Факторы, влияющие на формирование готовности студентов к будущей профессиональной деятельности

Разделы: Социальная педагогика


Формирование готовности студентов  к будущей профессиональной деятельности является непрерывным и сложным. Поэтому особое значение при его организации  отводится изучению и учету факторов, влияющих на данный процесс. Под фактором (от латинского «factor» – делающий, производящий) понимают все то, что, так или иначе, влияет на тот или иной процесс.
При рассмотрении факторов, оказывающих влияние на формирование готовности студентов к будущей профессиональной деятельности, можно обратиться к исследованиям Н. Э. Касаткиной, А. Н. Леонтьева, Р. А. Парфирьевой, Е.А.Кокшеневой рассматривавших факторы, влияющие на развитие личности студента и самоопределение молодежи.

Так, Р. А. Парфирьева утверждает, что развитие личности студента осуществляется в процессе социализации, и на него оказывают влияние следующие факторы:

  • макрофакторы (общество и государство);
  • мезофакторы (этнокультурные условия, в которых живет и развивается человек);
  • микрофакторы (семья, детские учреждения и др. институты социализации).

Н. Э. Касаткина, Т. М. Чурекова подразделяют все факторы процесса самоопределения молодежи на:

  • Общие (социально-экономические условия жизни людей, духовную культуру общества, СМИ и т.д.)
  • Региональные (специфические особенности экономического и демографического развития региона, оказывающие влияние на выбор профессии и профессиональный выбор молодежи);
  • Психологические факторы делятся на три группы:

–  факторы, обусловленные возрастными особенностями молодежи;
–  факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций;
– факторы личностного характера (склонности, способности, интересы, психофизиологические качества, уровень общеобразовательной подготовки).

А. Н. Леонтьев считает, что все факторы целесообразно разделить на две большие группы:

  • Объективные (факторы, зависящие от экономических, политических и культурных особенностей общества)
  • Субъективные (мотивационно-потребностная сфера личности, ценности, личностные качества, способности).

На основании приведенных примеров можно говорить о разнообразном подходе авторов к группированию факторов, влияющих на процесс развития личности.

Кокшенева Е.А., принимая во внимание наличие классификаций при рассмотрении факторов, посчитала целесообразным выделить три группы факторов. Данная классификация не строгая и основана на положении о возможностях в условиях воспитательно-образовательного процесса учитывать и управлять данными факторами. Используемая ею классификация включает следующие группы:

  • социально-экономические факторы,
  • психологических факторов,
  • организационно-педагогических факторов.

К группе социально-экономических факторов, влияющих на формирование готовности студентов к профессиональной деятельности, относится:

  • состояние рынка труда в данном регионе (возможность трудоустройства); престиж образования и профессии в обществе и в конкретном регионе; востребованность специалистов;
  • социальное положение и уровень образования родителей;
  • материальные возможности семьи.

Группа психологических факторов включает:

  • мотивы выбора профессии;
  • стремление к успеху в деятельности;
  • целенаправленность поведения, формирующаяся под влиянием устойчивой системы осознанных ценностных ориентаций;
  • эмоции, сопровождающие формирование готовности студентов к будущей профессиональной деятельности;
  • воля, благодаря которой студент может овладевать знаниями, умениями и навыками, необходимыми ему в будущей профессиональной деятельности;
  • наличие личностных качеств, способствующих осуществлению будущей профессиональной деятельности.

Группа организационно-педагогических факторов характеризуется реальными условиями, в которые попадает студент в образовательной организации. К данной группе можно отнести:

  • организацию воспитательно-образовательного процесса;
  • уровень преподавания;
  • тип взаимоотношений преподавателей и студентов.

Для проведения исследования на предмет готовности студентов к будущей профессиональной деятельности нами были опрошены 21 студент группы второго курса, обучающихся по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» и 12 студентов группы первого курса, обучающихся по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования». Так же были использованы данные Енотаевского центра занятости населения по востребованности рабочих кадров.
Анализ проведенных исследований скомпонован по группам факторов, разработанных Кокшенева Е.А.

Социально-экономические факторы

По данным Енотаевского районного центра занятости на 01 апреля 2014 года  4 вакансии трактористов и 6 вакансий электриков и электромонтеров. Если брать данные по Астраханской области, то потребность трактористов – 12 человек, электриков – 48 рабочих мест. На сегодняшний день только в селе Никольское зарегистрировано 32 крестьянско-фермерских хозяйства, за которыми зарегистрировано 57 единиц тракторной техники. Подготовку по профессиям «Тракторист» и «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» осуществляет только наш Енотаевский филиал, т.е. переизбытка рабочих кадров по данным профессиям на рынке труда нет.
Таким образом, можно сделать вывод, что потребность в рабочих кадрах по данным профессиям есть. Это подтверждает и проведенный опрос:
«Как вы оцениваете свои перспективы на рынке труда»
– смотрю в будущее с оптимизмом – 21ч. – 64%
– испытываю неуверенность в дальнейшем трудоустройстве – 7ч. – 21%
– продолжу обучение – 5ч. – 15%.
На вопрос «Почему Вы пошли учиться в наш филиал?» ответы были следующие:
Сложное материальное положение – 13ч. – 39%
Нежелание продолжить обучение в школе (низкий уровень знаний) – 10ч. – 30%
Нравится профессия – 8ч. – 24%
Иное – 2ч. – 7%.
По результатам анкеты можно сделать вывод, что только 24% студентов мотивированы изначально на получение выбранной профессии.

Психологические факторы

Представление о профессии как о факторе, определяющем психологическую готовность к профессиональной деятельности, начинается только после начала уроков производственного обучения, где студенты постигают азы выбранной профессии. Об этом говорят и результаты опроса. Если среди первокурсников 7 из 12 опрошенных студентов имеет представление о выбранной профессии, то среди студентов второго курса, которым через месяц сдавать экзамены на право управление самоходными машинами, представление о будущей профессии имеют 21ч. – 100%. О том, как происходит перестройка представления о будущей профессии у студентов, свидетельствуют данные о динамике качества обучения по профессиональному подготовке.
Группа «Трактористов» (второй курс):

Предмет декабрь2012 июнь 2013 декабрь 2013 апрель 2014

Спецпредметы

58 62 65 74

Учебная практика

77 87 92

Наиболее значимыми ценностями для большинства опрошенных студентов является высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.

Организационно-педагогические факторы

С переходом на обучение по новым федеральным образовательным стандартам изменились требований, предъявляемых к выпускникам, к уровню их готовности к будущей профессиональной деятельности. Студенты должны обладать базой специальных профессиональных знаний, иметь сформированные умения функционально-организационной деятельности и навыки применения технологий профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, помогает выпускникам адаптироваться в профессиональной деятельности и иметь активную жизненную позицию. Так как педагогический процесс представляет собой органическое единство процессов обучения, воспитания и развития, то необходимо так его организовать, чтобы сблизить процессы приобретения знаний и процессы обретения профессиональных умений и навыков. Сближение этих процессов непосредственно приводит к планомерному формированию готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.

Учебные плана по профессиям составлены таким образом, что занятия теоретического обучения чередуются с практическими, где отрабатываются практические навыки и где студенты учатся применять на практике полученные теоретические знания.

Для формирования теоретического компонента готовности студенты вовлекаются в подготовку рефератов, докладов, сообщений по теоретическим вопросам. Для формирования навыков исследовательской деятельности в филиале ежегодно проводится научно-исследовательская конференция «Шаг в будущее», где студенты представляют свои работы, выполненные под руководством преподавателей.

С целью формирования умений и профессионально важных качеств занятия проводятся с использованием активных форм и методов обучения: игровые уроки, уроки-экскурсии, уроки-соревнования, конкурсы профессионального мастерства и т.д.

С целью развития социальной активности студентов, межличностному социальному взаимодействию и творческой самореализации в филиале проводятся волонтерские акции, конкурсы талантов, конкурс «Студент года», и т.д. Все эти мероприятия способствуют социальной адаптации личности в дальнейшей профессиональной деятельности.
Одним из основных факторов, влияющих на формирование готовности студентов к будущей профессиональной деятельности оказывает удовлетворенность учебным заведением и взаимоотношениями студент-педагог.

Мы провели анкетирование «Насколько вы удовлетворены организацией учебного процесса». Результаты следующие:

  • Уроками практического обучения – 84%
  • Качеством подготовки в филиале в целом – 83%
  • Организацией научно-исследовательской работы студентов в филиале – 81%
  • Организацией и проведением внеклассной работы – 81%
  • Использование на уроках современных методов обучения – 74%
  • Учебно-материальной базой – 69%

Следующим разделом анкеты был вопрос «Насколько вы удовлетворены взаимоотношениями в филиале»:

  • Студент – куратор группы – 78%
  • Студент – мастер производственного обучения – 87%
  • Студент – преподаватель – 80%
  • Студент – студент – 80%

Таким образом, по результатам проведенного исследования  можно сделать вывод, что в Енотаевском филиале сложились благоприятные условия для формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.

Приложение 1