Урок на тему "Числа 1–10. Закрепление"

Разделы: Начальная школа


Урок обобщения и систематизации знаний составлен с учетом пройденного материала со сквозной развивающей направленностью.

На занятии ученики учатся логически рассуждать, анализировать, делать свои выводы, в своей речи употреблять математическую терминологию.

Через задания поискового характера формируется запрос на интеллектуальную деятельность. Занимательные задания способствуют снижению нагрузки в процессе занятия и логически связать этапы урока, активизации познавательного интереса к предмету.

Материал подобран так, чтобы деятельность учеников носила творческий характер в атмосфере увлеченности и удовлетворенности учением. Разнообразные формы и методы работы формируют у учащихся универсальные учебные действия.

Педагогические задачи урока.

1) Повторить место и способ образования чисел в натуральном ряду.

2) Учить составлять равенства и неравенства.

3) Записывать числовые выражения и вычислять их значения, опираясь на знания состава чисел.

4) Формировать умения составлять, анализировать и решать задачи.

Планируемые результаты образования: УУД

Регулятивные:

а) проговаривать последовательность действий на уроке;

б) формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

в) отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные:

а) делать выводы в результате совместной работы всего класса;

б) находить ответы на вопросы, используя полученные знания на уроках;

в) преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи.

Коммуникативные:

а) вступать в речевое общение;

б) строить монологическое высказывание;

в) владеть совместной деятельностью в парах;

г) слушать и понимать речь учителя и одноклассников.

Личностные:

а) проявлять самоорганизованность и самоконтроль;

б) ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, иметь целевую установку на обработку математических навыков.

Оборудование.

  1.  “Светофорики”.
  2.  Раздаточный материал для работы в парах.
  3.  Карточки с цифрами.
  4.  Схемы для работы над составом числа.
  5.  Таблицы для составления задач.
  6.  Мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Проверяется материальная готовность учеников к уроку.
  2. Напоминается залог успеха обучения с применением приема повтора хором:
  3. “На уроке внимательно слушать:
    Что учитель расскажет сейчас!
    И стараться учиться получше,
    Чтоб тобою гордился твой класс!”.

  4. Проверяется моральная готовность учеников к уроку путем предложения отражения своего настроя индикацией “светофориками”.
  5. С призывом: “С хорошим настроением начинаем!” начинается основная часть урока.

  6. Учитель ориентирует учеников на то, что на данном уроке они будут учиться считать, сравнивать числа и числовые выражения; анализировать и составлять равенства; упражняться в счете и решать задачи.   

II. Актуализация опорных знаний.

1. Работа с числовым рядом с использованием карточек.

За основу принимается ряд: 1, 2, 3, , 5, 6, 7, , 9, 10.

Ученикам предлагается назвать недостающие числа, после чего учитель прикрепляет на соответствующие места карточки с недостающими числами (“4” и “8”).

– Все числа заняли свои места по порядку счета в числовом ряду?

– Назовите наименьшее число.

– Какое наибольшее однозначное число?

– Что Вы узнали о числе “10”?” (Это двузначное число, новая счетная единица – десяток)

– Назовите числа меньше “4”, “7”.

– Какие числа больше “6”, “8”?

– Прочитайте числа, которые больше “3”, но меньше “7”, больше “6”, но меньше “10”.

– Назовите “соседей” чисел: “5”, “8”, “9”.

– Какие числа можно вычитать из “6”, “4”?

– Какие числа можно прибавлять к “5”, к “7”?

– Как получить следующее при счете число?” (+1)

– Составьте свое выражение: + 1 =

(Варианты ответов)

– Как получить предыдущее при счете число?” (–1)

– 1 =

(Варианты ответов)

– Какие математические записи Вы научились составлять с опорой на числовой ряд? (Cоставлять и записывать равенства и неравенства)

– Составьте равенства к рисункам.

+ 4

Рис. 1

Рис. 2

2. Логически-познавательные упражнения.

– Назовите знаки неравенства.

7 9             8 6

– Дополните неравенства.

4 <           < 7

5 >         9 >

– Сравните выражения, рассуждайте.

5 + 2   5 + 3

6 – 3   6 + 3

– Объясните, как сравнить по длине два отрезка?

(На доске начерчены отрезки)

(Варианты ответов)

3. Работа в парах.

Ученики знакомятся с заданиями, обсуждают, применяют полученные знания на практике с последующей проверкой.

1. Поставить знаки “>”, “<”:
10 …6 6 + 2 …6
4 … 8 8 – 3…8
2. Дополнить неравенства:
5 < >
7 > <

4. Физминутка.

Один, два, три, четыре, пять – все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже: руки за спину положим,

Голову поднимем выше и легко-легко подышим!  

III. Арифметическая часть.

1. Сравнение числовых выражений и групп цифр.

– В чем сходства и отличия выражений:

4 + 5 6 – 2 8 – 2

5 + 4 6 + 2 8 + 1

– Вычислите их значения.

– Найдите закономерности и продолжите:

6 + 3     5 + 2

5 + 4     5 + 3

4 + 5     5 +

3 +    +

+

– Сравните группы цифр:

5 5 4 5 4 3 5 4 3    

– Найдите закономерность.

2. Cостоятельная работа в рабочей тетради.

Стр. 45, № 3.38.

Проводится взаимопроверка.

3. Работа над составом числа.

а) Анализ схем состава чисел.

Ученики рассуждают:

“7” – это сумма чисел “5” и “2”.

Из “7” вычесть “5” получится “2” и т.д.

б) Работа с индивидуальными карточками.

Ученики показывают карточки с ответами.

4. Работа в тетради.

Стр. 45, № 4.

Первый столбик – с комментированием, второй и третий столбики –самостоятельно по вариантам.

Выборочная проверка.

5. Дидактическая игра.

Виртуальное путешествие с использованием проектора.

– Пришло время отдохнуть. Мы отправляемся с Вами в путешествие на поезде.

Слайд № 1.

(на экране появляется изображение поезда)

– Наш вагон находится между пятым и седьмым вагонами.

– В каком вагоне мы поедем? (6)

(Звучит мелодия)

– Мы приехали на станцию “Лесная”.

Физминутка для коррекции осанки.

Есть в лесу три полочки,
Ели-ёлки-ёлочки.
Лежат на елях небеса,
На ёлках – птичьи голоса,
Внизу на ёлочках – роса.

(Ели – руки вверх, ёлки – руки в стороны, ёлочки – присядьте)

Слайд № 2.

(На экране появляется изображение ежа с яблоками)

– Ёжик в норке спрятал 4 яблока.

– Он принес еще 3 яблока.

– Сколько всего яблок он спрячет в норе? (7)

– Как сосчитали?

Слайд № 3.

(На экране появляется изображение белочки с грибочками)

– Следующая станция “Сосновка”.

– Белочка собрала 8 грибов.

– Как она сможет разложить эти грибы в два дупла?

(Варианты ответов)

Слайд № 4.

(На экране появляется изображение с зайчатами)

– На поляне играли 7 зайчат.

– 2 из них убежали в лес.

– Сколько зайчиков осталось? (5)

– Как сосчитали?

Слайд № 5.

(На экране появляется изображение с елями)

– Пришло время возвращаться.

– Вдоль тропинки росли 6 высоких елей и 3 низких.

– Сколько всего елей? (9)

– Как сосчитали?

Слайд № 6.

(На экране появляется изображение поезда)

– Мы возвращаемся в вагоне, который находится между третьим и пятым вагонами поезда.

– Назовите номер нашего вагона. (4)

(Звучит мелодия)

IV. Решение задач.

V. Составьте по рисунку рассказ.

(В вазу поставили 4 красных розы и 3 белых).

– Что Вы можете узнать? (Сколько всего в вазе роз)

– Составьте выражение и вычислите его значение.

– Сколько всего роз в вазе? (7)

– Что Вы составили с числовыми данными? (Задачу)

– Из каких частей состоит задача? (Из условия и вопроса, решения и ответа)

VI. В вазе было 8 груш. За обедом съели 3 груши.

– Поставьте вопрос.

– Составьте решение.

– Ответьте на поставленный вопрос.

1. Придумайте условие задачи по данному решению.

9 – 2 = книг.

– Ответьте на вопросы задачи.

2. Работа с учебником. (Т.Е. Демидова, Математика, II часть).

Стр. 38:

№ 1 – устно;

№ 2 – письменно с комментированием;

№ 3 – индивидуальное задание (решают 2 ученика);

№ 4 – самостоятельная работа.

V. Подведение итогов урока.

– Какие цели перед собой ставили?

– Достигли мы их?

– Какие задания больше всего понравились?

Дети дают самооценку своих достижений на уроке.

– Оцените свой труд с помощью “светофорика”.