, елями и соснами. Люди побаивались лешего... Если кто-то заблудился в лесу, потерял тропинку, которая вела назад, к дому, значит, в том виноват лесовик. Это он сбивает человека с пути, заставляет его кружить и плутать в глухой чаще на одном и том же месте.

Водяной - дух рек и озер. Славяне считали, что он для запугивания людей громко хохотал, хлопал в ладоши. Мог подражать речи человека или животных (ухал, крякал, стонал, выл, блеял и пр.). Любил заманивать путников в свой подводный дворец. Выглядел он так: на пухлом лице горящие красные глаза-уголья, хвост рыбий, тело покрыто черной чешуей и тиной, вместо рук - лапы с перепонками. Думали, что водяной обладает способностью к превращениям и оборачивается то бревном, то рыбой, то свиньей, коровой или собакой. Любил ездить верхом на соме, которого за это прозвал “чертов конь”. Место жительства выбирал глубокое, любил селиться под мельницами, и друживший с ним мельник ежегодно приносил водяному в жертву свинью.

Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством домового, которого отождествляли с духом своего родоначальника, пращура, или щура, чура. Когда человек считал, что ему грозят злые духи, он призывал своего покровителя - домового, чура, защитить его и говорил: "Чур меня, чур меня!"

Презентация.

Список литературы

1. Данилова, Г. И. Мировая художественная культура. 5-6 кл. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. - М.: Дрофа, 2007. – С. 103-114,116-131.

2. Емельянова, Т. В. Основы мировых религиозных культур. 4 класс. Методическое пособие к учебнику Р.Б. Амирова, О. В. Воскресенского, Т. М. Горбачёвой и др. “Основы мировых религиозных культур” [Текст] / Т. В. Емельянова, К. В. Савченко, Т. Д. Шапошникова. – М.: Дрофа, 2013. – С. 112-117.

3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы мировых религиозных культур. 4 кл. (4-5 кл.) [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / Р. Б. Амиров, О. В. Воскресенский, Т. М. Горбачева, Б. У. Китинов, Б. А. Малышев, Н. Г. Пропирный, К. В. Савченко, К. Т. Сергазина, Т. Д. Шапошникова; под ред. Т. Д. Шапошниковой. – М.: Дрофа, 2012. – С. 46-52.

4. Преображенский, А. А. История Отечества. 6 класс. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Преображенский, Б. А. Рыбаков - М.: Просвещение, 2002. – С. 12-13.