Развитие лексико-грамматических средств языка на примере слов-антонимов

Разделы: Логопедия


Можно без преувеличения сказать, что противоположность как понятие (“наивное” или строго научное) является одним из характерных проявлений природной склонности человеческого ума и лежит в основе различных представлений в обыденной жизни, научном познании, философских построениях, этики, эстетики, религии.
Л.А. Новиков

Антонимы – это слова, различные по звучанию и имеющие противоположные значения. Как правило, они относятся к одной части речи и образуют пары. Современная лексикология рассматривает антонимию как явление, отражающее крайние, предельные случаи противопоставленности слов по содержанию. Антонимия представлена в языке уже, чем синонимия, так как в антонимические отношения могут вступать только те слова, которые можно соотнести по какому-либо признаку: количественному, качественному, пространственному, временному. При этом слова должны принадлежать к одной и той же категории объективной действительности как взаимоисключающие понятия.

Развитие антонимических отношений в лексике отражает наше восприятие действительности во всей ее противоречивой сложности и взаимообусловленности. Поэтому контрастные слова и обозначаемые ими понятия не только противопоставлены друг другу, но и тесно связаны между собой. Слово добрый, вызывает в нашем сознании слово злой, и т.д. [2]. Таким образом, антонимы не только взаимно отрицают, но в то же время предполагают друг друга.

Слово может иметь и не один антоним. А каждый член антонимической пары может иметь свои синонимы, не пересекающиеся в антонимии. То есть антонимические отношения позволяют выражать противопоставленность понятий в многочисленном, “незакрытом” ряду: например, веселый – грустный, унылый, скучный… Пары слов-антонимов, отражая крайние случаи семантического различия, могут иметь между собой как-бы промежуточные слова с убывающим или, наоборот, с возрастающим значением. Изучении антонимических отношений между словами показывает также, что у многозначных слов в эти отношения иногда могут вступать их отдельные значения (день - ночь, в значении “часть суток”). А у разных значений одного и того же слова могут быть разные антонимы (близкий – далекий, близкий – чужой). Многозначное слово может иметь один антоним, который выступает в нескольких значениях (верхний – нижний, в значении “находящийся сверху”, верхнее – нижнее, в значении “течение”). Как правило, слова с большой лексической сочетаемостью образуют широкую антонимическую зону и наоборот: у слов с малой лексической сочетаемостью невелика и зона антонимии.

Антонимические отношения отражают существенную сторону системных связей в лексике и рассматриваются как особая дополнительная характеристика лексического значения слова. В речи часто противопоставляются слова, связанные в сознании говорящих лишь ассоциативно (волки – овцы, луна - солнце). Возможно даже противопоставить слова сходные по звучанию, то есть имеющие словообразовательные связи, сходное звучание (литература - литературщина, поза – позиция) [3].

Слова-антонимы широко используются в поэзии, фольклоре, пословицах, поговорках, делая речь более образной и выразительной. Не имеют антонимов в русском языке прежде всего слова с конкретным значением, числительные, большая часть местоимений, качественные прилагательные, которые обозначают оттенки и цвета (кроме слов темный- светлый, черный- белый).

Языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы. В настоящий момент дидактика конкретизирует понятие “развивающее обучение родному языку” как формирование коммуникативно-речевых и коммуникативно-деятельностных умений и навыков учащихся, которые обеспечивают освоение не только учебных знаний, умений и навыков в области теории и практики родного языка, но и общеучебных, а также как одно из условий их социальной адаптации и культурологической включенности в современное общество. Недостатки речевого развития детей, поступающих в школу, обусловливают трудности в освоении программы. У ребенка, имеющего особые образовательнын потребности, более всего не сформированы структуры, отвечающие за актуализацию и реализацию образно-выразительных средств языка. Вместе с тем, в программе массовой школы по русскому языку на изучение тем, касающихся таких разделов лексики как синонимия и антонимия, выделено относительно малое количество часов. Способность активно ориентироваться в таком системном языковом явлении, как антонимия, оперировать в собственной речи словами-антонимами, является наиболее показательным в определении состояния у ребенка школьного возраста прежде всего уровня сформированности словесно-логического мышления, лексико-грамматического компонента речевой системы, степени развития языковой интуиции, творческого потенциала.

Предлагаемый в приложениях речевой материал предназначен для коррекции и развития лексико-грамматических средств языка на втором этапе коррекционной работы на групповых и индивидуальных логопедических занятиях с учащимися 3-5 классов с ОНР, нарушением письменной речи. Речевой материал составлен на основе учебно-методических пособий А.В.Ястребовой, Т.П. Бессоновой, Л.В Забродиной, Е.С. Ренизрук, И.Н.Садовниковой и др.

Варианты заданий и упражнений предлагаются в виде сводной таблицы и распределены соответственно уровням языковой системы и основным разделам программы обучения русскому языку (Приложение 8). Задания направлены на совершенствование навыка подбора слов-антонимов, правильного, свободного, активного употребления их в целях устного общения и письменной речи, на развитие ориентировки в слоговом и морфемном составе слова, навыка словообразования, словоизменения и умения передать суть выполняемых действий в собственном развернутом высказывании. Их выполнение предусматривает работу по разным продуктивным и непродуктивным видам и формам речевой деятельности, таких как говорение, слушание, чтение, письмо.

Речевой материал представлен антонимическими парами слов различной степени сложности с учетом структурной и семантической классификации русской антонимии.

Структурная классификация

Разнокоренные антонимы Однокоренные антонимы
высокий/низкий завязывать/развязывать

Разнокорневые антонимы составляют группу собственно лексических антонимов, а однокоренные – лексико-грамматических. Противоположность значения у них выражена приставками, которые также способны вступать в антонимические отношения (включить- выключить). Противопоставление таких слов обязано словообразованию. И к антонимам здесь можно отнести только те приставочные образования, которые являются крайними членами антонимической парадигмы (красивый-некрасивый, сильный – бессильный), так как приставки не-, без- придают, как правило слову значение ослабленной противоположности.

Семантическая классификация

Антонимы, выражающие качественную противоположность Антонимы, выражающие дополнительность. Отрицание одного дает значение другому. Антонимы, выражающее противоположную направленность действий, слов, признаков.
холодный/горячий конечный/бесконечный замедлять/ускорять
умный/глупый женатый/холостой восход/заход

По структурно-семантическому принципу речевой материал распределен на 7 групп:

1 группа

Пары слов, выражающих преимущественно качественную противоположность приставочным способом. Представлены различными частями речи, разнокоренными по структуре. (Приложение 1)

2 группа

Пары слов признаков, свойств, качеств, противоположных по семантическому значению. Представлены именами прилагательными, разнокоренными по структуре. (Приложение 2)

3 группа

Пары слов, противоположных по семантическому значению. Представлены преимущественно наречиями, разнокоренными по структуре. (Приложение 3)

4 группа

Пары слов, выражающих противоположную направленность действий. Представлены глаголами по части речи, однокоренными по структуре. (Приложение 4)

5 группа

Пары слов, выражающие пространственные и временные оппозиции. Представлены различными частями речи, разнокоренными по структуре. (Приложение 5)

6 группа

Пары слов, выражающие противоположную направленность действий. Представлены глаголами по части речи, разнокоренными по структуре. (Приложение 6)

7 группа

Пары слов, выражающие противоположные понятия. Представлены именами существительными, разнокоренными по структуре. (Приложение 7)

Перед началом работы необходимо отобрать из группы слова, соответствующие возрастному, речевому и умственному уровню развития ребенка. Справа от каждой пары слов выделена пустая графа. Она может быть использована для фиксирования ответа учащегося, либо для примечания специалиста.

Группы слов-антонимов по усмотрению специалистов могут также быть использованы при диагностическом обследовании лексико-грамматического компонента речевой системы. В представленном в приложениях варианте будет легко отследить, какие группы слов вызывают наибольшее затруднение и, соответственно, какие лексико-грамматические функции недостаточны.

Литература

  1. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М.: Русский язык, 1984.
  2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М.:Айрис-Пресс, 2002.
  3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка – М., 1997.